МКС предложил ограничить долю иностранного владения в онлайн-кинотеатрах
Медиакоммуникационный союз (МКС) подготовил новую версию законопроекта, регулирующего деятельность онлайн-кинотеатров и прочих онлайн-видесервисов в России. В ней авторы документа убрали несколько спорных инициатив, но зато внесли новый пункт, который, по аналогии с законом "О СМИ", вводит 20%-ное ограничение доли иностранного владения в российских аудиовизуальных сервисах. Об этом пишет "Коммерсантъ".
По мнению директора департамента ТВ и контента J'son&Partners Дмитрия Колесова, главным образом данный пункт направлен против Netflix'а, которого игроки отрасли и законотворцы считают чуть ли не главной угрозой рынка. "Также к списку компаний, против которых направлен этот проект, можно отнести YouTube, Google Play и iTunes", - считает он.
Очевидно, что закон ударит и по китайской компании LeEco, которая по крайней мере до сегодняшнего дня планировала выходить на российский рынок с собственным онлайн-кинотеатром, а заодно инвестировать в него от $500 млн до $1 млрд (это и производство контента, и e-commerce, и создание облачных и финансовых сервисов). "Принятие закона может в принципе ограничить доступ к капиталу и инвестициям для всей OTT-индустрии. А отсутствие ресурсов на масштабный маркетинг и закупку, производство эксклюзивного контента как раз и мешает отрасли сделать качественный скачок, - поделился с "Кабельщиком" Алекс Васильев, вице-президент по развитию LeEco в России и Восточной Европе. —Без активных инвестиций транснациональных компаний в отрасль и возможностей по глобальной дистрибуции контента его никогда не получится.
Кто бенефициар нового законопроекта — пока не ясно, поскольку даже некоторые крупные вещатели, операторы и медиакомпании еще в самом начале обсуждения законопроекта МКС высказывались о нем резко негативно.
Меж тем, онлайн-кинотеатры продолжают высказываться резко против законопроекта, несмотря на то, что из него убрали некоторые спорные пункты, в частности, обязанность стриминговых сервисов обеспечивать доступ к контенту на всей территории России, иметь в своей библиотеке не менее 30% контента отечественного производства и показывать не менее 80% видеопродукции на русском языке. Игроки рынка объясняют свое негодование тем, что под якобы благими намерениями законопроект на самом деле преследует цель передела рынка онлайн-видео.
"Мы взаимодействуем с государством во многих направлениях, а нас сейчас кто-то, преследуя свои цели, выставляет чуть не врагом. Хотите сделать лучше — спросите, мы поможем. Не путем решения коммерческих задач, прикрываясь политическими запросами, а реальной работой в направлении развития кинематографа и его дистрибуции, российского в частности. Мы работаем в рамках российского законодательства, то есть мы и так подконтрольны государству. Пираты — нет. Усложнить жизнь нам — это дать толчок для развития неподконтрольных (пиратских) сервисов. Понимают ли это инициаторы такого законопроекта — вопрос. Поэтому, надеюсь, что мы сможем разъяснить эти риски законодателям", - прокомментировал "Кабельщику" глава российского офиса Megogo Виктор Чеканов.
На вопрос — какие шаги намерены предпринимать онлайн-кинотеатры, чтобы отстоять свои интересы, глава Ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин ответил следующее: "Наша задача — добиться широкого экспертного обсуждения этого законопроекта, где мы сможем выяснить — есть ли необходимость в предлагаемых мерах? А вообще, мы бы очень хотели пообщаться с конкретными компаниями и людьми, которые придумали подобным образом регулировать рынок". Под "широким экспертным обсуждением" Бырдин подразумевает обсуждение вопроса на площадке рабочей группы "Связь и IT" экспертного совета при правительстве РФ. Собственно, в первую очередь на этой площадке рассчитывают выяснить — зачем и почему предлагается ограничить иностранные инвестиции в отрасль?
Если закон примут (а его планируется внести на рассмотрение в Госдуму этой осенью), то он вступит в силу 1 января 2017 года, а к 1 марта 2017 года игрокам рынка необходимо будет привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями.
Стоит отметить, что новые нормы (а речь не только об ограничении владения, но и о внесении данных в реестр, соблюдении правил подсчета пользователей, невозможности размещать информацию о кандидатах и т.п.), в случае их принятия, не будут распространяться на "аудиовизуальные сервисы, предоставляющие доступ исключительно к аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями – физическими лицами информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также на поисковые системы".
А часть, касаемая 20%-ного ограничения на иностранное владение, не распространяется на "организаторов аудиовизуальных сервисов, являющихся хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляющими деятельность, указанную в ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и (или) лиц, входящих с ними в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 9 ФЗ "О защите конкуренции".