Запретить рекламу на так называемых платных каналах с 1 января 2015 г. решили депутаты Госдумы, которые летом приняли соответствующие поправки в закон «О рекламе». Платными каналами не являются общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории России с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания, указано в поправках. Сами каналы называли такое определение слишком расплывчатым, из него было непонятно, считаются ли платными каналами те, которые получают деньги за распространение от операторов, или те, что входят в платные пакеты для абонентов (таких подавляющее большинство).
Фактически разъяснение ФАС повторяет разъяснения Минкомсвязи, опубликованные в августе. Тогда министерство указало, что рекламу смогут показывать каналы первого цифрового мультиплекса, они же обязательные (таких 10 — «Первый канал», НТВ, «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Культура», «Пятый канал», «Карусель», ОТР и ТВЦ), и каналы, которые вещают по решению ФКК.
Эта комиссия занималась только лицензиями на частоты в крупных городах (сначала в городах с населением более 200 000 человек, а потом с населением более 100 000 человек), где частоты раздавались только по конкурсу. В остальных населенных пунктах телеканалу достаточно было найти свободную частоту и оформить на нее разрешение, решение ФКК для этого не требуется. Последний раз конкурс на аналоговую ТВ-частоту проводился в 2007 г. или в 2008 г., рассказывал прежде «Ведомостям» источник, близкий к комиссии.
При продаже ТВ-рекламы показы в городах с населением менее 100 000 человек не учитываются, поскольку аналитическая компания TNS такие города в своей панели не считает и, соответственно, телеканалы этих зрителей не «видят», объяснял заместитель министра связи Алексей Волин, поэтому в любом случае зарабатывают на рекламе каналы, которые вещают в крупных городах. Лицензии на основе решений ФКК позволяют такие каналы вычислить.
Всего зрителям в России доступно более 300 каналов, но большинство из них распространяется через сети кабельных и спутниковых операторов. Лишь несколько десятков из них имеют лицензии на эфирное вещание, выданные ФКК.
Также в разъяснении ФАС указано, что платные каналы и дальше смогут распространять справочно-информационные и аналитические материалы, которые не преследуют целей в продвижении товара или услуг, объявления от физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Также каналы могут заниматься продакт-плейсментом, т. е. упоминать о товаре и его продавце, если это органично интегрировано в произведения науки и искусства. Все это не является рекламой, напомнила служба.