В Европе много операторов трек-дней, которые успешно делят между собой разношерстный рынок. Сегодня они – международные компании, в их распоряжении полтора десятка трасс в Евросоюзе, США и на Ближнем Востоке. «Евроформат» почти не отличается от организатора к организатору, поэтому клиенты ориентируются больше на конкретные трассы и даты – деление аудитории происходит естественным образом. Выгодной особенностью «евроформата» является возможность переноса активности в зимний период с треков Центральной и Западной части континента на юг – в Испанию и Италию, от чего активная сезонная аудитория практически не сокращается. Сезонность остается главным фактором, сдерживающим развитие индустрии трек-дней в России, в то же время, этот же аспект создает дополнительный ажиотаж и подталкивает желающих к раннему планированию своего участия в различных активностях.
Как только в России появится хотя бы один автодром с полноценной структурой в южных регионах – в Крыму или в Краснодарском крае, и наша страна станет самодостаточной, что приведет к существенному росту спроса на подобные услуги, причем, круглогодично.
Сегодняшнюю активную аудиторию российских трек-дней промоутеры оценили в 500 человек – оценка основана на данных открытой статистики, доступной организаторам. Однако рост стабилен и составляет не менее 20% ежегодно, благодаря позитивным изменениям в сознании мотоциклистов, которые все отчетливей видят необходимость в повышении навыков вождения мотоцикла. Плюс, доступность трек-дней позволяет участвовать в гонках и выяснять личные споры на специально подготовленных площадках, а не на улицах.
Интересный факт: мотоциклисты, однажды посетившие трек-дни, обязательно возвращаются, зачастую, уже на специально подготовленном мотоцикле. Поэтому трек-дни, как индустрия, развиваются сразу во многих направлениях. В первую очередь, за счет сервисной программы: растет число вовлеченных мотошкол, спортивных команд, оказывающих услуги гоночного сопровождения, производителей и дилеров мототехники, расходных материалов и ГСМ.
В Центральном регионе России пять треков обладают инфраструктурой, достаточной для проведения полноценных безопасных трек-дней и мотогонок. На первом месте – Moscow Raceway, затем автодром «Нижегородское кольцо» (N-Ring) и KazanRing; АДМ «Москва» в Мячково, где давно не проводились крупные события, вернулся в меню, благодаря X-bikes. Особое место в списке занимает белгородский картодром «Вираж», дизайн которого позволяет тренироваться на больших мотоциклах с теми же нагрузками, как на «больших» трассах.
Дмитрий Авдеенко, директор серии MaxPowerBikes пообещал анонсировать планы своей компании к Новому году. Предварительные проекты на 2017 представили организаторы международной серии RSBK и X-Bikes. RSBK увеличит календарь до 6 этапов – по два на Moscow Raceway, N-Ring и KazanRing. Людмила Смирнова, организатор X-Bikes также заявила о расширении своей серии до шести событий: помимо четырех в Мячково, по одному состоится в Нижнем Новгороде и Казани. Календарные даты пока неизвестны.
Серия VlasovBootCamp тоже расширяется. Базой тренировочного лагеря Сергея Власова остается самый быстрый картодром страны – АСК «Вираж», где пройдут 6 тренировочных сборов, а в сентябре состоится суперфинал – Кубок WhiteCup, дебютировавший осенью 2016 года. Конкретные даты уточняются. Еще 5 тренировочных сборов Сергей проведет в рамках TrackRaceDays.
Компания TrackRaceDays единственная из всех организаторов уже сейчас официально представила календарь тренировочных и гоночных уикендов на Moscow Raceway, состоящий из пяти этапов: 12-14 мая, 7-9 июня, 7-9 июля, 28-30 июля и 18-20 августа. Гонки кубковых серий будут проводиться в каждый из дней по ставшему уже привычным четко соблюдаемому расписанию.
После презентаций настало время для дискуссии, и организаторы сошлись на двух очень важных моментах. Как таковой конкуренции в борьбе за клиентов они не видят: каждый участник трек-дней выбирает серию на свой вкус, уровень и бюджет, при этом существует большая группа команд и пилотов, которые посещают все организуемые в России трек-дни (если они не пересекаются в календаре). И в 2017 году количество гоночных уикендов будет только расти, что однозначно – положительный момент для любителей и прорайдеров. Главным аспектом, на котором каждый из организаторов планирует сконцентрировать свое внимание, будет повышение безопасности и работы маршальского корпуса на всех российских трассах.