Ассортимент видеоконтента постоянно расширяется. Зрители могут выбирать из десятков телеканалов, ряда стриминговых сервисов, YouTube или социальных сетей. « Сейчас доступно больше контента, чем когда-либо, а у зрителей по-прежнему столько же времени. Поэтому нас интересовало, на каких платформах чешские зрители проводят время, как они выбирают, что смотреть, каковы их предпочтения и мотивация », — говорит Михаэла Суракова, управляющий директор Atmedia, комментируя текущие результаты исследования индекса Atmedia, некоторые из которых она впервые представила на конференции Forum Media 2025 под названием «7 граней чешского зрителя». « Иногда мы слышим, что молодое поколение сегодня смотрит только стриминговые сервисы, а старшее — только телепередачи. Поэтому мы хотели разобраться в фактах », — объясняет Михаэла Суракова, главная мотивация исследования. ▲ Рис. 1 — Как мы смотрим телевидение и VOD-сервисы (фото: Atmedia)

Количество зрителей, смотрящих исключительно потоковые сервисы, минимально.
На основе интенсивности просмотра телеканалов и VoD-сервисов, а также их поведения и отношения, исследовательский индекс atmedia выделил 7 сегментов чешских зрителей. Первый сегмент состоит из стриминговой элиты — зрителей в возрасте 25-34 лет, которые значительно склонны к использованию VoD-сервисов: ровно половина из них смотрит их ежедневно, в то время как только 15% ежедневно смотрят телепередачи. « Неудивительно, что стриминговая элита смотрит почти исключительно стриминговые сервисы. Они включают телевизор, чтобы быть в курсе событий. Однако их доля в чешском населении составляет всего 12% », — отмечает Михала Суракова.
В отличие от этих зрителей, есть еще три сегмента, которые больше склонны к телепередачам. Это независимые наблюдатели, консерваторы и прагматики, которые вместе составляют 45% чешского населения в возрасте 15-69 лет. Общим знаменателем является то, что все три сегмента зрителей проводят больше времени за просмотром телеканалов, чем стриминговых сервисов, различаясь лишь частотой. В то время как 34% независимых наблюдателей смотрят телеканалы ежедневно, 64% консерваторов и прагматиков смотрят их ежедневно. Независимые наблюдатели — это люди старше 45 лет, которые почти никогда не смотрят стриминговые сервисы. Консерваторы — это в основном женщины в возрасте 45-54 лет, которые также еще не освоили стриминговые сервисы. С другой стороны, прагматики, которые являются самыми молодыми из этих групп (35-54 года), уже научились смотреть стриминговые сервисы — 39% из них смотрят их ежедневно.
Две пятых зрителей поровну распределяют свое время между телеканалами и сервисами видео по запросу.
Последние три сегмента зрителей — это «чистые любители контента», «неразборчивые пассивные зрители» и «любопытные рутинщики». « Они образуют интересную группу зрителей, потому что смотрят как телепередачи, так и стриминговые сервисы с одинаковой частотой. Различаются они только частотой просмотра », — описывает Михаэла Суракова. Самыми слабыми потребителями являются «чистые любители контента», в основном мужчины в возрасте 35-54 лет, которые проводят относительно мало времени за просмотром видеоконтента. Менее пятой части из них ежедневно смотрят стриминговые сервисы и телеканалы. Более активными потребителями являются «неразборчивые пассивные зрители», в возрасте 15-44 лет, из которых около трети ежедневно смотрят телевидение и VoD-сервисы. Самыми активными потребителями являются «любопытные рутинщики», в основном мужчины в возрасте 25-34 лет. Они ищут контент как на телеканалах, так и на стриминговых сервисах — 47% из них ежедневно смотрят обе платформы. «Чистые любители контента», «неразборчивые пассивные зрители» и «любопытные рутинщики» составляют 42% населения Чехии.
Одинаковые, но разные
Помимо частоты просмотра телеканалов и стриминговых сервисов, исследование индекса atmedia также сосредоточилось на поведении и отношении зрителей. « С этой точки зрения интересны, например, «пуристы контента», «неразборчивые пассивы» и «любопытные рутины», которые примерно одного возраста и в то же время равномерно распределяют свое время между телеканалами и стриминговыми сервисами. Однако они различаются по поведению и отношению », — отмечает Михаэла Суракова.
В то время как «пуристы контента» в основном ищут новости на телеканалах, и только потом фильмы или документальные фильмы, «неразборчивые пассивы» и «любопытные рутины» в основном смотрят фильмы и сериалы по телевизору. Все смотрят телевизор в основном дома, но, например, «любопытные рутины» также смотрят в пабах или на публичных показах — помимо фильмов и сериалов, они также ищут спортивные трансляции по телевизору. Все они сходятся во мнении, что смотрят телевизор, чтобы оставаться в курсе событий. В то время как «любопытные рутины» на втором месте по важности называют свой распорядок дня, «неразборчивые пассивы» указывают на возможность отдохнуть.
Телевидение против стриминга: их связь обладает наибольшей силой.
Исследование индекса atmedia показало, что чешские зрители очень разнообразны и часто не делают различий между телеканалами и стриминговыми сервисами. « Это не выбор между одним и другим. Только десятая часть зрителей смотрит только стриминговые сервисы. Почти половина зрителей смотрит в первую очередь телеканалы, но постепенно переходит на стриминговые сервисы. Остальные две пятых смотрят как стриминговые сервисы, так и телеканалы с одинаковой частотой », — резюмирует Михаэла Суракова, добавляя, что зрители выбирают отдельные платформы, исходя из своего текущего настроения, предпочтений или мотивации. Для некоторых телевидение — это просто источник информации, в то время как для других это также центр развлечения и отдыха. Некоторые смотрят его почти исключительно дома, другие — в пабе или во время визитов. И если для одних стриминговые сервисы пока остаются второстепенным вопросом, то для других они являются неотъемлемой частью повседневной жизни.