«Общественное телевидение России» отказывается от закупки контента
По словам гендиректора ОТР Анатолия Лысенко, чтобы выжить, канал ведет переговоры со спонсорами
«Общественное телевидение России» (ОТР) отказывается от закупок стороннего контента. Об этом «Известиям» сообщил генеральный директор ОТР Анатолий Лысенко. Канал заменит их собственными передачами. Пока же ОТР продолжает работать с производителями, которые предоставляют существенные скидки на свою продукцию.
В прошлом году канал закупал почти половину своего контента. Из-за финансовых трудностей ему пришлось сначала почти вдвое сократить журналистский штат, а теперь и отказаться от покупки передач.
— Мы не смотрели на их рейтинги. Оставили только те, которые производим сами, и те, создатели которых соглашаются сбросить цену, — поясняет Лысенко.
От каких именно телепрограмм отказалось ОТР, Лысенко не уточнил. Телеканал покупает в основном готовые телепередачи, документальные и кинофильмы — на контент в прошлом году было выделено 350 млн рублей. Как выяснили «Известия», у ОТР нет якорных поставщиков: телеканал покупает программы и фильмы у различных компаний. Крупнейшая из них — студия «Лидер ТВ» (принадлежит Татьяне Ковалевой и Алле Фоминой). Эта производственная компания снимает проекты для «Первого канала», «Культуры», «России», НТВ, «ТВ Центра», «Столицы» и «Муз-ТВ». В 2012 году «Лидер ТВ» выручил от продажи 215,4 млн рублей. Съемкой передач по заказу ОТР также занимается «Планета медиа», «Леннаучфильм», киновидеостудия «Юность», ЮМП ТВ, компании «Неотел», «Мелон» и др.
Еще летом 2013 года замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин советовал ОТР оптимизировать расходы. По его мнению, экономике телеканала пойдет на пользу как чистка рядов, так и переход на собственный контент, даже если качество пострадает.
— Оптимизация расходов пока слабо ощутима, говорит Лысенко. Улучшить финансовое состояние ОТР могла бы коммерческая реклама, однако устав канала запрещает ее демонстрацию. Поэтому, по словам Лысенко, канал всерьез задумался о спонсорской рекламе, которая, по его словам, не противоречит закону.
— Мы станем привлекать спонсоров, когда будем уверены в том, что это юридически не противоречит закону. Пока конкретных договоренностей со спонсорами у нас нет, но мы ведем с ними переговоры.
К спонсорским проектам «Общественное телевидение» присматривалось еще год назад. Однако о конкретных переговорах тогда не сообщалось.
В начале прошлого года правительство в лице Минфина предлагало направить заказы на социальную рекламу, которую размещают различные министерства и ведомства, именно на ОТР. Минфин даже направлял в Минтруда, ФНС, МВД, Фонд обязательного медицинского страхования и другие ведомства запрос о запланированных на 2013 год затратах на производство и распространение социальной рекламы, чтобы определить, сколько средств может получить ОТР, выполняя заказы заинтересованных федеральных органов.
ОТР был запущен в мае прошлого года и задумывался как первый в России телеканал, который бы финансировался телезрителями. Однако поступившие взносы от телезрителей оказались незначительными — за 10 месяцев работы каналу удалось собрать всего 2,2 млн рублей. При этом самыми заметными жертвователями выступили отнюдь не зрители, а министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров (он перевел на счет ОТР 200 тыс. рублей) и глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский (внес 100 тыс. рублей).
По мнению Лысенко, россияне не готовы платить рублем за потребляемый телеконтент. Опыт телеканала «Дождь», который в результате недельного марафона собрал 40 млн рублей в виде пожертвований, Лысенко считает непоказательным, поскольку в отличие от ОТР «Дождь» имеет возможность пускать в эфир коммерческую рекламу.
Сейчас ОТР, как и с момента запуска, живет за счет госсубсидий. Ежегодно он получает из бюджета около 1,5 млрд рублей. В прошлом году заместитель директора канала Игорь Найговзин просил депутатов Госдумы внести поправку в бюджет, которая увеличила бы финансирование канала на 300 млн рублей. По его мнению, 350 млн рублей, которые предусмотрены каналом для закупки контента, недостаточно. Однако парламентарии в дополнительном финансировании ОТР отказали.
Генеральный директор православного телеканала «Спас» Борис Костенко считает, что ничто не мешало ОТР перейти на собственный контент раньше. По сумме затрат он действительно дешевле покупного. Чтобы уйти от расходов на закупку передач, «Спас» с помощью спонсоров построил собственный 425-метровый павильон на Киностудии имени Горького. Шесть площадок павильона ежедневно производят час оригинального контента, до конца года канал планирует увеличить показатели до двух часов.
— Если посчитать аренду и разовые вложения в технологии — делать передачи самостоятельно значительно дешевле, — говорит Костенко. — Главное преимущество собственных площадок в том, что в случае экономических проблем канал всегда может выходить на своих мощностях при минимальных затратах.
Отказываться от рекламы, как это делает «Общественное телевидение России», экономически нецелесообразно, считает Костенко. По его словам, малобюджетным каналам «Спас», «Звезда», ОТР реклама просто необходима, в том числе и для того, чтобы улучшать качество собственных передач.