Но помимо недостатка на руках у украинцев цифровых приставок и современных телевизоров с декодерами есть еще одна проблема — дыры в покрытии единственной цифровой сети Зеонбуд. Ильяшенко упомянул о том, что Зеонбуд вроде бы не против доставить 47 дополнительных передатчиков в проблемных местах. Напомним, что сеть состоит из 166 передатчиков (с учетом Крыма), на которые компания потратила около 1 млрд грн (или $125 млн по старому курсу).
Если у Зеонбуда не найдутся деньги на достройку, есть второй вариант, который обсуждается с компанией. На части ее сети можно произвести специальную техническую настройку передатчиков, благодаря которой, по оценкам представителя 1+1 медиа, можно увеличить покрытие примерно на 15%.
Спутник скоро закодируют?
Еще одна важная новость, которая ожидает украинского зрителя, — это кодировка бесплатных украинских спутниковых каналов. То, о чем так долго говорили отраслевые эксперты, вероятно, произойдет уже в 2018 году. Три из четырех медиагрупп готовы пойти на такой шаг ради развития платного ТВ в Украине.
О том, как будет осуществляться кодировка, в блиц-интервью рассказал директор по стратегическому развитию группы StarLightMedia (СТБ, Новый, ICTV, M1, M2, Оце) Федор Гречанинов.
- Какие глобальные планы по кодировке телевизионного сигнала на спутнике?
- Сегодня три игрока готовы закодироваться: это группы 1+1, МГУ и мы. Интер ищет, на каких условиях.
- Но переговоры с ним тоже ведутся?
- Да, конечно.
- А если говорить о сроках? Какие реалистичные?
- Мы считаем, что это возможно сделать весной следующего года. И мы приложим все разумные усилия, чтобы это произошло. Мы будем к весне полностью готовы. Более точно отключение зависит также от позиции провайдеров платного телевидения. Для того чтобы мы это сделали, необходимо понимать, что мы получим компенсацию связанных с процессом инвестиций и убытков.
- То есть, грубо говоря, цены на пакеты платного ТВ должны увеличиться?
- Они в любом случае должны увеличиться. Потому что такого дешевого pay TV нет, по-моему, нигде. Но, разумеется, провайдерам сложнее повышать цены, когда есть открытый спутник. Кроме того, провайдеры должны получить часть абонентов, которые раньше принимали сигнал бесплатно.
- Кодировка спутникового ТВ произойдет одновременно с отключением аналогового эфирного сигнала?
- Вы же видите, даже Нацсовет не верит в то, что отключение произойдет весной следующего года. Дата отключения аналога уже сдвигалась столько раз, что в общем в это уже мало кто верит. Для зрителей, конечно, было бы комфортно, если бы эти события (отключение аналога и кодировка спутника) разделяло хотя бы полгода. То есть если мы весной закодируем сигнал, отключить аналог осенью — это нормально.
- Можно ли прогнозировать, что в стране появится одна большая спутниковая платформа, которая будет продавать украинские кодированные каналы?
- Сегодня в стране работают две спутниковые платформы: Viasat (1+1 Медиа Игоря Коломойского. — Авт.) и Xtra (МГУ Рината Ахметова. — Авт.). С обеими мы провели переговоры. Собственных планов по созданию третьей платформы у нас пока нет. И к нам не обращались никакие внешние партнеры с идеей о ее необходимости.
- Получается, что у двух медиагрупп есть спутниковая платформа, а для вас не будет? Это нормально для вас?
Да, это нормально совершенно. Это по своей сути другой бизнес. И две медиагруппы решили в нем работать. Мы для себя такого решения не приняли. Не вижу в этом проблемы.
- Вы только с одной платформой договоритесь?
- Нет, мы собираемся работать с одной и с другой, а если появится — то и с третьей. Если, конечно, будет хорошая система кодировки и понятные условия сотрудничества.
- Сколько, по вашему мнению, будет стоить пакет платных украинских каналов на спутнике?
- Зависит от его наполнения. В любом случае должен быть недорогой базовый пакет. Мне сложно сказать, сколько будет стоить. Предположу, что около 50 грн.
- То есть сопоставимо с расценками кабельных провайдеров для абонентов?
- Да, конечно.
- Допустим, произошел переход и теперь у нас в Украине платное телевидение. Бесплатное есть только в цифровом эфире. Не будет ли это вызывать вопросы у абонента? Сосед, поставивший цифровую приставку Т2, получает украинские каналы бесплатно. А я, имея спутниковую антенну, должен за эти же каналы доплатить?
- Прелесть ситуации заключается в том, что если у нас в стране есть хорошее проникновение эфирного ТВ (а оно у нас есть), почти у всех домохозяйств будет выбор: получать сигнал бесплатно или платить деньги провайдеру платного ТВ. Решение будет добровольным. Люди должны понимать, за что они платят. То есть если люди не увидят ценности в предложении кабельного или спутникового провайдера, они перейдут на бесплатную альтернативу.
- Может быть, у вас для платных пакетов будут отдельные версии каналов или меньше рекламы на существующих?
- Меньше рекламы — вряд ли. Но думаю, что со временем все телеканалы будут запускать HD-версию. Это опять же большие инвестиции, дополнительные расходы. Мне кажется, что это произойдет с горизонтом в 2-3 года. Чтобы люди больше понимали, за что им платить.
- Сколько вам сейчас платят кабельщики за ретрансляцию ваших каналов в их сетях в год?
- Мое предположение — совокупные доходы медиагрупп в этом году могут выражаться в десятках миллионов гривень.
- То есть доходы небольшие… Логично предположить, что у вас более обширные планы на заработок от спутниковой кодировки.
- Мы понимаем, что платный рынок надо развивать. Доходы, которые мы будем получать на старте кодирования спутника, должны хотя бы покрывать убытки, которые у нас появятся от кодировки. Ведь нас ожидает сокращение рекламных доходов, из-за того что изменится охват.
Во-вторых, понадобятся инвестиции во внедрение системы доступа, которую мы должны будем поставить на оборудование нашей эфирной сети передатчиков.
- Вы просчитывали, какое будет сокращение доходов от рекламы?
- Это будет сильно зависеть от того, с какими ценами выйдут на рынок провайдеры спутникового ТВ. Но это значимые деньги… Не хочу озвучивать. Конечно, большая часть зрителей в итоге перераспределится. Но важно понимать, что это будут не все. Мы можем представить себе, что мы потеряем 5% от нашей аудитории. И это очень много.
- При таких трансформациях на рынке может ли перераспределиться рыночная доля самих игроков?
- Конечно, это обязательно произойдет. Мы потеряем много и станем одним из спонсоров изменений.