- Прирост абонентской базы в целом шел меньшими темпами, чем в 2015 году, тем не менее наша активная абонентская база выросла на 340 тыс., что является одним из лучших показателей на рынке. Новых абонентов мы подключили 760 тыс. Для нас крайне важно, что за прошедший год существенно выросла база HD-абонентов: к началу 2017 года их было уже 8,5 млн (из более чем 12 млн домохозяйств, подключенных к платформе "Триколор ТВ"), тогда как в начале 2016 года насчитывалось 6,6 млн. Приятно осознавать, что у нас HD-абонентов больше, чем у многих операторов–абонентов вообще.
Хорошим показателем в 2016 году был и рост числа абонентов, принимающих программы с новейшей технологией компрессии HEVC–сегодня их около 1,5 млн. Переход на HEVC создает для нас возможность оптимизации используемой спутниковой емкости: с этой точки зрения HEVC вдвое эффективнее, чем MPEG-4, и в четыре раза–по сравнению с MPEG-2. Буквально в конце 2016 года мы запустили "ТНТ HD"–возможно, первыми в России. "ТНТ HD" мы транслируем в HEVC, поэтому абоненты, принимающие сигнал с компрессией MPEG-2 или MPEG-4, его не видят. Но, конечно, мы сохранили и версию ТНТ со стандартным качеством. В будущем планируем добавлять новые каналы, прежде всего в HEVC, это позволит эффективнее использовать спутниковую емкость.
Чем эффективнее оператор использует емкость, тем больше у него возможностей, и это стратегический задел, который вскоре почувствуют и абоненты. Мы уверены, что технология Ultra HD будет развиваться не медленнее, чем HD, а для вещания со сверхвысокой четкостью свободная емкость является важным аспектом.
Думаю, абоненты тоже оценят такую политику, ведь для них это означает еще большее количество интересных телеканалов и развитие продуктовой линейки оператора.
- "Триколор ТВ" первым из российских операторов СНТВ запустил вещание в стандарте Ultra HD. Каковы перспективы этого сервиса?
- В 2016 году "Триколор ТВ" начал коммерческое вещание пакета Ultra HD, в который вошли три телеканала. В 2017 году мы планируем увеличить их количество. К сожалению, российские эфирные каналы (входящие в первый и второй мультиплексы) пока не вещают в Ultra HD, но вода камень точит: вещание в HD они начали позже, а некоторые только сейчас готовятся к его запуску. Пока мы не раскрываем количество подписчиков на каналы Ultra HD–абсолютное значение в сравнении с нашей абонентской базой невелико–но с точки зрения темпов роста базы подписчиков это самый быстрорастущий пакет "Триколор ТВ".
- Кого вы называете абонентом?
- Людей, имеющих договор с "Национальной спутниковой компанией" и активную подписку на услуги "Триколор ТВ" на конкретную дату. Если выделять HD и UHD-абонентов, то это внутреннее разделение, которое определяется возможностью приемного оборудования абонента поддерживать тот или иной формат.
- Рост рынка спутникового ТВ в России фактически остановился. В секторе мобильной связи, где насыщение было достигнуто несколько лет назад, в 2016 году операторы впервые столкнулись с падением рублевой выручки. Ожидаете ли вы схожего сценария на рынке спутникового ТВ?
- Было бы интересно сравнить расходы на сотовую связь российских домохозяйств и зарубежных в отношении к ВВП на душу населения. Аналогичные данные по рынку платного ТВ показывают, что расходы домохозяйств на оплату услуг платного телевидения в РФ существенно ниже, чем на многих мировых рынках. И, на мой взгляд, российский рынок Pay TV пока не дает поводов делать такие прогнозы. Кроме того, сотовый и ТВ-рынок существенно отличаются, поэтому я бы вообще не связывал их тенденции. На рынке мобильной связи действует сервис MNP (перенос мобильного номера), который отчасти тоже подстегнул конкуренцию и заставил операторов снижать цены. Однако и до введения этого сервиса в сотовой связи переход от одного оператора к другому требовал минимума затрат со стороны абонента.
В секторе платного ТВ технически почти невозможно подключить оборудование одного оператора к другой сети, что затрудняет переток абонентов. А в спутниковом ТВ для перехода к другому оператору в большинстве случаев нужно еще и перенастраивать антенну. Такая ситуация значительно снижает риск возникновения ценовых войн, а значит, и угрозу падения ARPU. Также необходимо отметить, что уровень проникновения мобильной связи в РФ давно превысил 100%, в то время как проникновение всех видов платного ТВ в России пока составляет около 70%. Поэтому горизонт для роста рынка еще велик даже без переманивания абонентов. И еще нужно учесть отключение аналогового эфирного телевидения, которое должно состояться в 2018 году. Этот процесс тоже может привести к росту абонентской базы Pay TV.
- Многие телекоммуникационные компании начинали международную экспансию, пользуясь однотипностью услуг и мировой стандартизацией. Рассматривает ли "Триколор ТВ" возможность работы за рубежом, в частности вещание на русскоязычную аудиторию?
- Нет. "Триколор ТВ"–оператор, который предоставляет услуги Pay TV только в России и нигде более. Если порассуждать в теории, запуск зарубежного проекта–крайне непростой процесс, это вторжение на рынки с принципиально иной конкурентной средой. Кроме того, встает вопрос очистки прав для вещания за пределами России: у отечественных каналов, которые транслируют спортивные соревнования или зарубежные фильмы, как правило, нет прав на показ этого контента за рубежом. По 13 киноканалам, которые производит "Триколор ТВ", мы могли бы, наверное, очистить права на зарубежное вещание, но вопрос в актуальности контента для иностранных зрителей, ведь их реалии могут существенно отличаться. Рынок телевидения, в отличие от рынка связи, скорее локален.
В телекоме можно с одной и той же технологией запуститься в двух разных странах при условии решения регуляторных вопросов. С телевидением это не работает: в каждой стране нужно показывать и местные каналы, и локализованный контент, и это не требование регулятора, а запрос рынка (в том числе и русскоязычного населения). В итоге получается уже иной контент, другие права, вероятно, и спутник тоже другой. Причем никакой синергии практически не образуется.
- У большинства телеканалов уже существует возможность просмотра программ на их веб-сайтах, а почти все кинофильмы можно бесплатно увидеть в онлайн-кинотеатрах. Что в этой ситуации могут предложить операторы платного ТВ, чтобы наращивать или хотя бы удерживать абонентскую базу?
- Я думаю, на первый план здесь выходит вопрос удобства пользователя. Мы можем покупать молоко у фермеров, а хлеб–у пекарей, но все равно идем в супермаркеты. Так же и здесь. Такое потребление контента в значительной степени менее удобно, чем линейное телесмотрение: нужно выйти из приложения одного канала, найти приложение другого, запустить. Или еще сложнее: найти фильм, который ты бы сейчас посмотрел. А люди привыкли к заппингу–быстрому переключению с канала на канал, например, во время рекламы или по настроению. Один телеканал, конечно, не может в полной мере охватить все потребности огромной аудитории, ее настроения и предпочтения, поэтому всегда будут жить агрегаторы и рекомендательные сервисы.
Можно взглянуть на вопрос шире. Многие люди, и зачастую вне зависимости от уровня их доходов, по-прежнему прибегают к торрентам, скачивая пиратский контент. Секрет прост: для человека идеальной VoD-библиотекой является та, в которой можно найти абсолютно любой фильм или сериал, без ограничений и без необходимости переходить от одного сервиса к другому в поисках нужного. Конечно, большинство легальных сервисов уступают торрентам в ассортименте. Аналогичная ситуация и с архивом программ того или иного телеканала: он является ограниченным, так как представляет архив только данного конкретного телеканала.
Рискну предположить, что как минимум до тех пор, пока существует линейное телесмотрение, будут жить такие контент-агрегаторы и операторы Pay TV, как "Триколор ТВ". Однако эту ситуацию необходимо учитывать для дальнейшего развития и искать модели интеграции линейного контента с нелинейным, развивать мультиплатформенность и рекомендательные сервисы.
- Трансляция одного канала в стандарте Ultra HD требует целого эквивалентного спутникового транспондера, в то время как в HD-качестве через один транспондер с полосой пропускания 36 МГц можно передать шесть ТВ-каналов. Очевидно, что абоненты не заплатят в шесть раз больше за Ultra-HD-контент. Каким вам в этой связи видится развитие Ultra HD?
- При трансляции Ultra HD в MPEG 4 один ТВ-канал действительно потребует целого транспондера (а в HD-формате в транспондере можно разместить шесть каналов). Но при использовании компрессии HEVC в одном транспондере помещается два-три UHD-канала (три наших телеканала сверхвысокой четкости как раз занимают один транспондер), а HD-каналов поместится 12-13. И, как я уже говорил, одна из наших долгосрочных стратегических задач–переход на вещание в HEVC, что позволит существенно сократить объем используемой спутниковой емкости, высвободив ее для вещания телеканалов Ultra HD, а также, возможно, для других сервисов.
- Можете ли вы спрогнозировать сроки полного перехода "Триколор ТВ" на вещание в HEVC?
- По нашему опыту, на полную смену парка оборудования уходит пять-семь лет. Соответственно, оборудование MPEG-4, которое мы начнем массово менять на HEVC в 2018 году, прослужит примерно до 2022-2023 годов.
- Сколько каналов на платформе "Триколор ТВ" передается в стандартном разрешении, а сколько в HD?
- У нас в общей сложности почти 50 каналов в HD и около 200 каналов SD-качества.
- Какую емкость и на каких космических аппаратах арендует ныне компания?
- В 2016 году мы увеличили арендуемую емкость на четыре транспондера с охватом европейской территории РФ. Сейчас "Триколор ТВ" использует 22 транспондера на спутниках Eutelsat 36C ("Экспресс?АМУ1") и Eutelsat 36B в позиции 36°в.д. и 16 транспондеров на космическом аппарате "Экспресс АТ1" в позиции 56°в.д.
- В сентябре 2016 года "Триколор ТВ" запустил услугу двустороннего спутникового интернет-доступа через космический аппарат Eutelsat 36C ("Экспресс АМУ1"). Сколько абонентов подключило ее?
- Этот сервис полностью оправдывает наши ожидания. Запуская услугу, мы понимали, что она направлена на узкую аудиторию, это не та история, которая позволит привлечь еще 12 млн абонентов. За первый квартал функционирования услуги спутникового Интернета мы подключили более 100 подписчиков. Однако этого требует диверсификация бизнеса, тем более что вопрос "Когда у вас появится спутниковый Интернет?" всегда входил в топ-5 абонентских вопросов. Пока это совместная услуга с Eutelsat: с юридической точки зрения "Триколор ТВ" выступает агентом Eutelsat. Но если все и дальше будет идти так же хорошо, мы не исключаем, что в будущем в наших взаимоотношениях с Eutelsat перейдем на модель виртуального оператора (VNO).
- Можно ли утверждать, что каждый подписчик вещательного сервиса "Триколор ТВ" является потенциальным пользователем услуги спутникового интернет-доступа?
- Нет, это не так. Цена "входного билета" (включая стоимость оборудования и его установки) и среднемесячный платеж здесь примерно втрое выше, чем стоимость услуг цифрового телевидения "Триколор ТВ". Интернет-услуга адресована тем, кому недоступен проводной и мобильный Интернет. Достичь успеха сети HughesNet, к которой в США подключились более 1 млн абонентов, в российских реалиях крайне сложно. Во-первых, население России почти в два раза меньше. Во-вторых, при том что спутники и оборудование, как глобальные продукты, в обеих странах стоят одинаково, то есть затраты операторов сравнимы, уровень доходов населения принципиально разный. Платить за Интернет $50 в месяц для Соединенных Штатов норма, а в российских реалиях это около 3 тыс. рублей, что намного больше, чем люди привыкли платить за связь или ТВ-услуги.
- С ноября 2016 года вы запустили онлайн-кинотеатр "Кино Триколор ТВ". Не опасаетесь ли каннибализации платящей абонентской базы или это вынужденный шаг под натиском ОТТ-сервисов?
- В ноябре произошло второе рождение ресурса "Кино Триколор ТВ". Ранее он существовал как справочная система, в которой можно было найти информацию о фильмах, а теперь "Кино Триколор ТВ"–это полноценный онлайн-кинотеатр. Там представлены фильмы по модели AVoD (с показом рекламы) и TVoD (с платой за просмотр), в будущем, возможно, появится и подписная модель (например, с помесячной тарификацией) или даже пакетирование со спутниковыми тарифами.
Что касается ОТТ, лет семь назад на телеком-конференциях говорили о том, что голосовые услуги вскоре станут полностью бесплатными, а тарифицироваться будут лишь данные. Но, как часто бывает с такими предсказаниями, они не сбылись сразу–ни через год, ни через два, ни через три, и стали появляться скептики, заявлявшие, что голосовые услуги будут и далее приносить доходы операторам. Однако такие процессы–они как бульдозер, который движется медленно, но остановить его невозможно. На мой взгляд, сейчас уже многие сотовые абоненты выбирают тарифный план исходя из включенного объема данных: количества голосовых минут и SMS в пакете среднестатистическому пользователю более чем достаточно.
С ОТТ история повторяется: многие предсказывали бурный рост таких услуг, но пока этого не происходит. Предполагаю, что одним из ключевых драйверов ОТТ станет смена поколений пользователей, а значит, и темпы роста числа пользователей ОТТ-сервисов будут сопоставимы с темпами взросления нынешнего поколения молодых людей, с коррекцией в большую сторону за счет новаторов из более старших поколений, которые тоже переключаются на новые технологии. Массовое распространение ОТТ неизбежно, это логичное продолжение вектора развития того общества, в котором мы живем. Но это развитие будет не столько вытесняющим, полностью заменяющим одну технологию на другую, сколько во многом именно проникающим. Я имею в виду гибридные технологии. И если бульдозер нельзя остановить, то нужно сесть за его штурвал–в этом и состоит идея ресурса "Кино Триколор ТВ".
Хотя если отказ от безлимитных тарифных планов на услуги интернет-доступа пойдет далее сотовых сетей и охватит фиксированный доступ, то перспективы ОТТ могут оказаться под большим вопросом. Лишившись идеологии over the top, это будет просто аналог услуги IPTV, ограниченный сетью одного оператора (который, возможно, не станет его тарифицировать), и перед абонентом встанет вопрос: что дешевле, платить своему оператору за интернет-трафик или ОТТ-сервису–за контент?
- В декабре 2016 года компания "НТВ-Плюс" представила интерактивную (гибридную) приставку, которая одновременно подключается к спутниковой антенне и к Интернету и позволяет наряду с линейным телесмотрением использовать ОТТ-сервисы. Планирует ли "Триколор ТВ" вывод аналогичного решения?
- У наших абонентов более 4,5 млн приставок с Ethernet-портом, которые могут быть подключены к Интернету. Технологически мы с партнерами-поставщиками готовились к этому давно, вопрос лишь в функциях, которые будут связаны с Интернетом. Сейчас мы активно дорабатываем эти приложения и в 2017 году планируем выпустить их на рынок.
А уже сегодня абонентам доступна услуга PushVoD, которую мы запустили в конце 2016 года и для которой абоненту совершенно не нужен доступ к сети Интернет. Она позволяет подключить к приемнику переносной жесткий диск или flash-накопитель, на который ежесуточно закачивается по два фильма. Через семь дней этот контент перезаписывается, то есть в каждый момент времени зритель имеет выбор из 14 фильмов. Абонентам "Триколор ТВ" доступно 38 линейных киноканалов, 12 кинозалов, а теперь еще и 14 фильмов. Иными словами, в любое время абонент может посмотреть 64 фильма!
- Какие еще планы у компании на 2017 год?
- Многое уже было сказано. В дополнение–в наступившем году мы намерены в десятки раз увеличить базу пользователей услуги спутникового Интернета. Также будем развивать доставку ТВ-сигнала на планшеты и смартфоны, и если сейчас это возможно только внутри домохозяйства, то в 2017 году мы выйдем за его пределы. Планируем преодолеть отметку в 10 млн HD-абонентов. Будем включать в пакет Ultra HD новые каналы, а также добавлять HD-каналы в HEVC-вещание.
__________________