«Зеонбуд» разделят поровну пять олигарховМонопольный провайдер цифрового эфирного телевидения «Зеонбуд» в ближайшее время превратится в консорциум основных игроков. Как рассказал «Капиталу» топ-менеджер одной из компаний, которая выступала техническим партнером «Зеонбуда», предполагается, что он будет разделен на пять равных частей. По 20 % получат группа «Интер» Дмитрия Фирташа, «Медиа Группа Украина» Рината Ахметова, StarLightMedia Виктора Пинчука, «1+1 Медиа» Игоря Коломойского. Пятая доля должна отойти 5 каналу, подконтрольному Петру Порошенко, и государственным вещателям.
Член Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Григорий Шверк сказал, что о таком тоже слышал. «Насколько я знаю, сейчас ведутся переговоры о возможности акционирования украинскими медиагруппами компании «Зеонбуд» таким образом, чтобы они стали ее владельцами», — подтвердил он.
Контрольного пакета не будетЕще один собеседник «Капитала» в одной из медиагрупп говорит, что переговоры с собственниками медиагрупп и их консультантами начались еще в марте, а завершить процесс планировалось до конца года. «Доминирующего влияния в новообразованной открытой структуре ни у кого не будет, чтобы избежать разногласий», — говорит собеседник издания. «Хотя конечно же, есть отдельные игроки, которые хотели бы получить контрольный пакет, но есть и другие, которые тоже берут участие в переговорах», — говорит основатель телеканала «_______ ТВ» Николай Княжицкий, который тоже недавно обзавелся местом в сети «Зеонбуда» (купил «Голдберри»). «В идеале он [«Зеонбуд»] должен стать чисто технической компанией по распространению сигнала, которой владеют крупнейшие телеканалы, контролирующие 80 % ТВ-аудитории», — отмечает собеседник «Капитала» в еще одной медиа-структуре.
Изначально самое большое влияние на «Зеон_буд» имели СКМ и «Интер» и старая власть. Напомним, что «Зеонбуд» еще в 2008 г. учредила компания КПМ, оформленная на Omni International Ventures Limited. Эта же компания фигурировала в сделке, когда СКМ покупал киевский ЦУМ. В 2010 году незадолго до получения лицензии на строительство цифровых сетей «Зеонбуд» приобрел кипрский офшор Planbridge Ltd. Впоследствии больше всего мест в сетях «Зеонбуда» получила группа «Интер», а СКМ вместо одной «ТРК Украина» обзавелся еще двумя новыми эфирными каналами. Четыре места под эфирные каналы в сети попали под контроль представителей старой власти. Сейчас два из них уже проданы.
Сбивают ценуРыночную стоимость «Зеонбуда» сложно оценить. По мнению генерального директора Concorde Capital Игоря Мазепы, ее можно узнать, только если построить аналогичную сеть и потраченные на строительство средства разделить на два. «Вот это была бы реальная стоимость «Зеонбуда» без учета долгов», — отмечает он. Один из собеседников «Капитала», хорошо знакомый с бизнесом «Зеонбуда», заявил, что задолженность каналов перед «Зеонбудом» перевалила за 1,5 млрд грн. Ряд телеканалов не платит за распространение сигнала уже долгое время.
по 20% «Зеонбуда» могут получить группа «Интер» Дмитрия Фирташа, «Медиа Группа Украина» Рината Ахметова, StarLightMedia Виктора Пинчука, «1+1 Медиа» Игоря Коломойского. Пятая доля должна отойти властям
Опять же из‑за долгов у некоторых медиа-групп могут возникнуть сложности с окончательным договором. «Если прийдут к соглашению, то нужно будет каким‑то образом рассчитаться, а свободных денег сейчас ни у кого и нет. Поэтому в СМИ может специально создаваться шумиха по поводу того, что «Зеонбуд» — это зло, которое нужно предать анафеме», — говорит один из собеседников «Капитала». Создание негативного образа вокруг компании может оказать влияние на финальную стоимость актива, что, по его словам, будет только на руку покупателем перед сделкой.
Успеть по Женеве
Превращение «Зеонбуда» в консорциум из основных игроков решит ключевой вопрос телевизионной отрасли: в 2015 г. Украина согласно международному договору «Женева 2006» должна отключить аналоговое вещание, оставив только «цифру». Но плана отключения аналога еще нет. «Если владельцами «Зеонбуда» станут украинские медиагруппы, это решит многие проблемы, связанные с запуском цифрового телевидения. Это была бы идеальная картинка», — соглашается Шверк.
«Если медиагруппы действительно получат контроль над «Зеонбудом», изменится ценовая политика для телеканалов. Компании будут напрямую заинтересованы в том, чтобы цифровое телевидение было внедрено как можно быстрее», — отмечает менеджер одной из медиагрупп. Потому что сегодня телеканалам приходится платить и за цифровое, и за аналоговое вещание. Ведь никто же не знает, какое реальное покрытие «Зеонбуда». И не имеет к этим данным доступа.
Примечательно, что ранее руководство Концерна РРТ предлагало создать свою альтернативную сеть цифрового вещания для нужд государственных вещателей, и, возможно, некоторых частных. Но дальнейших новостей по воплощению этих планов в жизнь пока не было.