После перехода на наземное вещание второго поколения под названием DVB-T2 эта платформа сохранила доминирующее положение среди зрителей в Чехии. Согласно информации из Чешской Республики, 54 процента домохозяйств используют наземную антенну в качестве основного источника приема телевизионных программ. И теперь оператор DVB-T2 ожидает дальнейшего роста интереса к наземному вещанию. Экономический цикл также должен усилить позиции наземного транспорта, когда помимо роста инфляции и, следовательно, увеличения расходов домохозяйств на продукты питания, услуги, культурные или общественные мероприятия, отдельные домохозяйства будут пытаться экономить. Зрители уже ищут возможность сэкономить даже на услугах платного телевидения (классическое платное телевидение или платные услуги VOD/SVOD/), отказываясь от одних и делясь другими с другими. Это следует из опроса, представленного Nielsen Atmosphere.
DVB-T2 остается бесплатной платформой для конечных зрителей.
DVB-T2 также занимает большую долю рынка в других странах — в Италии и Испании она составляет даже около 75 процентов. Во Франции доля наземного вещания сравнима с Чехией.
По мнению Чешской Республики, перспективы развития наземного транспорта в ближайшем будущем благоприятны. Существует большой интерес к сохранению полосы частот для телевизионного вещания даже после 2030 года. Сможет ли DVB-T2 продолжать свое существование в следующем десятилетии на существующих частотах и полосе частот, будет принято решение в следующем году на Всемирной конференции радиосвязи.
Чешская Республика отметила, что DVB-T2 очень эффективно использует пропускную способность мультиплексирования, даже более эффективно, чем старый стандарт DVB-T. В случае дальнейшего "урезания" дециметрового диапазона для эфирного телевидения, заменить убранный диапазон нечем.
Чешское телевидение, которое эксплуатирует полнозонный мультиплекс DVB-T2 21 и транслирует все свои программы в разрешении HD, а также отдельные каналы Чешского радио , выступило за сохранение существующих частот для наземного вещания .
ЧТ отметил, что диапазон УВЧ используется не только для его передатчиков DVB-T2, но и для беспроводных микрофонов. Он уже сталкивается с большим количеством помех от микрофонов во время более крупных мероприятий, таких как прямая трансляция шоу Star Dance, где должны работать 20 беспроводных микрофонов, и их функциональность постоянно проверяется, чтобы увидеть, не создают ли они в настоящее время помех от какого-либо передатчика.
Беспроводные микрофоны также используются другими телеканалами, а также на культурных, спортивных и общественных мероприятиях.
▲
Рисунок № 2 – Аудитория телепередач в Чешской Республике. Развитие с 2007 по 2021 год (фото: Nielsen Atmosphere)Стабильная аудитория линейного вещанияСтриминговые платформы — новый хит среди телезрителей. Впрочем, на зрительскую аудиторию классического линейного вещания это особо не влияет. Наоборот, телезрители растут. В среднем мы смотрим телевизор 3 часа 57 минут в день.
▲
Рисунок № 3 – Аудитория телепередач в Чешской Республике. Развитие с 2012 по 2021 год; красный в прямом эфире, зеленый в отложенном просмотре (фото: Nielsen Atmosphere)▲
Рис. 4 — Аудитория телетрансляций в Чешской Республике в 2013, 2016, 2019 и 2021 годах (фото: Nielsen Atmosphere)IPTV увеличивает свою долюТелевизионное вещание через Интернет (OTT и IPTV) динамично развивается и значительно увеличивает свою долю на чешском телерынке. Хотя в 2019 году 11 процентов домохозяйств искали этот способ получения телепрограмм, за три года их доля удвоилась.
▲
Рис. 5 – IPTV растет в Чешской Республике (фото: Nielsen Atmosphere)TV Prima недавно (в июне) достигла соглашения со всеми операторами IPTV и OTT относительно блокировки перемотки рекламы. По словам представителя FTV Prima, это ограничение более или менее никак не отразилось на посещаемости программ Prima. Напомним, что для коммерческого телевидения реклама обычно является единственным (или основным) источником дохода. Интерес у заказчиков за увиденную рекламу, а не за ту, которую зритель нормально перемотал с IPTV.
5G Broadcast как новый стандарт вещанияЧешская Республика продолжает экспериментальное вещание в новом стандарте вещания 5G Broadcast, запущенном в апреле этого года. В настоящее время он работает с единственного передатчика Прага - Жижков и использует бесплатный K55, который ранее использовался для наземного вещания первого поколения (DVB-T). Пробная эксплуатация хочет расшириться еще одним передатчиком Прага-Страхов и улучшить покрытие столицы. Насколько в таком случае улучшится покрытие и обеспечит ли он стабильный прием ТВ во время путешествия, пока неизвестно.
Компания CRa оценивает начало регулярного вещания в 5G Broadcast в период с 2025 по 2026 год.
Вещание 5G приносит операторам мобильной связи большие преимущества. Это связано с тем, что он снижает потребление данных при просмотре прямых трансляций, избавляя от необходимости постоянно увеличивать мощность отдельных передатчиков 5G. Для зрителей 5G Broadcast также несет ряд преимуществ — они будут получать линейную трансляцию без перерывов (нет риска перегрузки сети, всем заинтересованным предоставляется один сигнал). Пользователю даже не нужна сим-карта мобильного оператора.
Тестовая трансляция 5G Broadcast проходит в столице в сотрудничестве с поставщиками контента — Чешским телевидением, Чешским радио и группой FTV Prima.
Развитие DAB (цифровое аудиовещание)Сегодня Чехия входит в десятку стран, в которых действует регулярное цифровое радиовещание в стандарте DAB. Пока работает только один мультиплекс DAB+. Им управляет Чешское радио, которое планирует расширить зону покрытия, включив в него дополнительные передатчики к концу 2022 года. Всего будет 9 передатчиков меньшей мощности, которые должны охватывать проблемные места.
▲
Рис. 6 – DAB/DAB+ в Европе (фото: Český rozhlas)ČTÚ (Чешское управление по телекоммуникациям) готовит тендер на эксплуатацию двух общенациональных сетей DAB для коммерческих радиостанций.
В этой связи Чешская Республика отметила, что рынок радио еще не полностью либерализован. Медиагруппа может эксплуатировать только две полнозонные радиостанции, чего было достаточно во времена аналогового вещания, но с появлением цифрового вещания это существенное ограничение, препятствующее возможности использования большей пропускной способности в мультиплексах DAB+ и вещания большего количества программы одного вещателя.
▲
Рис. 7 – Энергоэффективность DAB+ по сравнению с AM и FM (фото: Чешское радио)Второе препятствие заключается в самих сетях DAB+. Медиагруппы хотят предлагать региональную таргетированную рекламу. Они могут предложить это клиентам в DAB+ только в том случае, если сеть покрывает территорию отдельных регионов. Поэтому коммерческие сети DAB+ должны иметь региональное распределение в соответствии с регионами/районами.
Компания также заинтересована в DAB+Цифровое вещание , оператор общенациональной платформы вещания DVB-T2 мультиплекс 24 .