2024 год стал еще одной важной вехой для британской музыкальной индустрии: анализ BPI, основанный на данных официальных чартов, выявил новые высоты для стриминга, рекордный успех для женщин и возвращение к росту продаж физических носителей музыки.
BPI, представитель ведущих мировых звукозаписывающих компаний и лейблов Великобритании, сообщает, что потребление записанной музыки в Великобритании по объемам продаж и потокового вещания выросло на 9,7% в прошлом году до 200,5 миллионов альбомов (или их эквивалента), что ознаменовало десятилетие непрерывного роста.
Этот рост был обусловлен 11-процентным ростом рынка потокового вещания, при этом за год было накоплено 199,6 млрд аудиопотоков, что способствовало рынку, на котором потоковое вещание теперь составляет 88,8% потребления (2023: 87,7%). В мае 2024 года компания Official Charts Company впервые зафиксировала более 4 млрд аудиопотоков за одну неделю.
Благодаря долгосрочным инвестициям и поддержке звукозаписывающих компаний, которые поддерживают широкий круг исполнителей и новые таланты, а также благодаря золотому стандарту в области авторских прав в Великобритании, объем потребления потокового аудио увеличился более чем вдвое за шесть лет. Это позволило британской музыкальной записи по-прежнему пользоваться быстрорастущим рынком потокового вещания.
За пять лет с 2018 по 2023 год британские звукозаписывающие компании инвестировали более 2 миллиардов фунтов стерлингов (2,4 миллиарда евро) в маркетинг и A&R, в то время как больше артистов получают выгоду от стриминга, чем когда-либо прежде. Успех в стриминге для артистов теперь измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами, причем активнее, чем когда-либо прежде, и более 10 000 превзошли порог в 1 миллион аудиопотоков только в Великобритании в течение 2023 года.
Среди заметных факторов общего роста рынка в 2024 году можно отметить рекордные показатели женского исполнения не только синглов, как в 2023 году, но и альбомов; продолжающийся успех британских исполнителей в чартах; и стабильно растущий спрос на выпуск альбомов на физических носителях.
Однако, несмотря на то, что в 2024 году британская музыкальная индустрия достигла новых высот, ее лидирующие позиции подвергаются сомнению из-за стремительно усиливающейся глобальной конкуренции, в то время как новые правительственные консультации по вопросам искусственного интеллекта и авторского права рискуют лишить британских артистов и правообладателей, которые их поддерживают, ценности, что может серьезно подорвать британскую музыкальную индустрию и ее перспективы, а также культурную мощь Великобритании.
Доктор Джо Твист, OBE, генеральный директор BPI, сказала: «Мы увидели еще один сильный год, извлекающий выгоду из стриминга и движущей силой которого стали женщины, определяющие эпоху. Очевидно, что благодаря значительным инвестициям в разнообразных артистов со стороны звукозаписывающих лейблов в сочетании с первоклассной системой прав, британская музыка имеет огромный потенциал для дальнейшего роста и глобального влияния. От Coldplay и Charli XCX до The Last Dinner Party и Myles Smith — в 2024 году было много примеров историй успеха британской музыки. Но также растут проблемы для отечественных талантов в быстро меняющейся и гиперконкурентной глобальной музыкальной экономике».
«Творческая продукция Великобритании и человеческое творчество подвергаются риску из-за предлагаемых изменений в британском законе об авторском праве, которые позволят международным технологическим гигантам обучать модели ИИ на работах артистов без оплаты или разрешения, и будут неправильным способом реализовать захватывающий потенциал ИИ. Между тем, мошенничество в сфере потокового вещания также вызывает растущую обеспокоенность. Встречая растущий глобальный вызов лицом к лицу, решая проблемы, связанные с ИИ, авторским правом и мошенничеством в сфере потокового вещания, и поощряя потребителей к жизнеспособным моделям, таким как платные подписки на потоковое вещание, мы можем помочь гарантировать, что ценность британской музыки будет защищена, и что наша индустрия сможет продолжать расти и процветать как дома, так и по всему миру».
«Великобритания остается мировой музыкальной державой, но этот статус нельзя воспринимать как должное: нам нужна благоприятная политическая среда, которая делает акцент на человеческом творчестве и позволяет продолжать инвестировать в следующее поколение британских талантов», — заключил Твист.
Знаменательный год для женщин
В год, когда Charli XCX памятно подарила нам «Brat Summer», шесть из 10 лучших и половина из 20 самых громких альбомов исполнителей года были написаны женщинами, во главе с The Tortured Poets Department Тейлор Свифт . Альбом собрал более 783 000 продаж к концу декабря — больше всего для любого релиза исполнителя за календарный год с 2017 года. Это был один из четырех альбомов американской суперзвезды, которые вошли в двадцатку самых громких названий года, а в официальный чарт альбомов также вошли 1989 (Taylor's Version) , Lover и Folklore .
В двадцатке лучших альбомов по итогам года также оказались альбомы Билли Айлиш ( Hit Me Hard And Soft ), Сабрины Карпентер ( Short N' Sweet ), Оливии Родриго ( Sour ), Чаппелла Роана ( The Rise And Fall Of A Midwest Princess ) и Charli XCX, чей шестой студийный альбом Brat достиг первого места в официальном чарте альбомов и стал хитом во всем мире. С тех пор он был номинирован на премию Грэмми в категории «Альбом года», что является одной из семи номинаций, полученных артистом, а премия BRIT Awards еще не вручена, а его социальное влияние было отражено словарем английского языка Collins English Dictionary, выбравшим «brat» словом года.
Brat , который также был одним из альбомов года Mercury Prize, был одним из 12 альбомов сольных артисток или групп, которые возглавили официальный чарт альбомов в 2024 году, сравнявшись с наибольшим количеством за любой календарный год (в 2023 году их было также 12). К ним также относятся Prelude To Ecstasy , дебютный альбом победителей премии BRITs Rising Star Award 2024 The Last Dinner Party, и новые релизы других британских артистов Дуа Липы ( Radical Optimism ) и Beabadoobee ( This Is How Tomorrow Moves ), а также американских звезд, включая Ариану Гранде ( Eternal Sunshine ), Бейонсе ( Cowboy Carter ) и Грейси Абрамс ( The Secret Of Us ).
В официальном чарте синглов женщины побили рекордный рекорд в 31 неделю на первом месте в 2023 году, чему в немалой степени способствовала Сабрина Карпентер, которая в одиночку провела 21 неделю на вершине благодаря своим трем топам чартов Espresso , Please Please Please и Taste. Женщины также были ответственны за рекордные 47 процентов треков, которые достигли еженедельной десятки лучших в течение года. Это больше, чем доля, приходящаяся на мужчин (44 процента), и включало топы чартов таких артистов, как Бейонсе ( Texas Hold 'Em ), Charli XCX ( Guess ft. Billie Eilish), Джиджи Перес ( Sailor Song ) и Грейси Абрамс ( That's So True ).
Успех британских художников, но глобальная конкуренция усиливается
В течение года более 20 британских групп и сольных исполнителей возглавили официальный чарт альбомов.
Среди них были The Last Dinner Party, хип-хоп-коллектив D-Block Europe, поп-звезды Charli XCX и Dua Lipa, авторы-исполнители Джеймс Артур, Beabadoobee и Льюис Капальди, рок-группы Blossoms, Elbow, Idles, James, Kasabian, The Libertines, Shed Seven и Snow Patrol, звездные пары Род Стюарт и Джулс Холланд, Майкл Болл и Элфи Бо, Лиам Галлахер и Джон Сквайр, а также музыкальные легенды Дэвид Гилмор, Oasis, Coldplay и The Cure.
В 2024 году в Великобритании наблюдался заметный успех, в том числе таких выдающихся артистов, как Артемас и Майлз Смит.
I Like The Way You Kiss Me Артемаса и Stargazing Смита вошли в двадцатку самых успешных синглов года и стали мировыми хитами. Другие успехи в Великобритании включают Backbone, возглавившую чарты совместную работу Chase & Status и Stormzy, сольные хиты Top 10 звезд Little Mix Джейд и Перри, а также Central Cee, заработавший свой восьмой хит Top 10 Official Singles Chart и первый в истории US Billboard Hot 100 Top 20.
В то время как британские артисты и музыкальные компании остаются в авангарде талантов и креативности, 2024 год также выделил усиливающуюся глобальную конкуренцию, которую обеспечивают как традиционные ведущие игроки, такие как США, так и развивающиеся, быстрорастущие рынки, такие как Южная Корея и Латинская Америка, которые добиваются международного успеха со своими артистами отчасти потому, что их правительства поддерживают свои отрасли. Британские артисты отстают всего от девяти из 40 лучших треков 2024 года по объему стриминга и продаж, причем самым высоким был Stargazing Майлза Смита под номером 12. Пять лет назад, в 2019 году, 19 из 40 крупнейших синглов года были выпущены британскими артистами.
Американский певец и автор песен Ноа Кахан записал самый большой хит года со своей медленной песней Stick Season , заглавным треком с его третьего студийного альбома. Впервые выпущенный в 2022 году, он наконец достиг № 1 в январе 2024 года и оставался там в течение семи недель. К нему присоединились Бенсон Бун ( Beautiful Things ), Сабрина Карпентер ( Espresso ), Тедди Свимс ( Lose Control ) и Хозиер ( Too Sweet ).
Продажи физических альбомов снова начали расти
Продажи альбомов на физических носителях выросли в годовом исчислении впервые с 1994 года в 2024 году на 1,4%. Это включало 17-й последовательный рост покупок винила, подняв рынок до тридцатилетнего максимума, продажи выросли на 9,1% до 6,7 млн единиц.
В то время как каталог продолжает играть важную роль в этом возрождении, совершенно новые релизы все больше стимулируют продажи виниловых пластинок, как показывает тот факт, что семь из 10 самых продаваемых пластинок года были выпущены в календарном году. Их возглавил альбом Тейлор Свифт The Tortured Poets Department , который продал более 111 000 виниловых пластинок, а также новые альбомы Билли Айлиш ( Hit Me Hard And Soft ), Fontaines DC ( Romance ), The Cure ( Songs Of A Lost World ) и Charli XCX ( Brat ).
В год, когда были анонсированы первые за пятнадцать лет концерты Oasis, переиздание их культового дебютного альбома Definitely Maybe, приуроченное к 30-летию , стало вторым по популярности виниловым лонгплеем года.
Хотя рост спроса на физическую музыку был обусловлен продажами винила, на рынке компакт-дисков появились признаки укрепления. В 2022 году продажи компакт-дисков упали на 19,4 процента, став последним в длинной череде ежегодных двузначных процентных падений для этого формата. Но с тех пор это падение замедлилось, сократившись на 6,9 процента в 2023 году. Эта тенденция продолжилась и в 2024 году, когда продажи упали всего на 2,9 процента до 10,5 миллионов единиц.
Как и в случае с винилом, лучшими компакт-дисками были новые релизы. Все, кроме одного из 20 самых продаваемых альбомов, вышли в 2024 или 2023 году, а два лучших — Moon Music Coldplay и The Tortured Poets Department Тейлор Свифт — были проданы тиражом более 400 000 копий. Moon Music достиг 182 166 продаж за неделю релиза в октябре, что является самым высоким показателем для любого альбома в этом формате со времен ÷ Эда Ширана в 2017 году. Десятый № 1 группы из десяти студийных релизов, Moon Music закончил год как самый продаваемый компакт-диск и стал девятым по величине альбомом в целом.
Британские исполнители обеспечили шесть из десяти самых продаваемых компакт-дисков года, к Coldplay присоединились Дэвид Гилмор ( Luck And Strange ), Charli XCX ( Brat ), The Cure ( Songs Of A Lost World ), Майкл Болл и Элфи Бо ( Together At Home ) и Род Стюарт и Джулс Холланд «Swing Fever» .