Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подсчитала доли федеральных телеканалов при национальном и региональном размещении рекламы. Совокупная доля «Первого канала», ВГТРК и НТВ составила 49,28% против 52,39% по итогам 2011-2012 годов. Доля каналов «СТС Медиа» (СТС, «Домашний» и «Перец») составила 16,94% против 17,22%, снизилась доля «ТВ Центра» и МГТРК «Мир», выросла — ТНТ, ТВ-3, «Пятницы», «Пятого», Disney, «Ю» и «Перца».
О снижении доли лидеров в пользу новых сетевых каналов участники рынка говорят уже несколько лет, сейчас она впервые упала ниже 50%. По оценке «Квенди Русмедиааудит», «Первый канал», НТВ и ВГТРК контролируют 49,7% телевизионных бюджетов. «Молодые сетевые каналы растут, предлагая более фрагментированный контент и успешно работая с новой аудиторией. Они продолжают вкладывать в развитие собственного вещания, что влияет на увеличение охвата и доли аудитории»,-- отмечает гендиректор компании Дмитрий Кураев. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка рекламы на эфирных телеканалах в 2013 году составил 152,2 млрд руб. (рост 9%).
ФАС считает доли федеральных вещателей на рынке телерекламы уже в третий раз, эти данные позволяют чиновникам судить о долях основных селлеров. Сейчас рынок продаж ТВ-рекламы поделен между Vi (ранее «Видео Интернешнл»), обслуживающей девять каналов и консультирующей сейлз-хаусы «СТС Медиа» и ВГТРК, и сейлз-хаусом «Газпром-медиа», обслуживающим пять каналов.
Дело в том, что с января 2011 года действуют поправки в закон «О рекламе», ограничивающие долю продавцов телерекламы 35% — федеральные каналы не имеют права заключать контракты с селлером, чья доля выше этой отметки. Сейчас, как и годом ранее, доля Vi как продавца телерекламы укладывается в отведенный законом порог и составляет 34,6%, притом что доля обслуживаемых Vi каналов опять же превышает 35% и составляет 38,4%. «Доля Vi составила 34,6% — это объем рекламы, прошедший через селлера. У каналов есть способы продажи рекламы не только через селлеров: спонсорские, прямые контракты и т. д.»,-- объясняет заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. Представитель Vi не стал комментировать расчеты ФАС.
Телеканалы привлекают напрямую спонсорские бюджеты, но их доля в общей рекламной выручке невелика по сравнению с традиционной рекламой. Так, из годовой отчетности крупнейшего вещателя по выручке ОАО «Первый канал» следует, что спонсорская реклама принесла ему 1,73 млрд руб., а традиционная реклама (федеральное размещение) — 23,7 млрд руб. «Часть нашей рекламы продается напрямую, есть очень спонсороемкие проекты»,-- говорит PR-директор «Профмедиа» Инна Москалева, не раскрывая объем этих продаж. По подсчетам «Квенди Русмедиааудит», на спонсорскую рекламу на каналах, обслуживаемых сейлз-хаусом «Газпром-медиа», в 2013 году пришлось 2,29 млрд руб., или 5,5% рекламной выручки, «Профмедиа» — 285 млн руб., или 3%, ВГТРК — 1,43 млрд руб., или 8%, «СТС Медиа» — 1,7 млрд руб., или 8% (все данные при национальном размещении).
Уже по итогам текущего года до допустимой законом «О рекламе» отметки может вырасти и доля телеканалов «Газпром-медиа». Если исходить из оценок ФАС за 2012-2013 годы, то получается, что на долю пяти телеканалов «Газпром-медиа» приходится 33,9% телерекламы. Но при этом собственный сейлз-хаус «Газпром-медиа» продает рекламу на НТВ и ТНТ, а обслуживанием ТВ-3, «Пятницы» и 2х2 продолжает заниматься Vi.