Автор Тема: Народные и церковные праздники  (Прочитано 58548 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30166
  • -> Вас поблагодарили: 47252
  • Сообщений: 11691
  • Респект: +22838/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #45 : 19 Август 2015, 08:14:21 »
19 августа - Яблочный спас


Второй (Яблочный) Спас, следующий за Медовым, или Первым Спасом (14 августа), известен также под полным церковным названием - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

История праздника облачена в такое сказание. Однажды Иисус Христос начал посвящать в грядущее своих учеников, дабы они все верно понимали. Было это нужно, в частности, по той причине, что ученики его, апостолы, нерушимо верили: учитель должен стать царем Израилевым. Он же должен был убедить их, что он пришел на землю не пророком от еврейского народа, а как Сын Божий, что его предназначение - не править страной, но спасти весь человеческий род.

Как сказал об этом преподобный Ефим Сирин: «чтобы Господь явил им царство славы своей прежде поругания своего и бесчестия, чтобы знали они, что распят он не по немощи своей, а добровольно для спасения мира».

Однажды Иисус и трое особо приближенных к нему учеников – Иоанн, Иаков и Петр - поднялись помолиться на вершину горы Фавор. Но в праведной молитве ученики-апостолы почему-то погрузились в сон и не видели начала Преображения Господня. Пробудил их лишь необыкновенный свет, исходивший от их учителя.

В нем близ Иисуса были Илия и Моисей, говорившие с Христом о том, что нужен исход в Иерусалим, дабы свершился его искупительный подвиг. Затем облако накрыло гору, и из него раздался глас Бога: «Се есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». В страхе ученики Иисуса простерлись ниц и поднялись лишь тогда, как Христос дотронулся до них. Он обратился к ним с просьбой молчать об увиденном и услышанном на горе до поры, пока не свершится его казнь и затем – воскрешение.

Преображение Господне – один из самых ранних христианских праздников, отмечаемый еще до начала 5 века. На Руси же праздник был известен как один из самых почитаемых, празднование его сопровождалось большим размахом, тем более что выпадало оно на время осеннее, особо щедрое и благополучное для простого народа.

На селах заводили песни, едва солнце опускалось к горизонту. Сады были полны угасающего летнего тепла и множества яблок. Угощались спелыми плодами, начиняли пироги, пекли плоды с медом. А, поскольку до наступления Второго Спаса яблоки были под запретом, в праздник становились лучшим лакомством.

Да и когда начинали их сбор, первые несколько плодов нужно было освятить в церкви. Когда же с удовольствием доедали на Спас первое яблоко, можно было загадать желание. На юге страны к яблокам прибавляли для освящения и, соответственно, угощения, первый виноград. Открывали и яблочные торги, на которые все цвета и сорта даров из садов везли целыми телегами. Непременно нужно было также раздать немного яблок нищим и больным, странникам, а, если кто жадничал – его быстро всем миром объявляли человеком непорядочным.

Верили, что на Преображение приходятся последние теплые ночи, а затем приходит время осенних холодов, о чем говорили так: «Второй Спас шубу припас», «Пришел Спас — бери рукавицы про запас». Даже журавли уже готовились на отлет на зимовку за моря.

Каков был Яблочный Спас, соответствовало погоде в январе следующего года.
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30166
  • -> Вас поблагодарили: 47252
  • Сообщений: 11691
  • Респект: +22838/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #46 : 28 Август 2015, 08:02:25 »
28 августа - Успение

Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, называемый народом просто – Успение. А посвящен этот день дате смерти Божией Матери.

О ее жизни из Нового Завета известно следующее. Апостолу Иоанну распятый Иисус поручил опекать Марию, что было верно исполнено – после казни Христа и его воскрешения Мария и Иоанн стали жить в Иерусалиме. Нередко Мария поднималась на Голгофу помолиться, и сюда как-то к ней спустился сам архангел Гавриил, известивший Марию: через 3 дня ей суждено «отойти ко Христу Богу». И в день кончины Марии в Иерусалим чудесным образом перенеслись апостолы, до того находившиеся в иных странах, где они говорили проповеди.

Апостолы погребли Марию близ ее родителей, а вход в гробницу завалили большим камнем. В третий день от смерти Марии в Иерусалим пришел Фома, и апостолы вместе с ним отправились к гробнице, дабы и Фома смог проститься с Марией.

Но, когда они отодвинули камень и вошли в гробницу, то не нашли там тела Богородицы, лишь ее благоухающие погребальные одежды. И вскоре, не наступил еще и следующий день, Мария навестила апостолов, они узрели ее среди ангелов, а она сказала: «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни».

Успение – один из самых ранних христианских праздников. В 6 веке его праздновали везде, где только было христианство, а датой его официального установления принято считать 582 год. Православная церковь считает Успение одним из дюжины важнейших праздников после пасхи. Успением завершается Успенский пост, строже которого только пост Великий.

В народном сознании образ Богородицы причудливо соединился с Матерью Сырой Землей – одним из древнейших славянских божеств, и потому на Успение также справляли именины Земли. Для ее почитания в этот день по ней не следовало ходить без обуви и, тем более, тыкать ее чем-то острым, вроде лопат или даже палок.

Успение иногда также именовали Дожинком, потому что завершалась хлебная жатва.

На жатве больше трудились женщины, и потому после Успения наступало молодое Бабье лето, время отдыха всего слабого пола, выполнявшего столько трудной работы, и время это тянулось до 11 сентября, то есть до Ивана Постного. Выходя на поле в последний раз, женщины перекатывались по земле и просили жниву вернуть силы, которых ушло немало на жатве, а также обвязывали серпы соломой. Сноп, сжатый последним, рядили в кокошник и яркий сарафан и с почестями, под песни, несли в деревню.

В этот день в церкви освящали и благословляли хлебные колосья и зерно.

Завершалось же все пирами, на которые все скидывались кто деньгами, а кто продуктами, и так накрывали длинные столы с жареной бараниной, пирогами, прочими угощениями и свежим пивом, причем на пиры приходили и те, кто был беден, их почитали за долг угощать более зажиточные селяне.

Еще одним названием праздника было Соление, так как приходила пора квасить капусту и солить огурцы, в зимнее время составлявшие неотъемлемую часть крестьянской пищи. Огурцы и капуста шли в рассольники и щи, ели их и просто – с хлебом и картошкой.
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30166
  • -> Вас поблагодарили: 47252
  • Сообщений: 11691
  • Респект: +22838/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #47 : 19 Сентябрь 2015, 01:12:07 »
19 сентября - Михайлов день

День назван в честь архангела Михаила, чье имя в первоначальном виде складывается из трех слов: «Ми ка эл» - и дословно означает «Кто как Бог?». Слово «Архангел» переводится как «старший посланник».

Согласно православию, Михаил – архистратиг, возглавляющий святое ангельское воинство, охраняющих закон Божий. Он почитается защитником и помощником христианам, противостоящим злым силам, а также тем, кто оберегает души покинувших этот свет, ведь он вознес на небеса еще души Богородицы и Авраама.

Также Михаил – привратник рая. Поскольку Михаил противостоит злым духам, то ему молились в болезнях об исцелении, ведь именно злобные духи, верили наши предки, порождали все болезни. Именем Михаила часто назывались источники, чья вода была целебной.

В Михайлов день крестьяне сходились на мирские братчины для разрешения дел в семьях или между соседями. Сходка могла закончиться не только спором, но и ссорой, но неизменно их завершали застольями, причем каждый приносил по какому-либо кушанью. И вот теперь пора было мириться и брататься, а второй такой шанс выпадал на Николу Зимнего (19 декабря).

Приниматься за работу этим днем было нельзя, чтобы не прогневать Господа.

Однако пора было обратить внимание на погоду, тем более, что подступали холода: «Михаил заморозком прихватил». И вот после них, если ветви деревьев наряжались инеем, ожидалась зима снежная. А еще стоило поглядеть на осину: если ее листочки опадают вверх «изнанкой», можно ждать зиму теплую, а если наоборот - студеную.

Именинники в этот день: Андрей, Всеволод, Денис, Давид, Дмитрий, Иван, Кирилл, Константин, Макар, Михаил, Фекла
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30166
  • -> Вас поблагодарили: 47252
  • Сообщений: 11691
  • Респект: +22838/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #48 : 30 Сентябрь 2015, 08:22:51 »
30 сентября - Вселенские бабьи именины, Вера - Надежда - Любовь

Этот день посвящен памяти сразу четырех мучениц – Софии и трех ее дочерей – Любови, Надежды и Веры. Вере было 12 лет, Надежде - 10, Любови - 9.

Правда, эти их имена являются переводом изначальных имен греческих - Пистис, Элпис и Агапэ. Только имя София, имеющее значение «мудрость», сохранилось в своем первом звучании.

Легенда гласит: благочестивая вдова христианка София достойно растила дочек. Правивший тогда император решил повернуть юных христианок к язычеству, для чего сперва уговаривал их, одаривал, далее – угрожал.

Когда же они проявили стойкость, их стали пытать, но это не причиняло им никакого вреда. Наконец, их казнили, отрубив головы. Мать не вынесла горя, похоронва дочерей, через несколько дней отошла в мир иной.

Имена святых мучениц пользовались большой популярностью, именины этим днем праздновали многие, а однажды к главному празднику присоединился еще один – Вселенские бабьи именины, с которыми нужно было поздравить каждую женщину. Длились они целых три дня, когда славилась женская мудрость и лучшие их качества – вера, надежда, любовь.

Как частенько бывало на русских праздниках, бабам и девицам нужно было пролить хоть чуть-чуть слез – за себя и родню, а там и вновь хлопотать по дому да у печки, занимаясь выпечкой крендельков да именинных пирогов.

Нередко денек был погожим, что слыло доброй приметой. Коли журавлиные клинья тянулись на юга, верили, что до Покрова точно придут морозы.

Именинники в этот день: Александр, Андрей, Иосиф, Леонтий, Сергей, Юлиан

С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30166
  • -> Вас поблагодарили: 47252
  • Сообщений: 11691
  • Респект: +22838/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #49 : 14 Октябрь 2015, 01:53:45 »
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30166
  • -> Вас поблагодарили: 47252
  • Сообщений: 11691
  • Респект: +22838/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #50 : 14 Октябрь 2015, 09:28:08 »

14 октября в мире отмечают: Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется православными 14 октября по новому стилю. Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, когда в одном из храмов Иерусалима во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало - покров.

...В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных".

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?". Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь".

Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан".

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там".

Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков, собрав последние силы, они победили сарацинов.

Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, чтобы господь послал им хороших женихов. Народная примета подсказывает, что чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году.
С Ув. Владимир

Дигидон

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 17757
  • -> Вас поблагодарили: 30142
  • Сообщений: 6593
  • Респект: +4908/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #51 : 01 Ноябрь 2015, 10:31:07 »
День всех святых

Этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года

1 ноября Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших:
1 ноября День всех святых (All Saints' Day) и 2 ноября День поминовения усопших (All Souls' Day) следуют один за другим.

Христианский праздник День всех святых имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самайн (Samhain). Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим — сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные существа) приходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность побывать в потустороннем мире.

 Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых.

 Примерно в это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два праздника — Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов. Такое совпадение дат способствовало сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с праздником церковным.

Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees (Месса всех святых) — таково было его искаженное староанглийское название, так что «Хэллоуин» — это не более чем «Канун Оллхолуиса». При этом, языческие представления о сидах в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш.

 Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день в 609 году папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви (по другим источникам этот праздник ввел Римский папа Григорий IV в 835 году).

 А в начале 11 века этот праздник был перенесен на 1 ноября (тогда этот день посвящался тем святым, у которых не было своего праздника в течение года).
« Последнее редактирование: 01 Ноябрь 2015, 11:21:41 от vdovbnenko »

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30166
  • -> Вас поблагодарили: 47252
  • Сообщений: 11691
  • Респект: +22838/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #52 : 04 Декабрь 2015, 08:10:59 »
4 декабря – Введенье

Великий двунадесятый праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы – в честь того, что святые Анна и Иоаким, выполняя свой обет посвятить дочь Богу, как только ей сравнялось три годика, привели будущую Деву Марию в Иерусалимский храм.

Воспитанниц здесь содержали в строгости и благочестии. Их учили искусному рукоделью, но прежде всего – Священному Писанию, а каждую свободную минутку юные девушки должны были молиться. Согласно легендам, ангелы в ту пору не только говорили с Марией, но и подавали ей пищу. После двенадцатилетия Анна и Иоаким избрали для нее мужем вдовца Иосифа, человека, уважаемого за свое благочестие.

Отмечаемый еще с самых ранних христианских времен, праздник Введения особо распространился в христианстве в IX веке.

На Руси длинное полное название праздника сократили до «Введения» и со временем это понятие стало соотноситься не столько с Матерью Божьей, но с пониманием самого начала, и, в соответствии с реалиями земли русской, с началом зимней поры. Об этом так и говаривали: «Введенье пришло — зиму привело».

Говорили даже, что на Введенье по улицам сел и городов проезжала сама Зима, правда, редко кому удается увидеть ее, а так-то она - видная барыня в шубе белой и пушистой, как снег, и сани у нее запряжены тройкой лихих белых коней. От ее дыхания стынет воздух и на окнах вырисовываются сказочные узоры.

Люди радовались, когда этот день был морозным и золотистым от солнца, ведь это было верной приметой того, что на следующий год уродится хлеб, и об этом говорили так: «Сильная зима — готовь закрома». А, вот если день был теплым, и солнышко пряталось за облаками, словом, было не зябко и пасмурно, то можно было и не мечтать о добром урожае.

Погода на Введенье соответствовала погоде на ближайшие дни, в особенности тому, какова она будет на самые ближние к этой дате праздники. Так, если трещал мороз, то и на дни рождественские будет студено.

В праздник открывали Введенские ярмарки, то есть зимние торги, на которых продавцы, прежде всего, предлагали сани.

Пора была пробовать сани, и открывали зимнюю дорогу, как правило, молодожены, которые неслись в расписных нарядных, санях. Молодой супруге полагалось нарядиться в самое лучшее платье, а супруг ее, подпоясанный алым, или какого другого яркого цвета кушаком, правил лошадьми.
С Ув. Владимир

Admin

  • Администратор
  • Аксакал
  • *******
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 23485
  • -> Вас поблагодарили: 22322
  • Сообщений: 6551
  • Респект: +4592/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #53 : 19 Декабрь 2015, 09:46:59 »

Пусть в день святого Николая
Вас множество подарков ждет,
Пусть будет жизнь у вас такая,
Когда всегда, во всем везет!

Вы загляните под подушку –
Вас ждет сюрприз наверняка.
Удача станет вам подружкой,
И не на день, а на века!

sogaz

  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 9990
  • -> Вас поблагодарили: 22201
  • Сообщений: 4966
  • Респект: +3577/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #54 : 19 Декабрь 2015, 12:25:46 »
Бог наблюдает за тобой.
Так живи, чтобы ему было интересно.

Root

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 11180
  • -> Вас поблагодарили: 17847
  • Сообщений: 3890
  • Респект: +2651/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #55 : 13 Январь 2016, 21:11:09 »

Gorra

  • ЗАМ Админа
  • Аксакал
  • ******
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 2794
  • -> Вас поблагодарили: 23391
  • Сообщений: 6492
  • Респект: +5134/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #56 : 13 Январь 2016, 21:39:41 »
 ::: ::: ::: ::: :::


vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30166
  • -> Вас поблагодарили: 47252
  • Сообщений: 11691
  • Респект: +22838/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #57 : 18 Январь 2016, 11:03:30 »
18 января — Крещенский сочельник, Голодный вечер

В Крещенский сочельник еще длился пост, и, разумеется, на столе было не густо, отсюда и пошло второе название – Голодный вечер. Но все-таки хозяйки умели радовать и скромным – постная каша, медовые оладьи и овощные блины, и непременно – сочиво, которое готовили из зерна.

Крещенский снег, наделенный в сочельник особой силой, мог отбелить любой холст, лечил хвори, и, если бы кто отнес его в баню, превратил в воду и намылся бы с ней, то сохранил бы свою красоту, и потому бабы и девицы собирали этого снега побольше.

В те стародавние времена возник обычай, дошедший до нашего времени – отправляться на реку за водой в ночь на Крещение. Воду, принесенную домой, хранили и берегли: верили, что вода эта не портится в накрытом сосуде и обладает теми же чудесными свойствами, что м снег крещенский.

В Голодный вечер гадали на будущий урожай да погоду, для чего смотрели на небо, и, если звезд было много, значит, будет добрый урожай, а если пойдет густой снег - уродится гречка.

Ясные звезды во множестве также предвещали многочисленный овечий приплод, о чем есть поговорка «Звезды ярки породят белые ярки». Грозовое лето предсказывал сильный южный ветер. Роение пчел предвещала метель, и также она в этот день обещала повториться и на Масленицу.

Именинники в этот день: Григорий, Евгения, Иосиф, Лукьян, Нонна, Полина, Роман, Татьяна
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30166
  • -> Вас поблагодарили: 47252
  • Сообщений: 11691
  • Респект: +22838/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #58 : 19 Январь 2016, 00:18:09 »
19 января — Крещение, Святое Богоявление

Это - день Святого Богоявления, одного из главнейших православных праздников. За века он претерпел много изменений, но изначально он был посвящен рождению Христа и тем событиям, что его сопровождали.

Согласно легенде, Христа крестили в реке Иордан, и по сей день на Крещение прорубь в речном льду называют «иорданью» и делают в форме креста.

Речной воде в этот праздник приписывали особые свойства, целебные и даже волшебные. Верующие и сегодня запасаются ею из рек или берут освященную в церквях, и верят, что таковой она остается целый год. Используют ее в религиозных обрядах, в качестве лекарства, а также для обрядов освящения полей и домов.

Если же кто купался на Крещенье в проруби, то ему, как гласила молва, можно было не бояться болезней весь год.

В этот девицы последний раз гадали на суженого, выходя за околицу, и тут уж как повезет: встретит первым молодца, в этом году выйдет замуж, а если первым встречным будет старик – добра не жди.

В народной культуре к Крещенью нет особых плясок и песен, но немало примет и поверий. Так, после окончания службы крестьяне спешили раньше соседей оказаться дома, чтобы быть и первыми, когда придет пора собирать урожай.

Оградить скотину от болезней могло сено, на котором постояла кутья, поэтому его давали понемногу, растягивая на подольше. А если очень хотелось, чтобы сбылось заветное желание, ночью молились небу.

«Крещенские морозы» были жесткими, но стоило их переждать, и погода менялась в лучшую сторону. Об этом в народе говорили: «Трещи не трещи, а минули водокрещи».    И, хотя эти морозы были обычным делом, добрых хлебов после них не ждали: «Силен мороз на Водокрещи — на хлеба не ропщи». Правда, примету можно было «исправить», приметив снег хлопьями или туман.
С Ув. Владимир

student

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 38333
  • -> Вас поблагодарили: 36375
  • Сообщений: 16384
  • Респект: +2308/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #59 : 15 Февраль 2016, 13:56:58 »

Сретение Господне

15 февраля (2 февраля по старому стилю) православные отмечают великое Сретение Господне.


В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки — встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник — его всегда отмечают 15 февраля.

Что означает слово «сретение»?

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца?

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка — то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной.


Кто такой Симеон Богоприимец?


По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.
Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница)

Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник — святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.
Сретение. Андреа Селести. 1710.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».



Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 — 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 — 38).


Как начали праздновать Сретение Господне?


Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе — с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».

В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) — так его называют католики.

Наш Богослужебный Устав — Типикон ничего не говорит о освящении свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».
Сретение. Гербрандт ван ден Экхаут.


Что значит икона «Умягшение злых сердец»?


С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется « Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

Какие приметы существуют на Сретение?

На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение — это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и тёплая, если холодный день — жди холодной весны. Выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт — весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних». «На Сретение капель — урожай пшеницы». «На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».
« Последнее редактирование: 15 Февраль 2016, 14:02:13 от student »