Кроп-факторОдним из самых важных параметров при выборе беззеркалки является кроп-фактор. Попросту говоря это число, показывающее, во сколько раз размер сенсора (матрицы) фотоаппарата меньше полного кадра, имеющего размеры 36х24 мм. У современных зеркалок, в основном, встречаются кроп-факторы 1,5, 1,6, ну и, собственно, 1. У беззеркалок выбор больше — вдобавок к уже указанным широко распространены также 2 и 2,7.
Значение кроп-фактора помогает во многих случаях — например, при расчёте эквивалентного фокусного расстояния. Если у нас объектив с фокусным расстоянием 18 мм прикручен к фотоаппарату с матрицей, имеющей кроп-фактор 1,5, то эквивалентное фокусное расстояние получаемого изображения будет 1,5х18 = 27 мм. То есть, для полнокадрового фотоаппарата понадобился бы объектив с фокусным расстоянием 27 мм, чтобы получить такой же кадр с аналогичной геометрией.
Однако практическое значение кроп-фактора в другом. Чем выше кроп-фактор — тем меньше матрица, тем меньше света она получает и тем выше глубина резкости изображаемого пространства (ГРИП) при тех же значениях диафрагменного числа f. Причём, последнее может быть и плюсом, особенно при видеосъёмке и предметной съёмке. Проще сфокусироваться, и больше объектов в кадре будет в фокусе.
Байонет (система)Сменные объективы предполагают совместимость с конкретными креплениями для них — эти крепления и называются байонетами. Как правило, у каждого производителя есть свой фирменный байонет (или несколько байонетов), но есть и исключения из этого правила.
К примеру, у компании Sony есть два типа байонетов — Sony E и Sony A. E используется в беззеркальных камерах с кроп-фактором 1,5 и 1, а Sony A (Minolta A) — в «зеркалках».
Беззеркальная камера Nikon J4 — одна из самых компактных «беззеркалок»То же можно сказать и про Nikon. У компании байонет Nikon F используется только в зеркальных камерах, а для беззеркальных разработан другой формат — Nikon 1. Эти беззеркалки, кстати говоря, имеют наибольший кроп-фактор — 2,7, как у компактных цифовых камер Sony RX100 и Canon G5X. Поэтому, на наш взгляд, вместо беззеркалок Nikon 1 лучше взять один из этих компактов.
А вот байонет Micro Four Thirds (Micro 4/3) используется несколькими производителями: Olympus и Panasonic. То есть, объективы Olympus прекрасно подходят к камерам Panasonic и наоборот.
Беззеркальная камера Panasonic GH5 — отличный вариант для съемки видеоПри выборе байонета важно сначала прикинуть, сколько объективов для него доступно, какие они, сколько стоят. «Переехать» с одной системы на другую довольно сложно — вам придётся продать и камеру и все объективы и купить всё новое. Это может быть весьма затратно. Поэтому выбор байонета, по сути, самый важный этап в выборе беззеркального фотоаппарата. Если вам в итоге захочется сменить свой фотоаппарат на более современный или более функциональный — вы наверняка сможете найти у этого же производителя много подходящих новинок, но объективы при этом менять не придётся.
ОбъективыСоблазн любого начинающего фотографа — накупить объективы на все случаи жизни. Широкоугольный, теле, «портретник», макро... Правда жизни в том, что если вы не зарабатываете фотографией на жизнь, то они вам не нужны. В идеале вам достаточно одного-двух объективов, но желательно, чтобы хоть один из них был фикс-объективом с высокой светосилой — f/1,8 или даже f/1,4. С его помощью вы сможете получать максимальную резкость изображения, что особенно полезно при разрешении матрицы камеры от 20 мегапикселей и выше.
Также, как вариант, можно купить зум-объектив с постоянной светосилой (в идеале — f/2,8), но это будет стоить очень дорого.
Автор этих строк обходится двумя объективами. Один — стандартный, который шёл вместе с камерой («китовый») 16–50/3,5–5,6 мм при кроп-факторе фотоаппарата 1,5. Второй — фикс-объектив 35/1,8. Здесь через слеш указаны значения диафрагменного числа.
Камеры для профессионаловС основными понятиями мы определились, теперь давайте пройдёмся по конкретным категориям продуктов.
На самом деле, если вы считаете себя профессионалом, то наши советы вам не нужны. Однако на случай, если вы — профессиональный фотограф, но ранее работали только с «зеркалками», а тут решили попробовать беззеркалки не в качестве второй камеры, а в реальном деле — то мы рекомендуем Sony Alpha A7 последних редакций: II или III. Это полнокадровые беззеркальные камеры, которые обеспечивают действительно «профессиональное» качество. При этом они легче и даже дешевле их «зеркальных» аналогов.
Полнокадровая беззеркальная камера Sony Alpha A7 — для профессионаловК сожалению, прямых конкурентов Sony A7 именно на рынке беззеркальных камер сегодня нет. Во всяком случае, если интересует именно полный кадр. Однако существуют даже среднеформатные беззеркальные камеры — Hasselblad X1D и Fujifilm GFX 50S.
Камеры для любителей и начинающих
Не профессиональным фотографам мы рекомендуем, во-первых, не гнаться за самыми дорогими моделями. Лучше купить дорогой объектив и фотоаппарат подешевле, чем наоборот. К тому же, практически все производители меняют матрицы далеко не в каждой новой модели фотоаппаратов. К примеру, у Olympus до сих пор с незначительными изменениями используется матрица, разработанная ещё для фотоаппарата OM-D E-M5, вышедшего аж в 2012 году.
Sony серьёзно переработали сенсор изображения со времён камер линейки NEX, однако начиная с модели A6000 (2014 год) изменилось мало что. То же касается Panasonic и Fujifilm, а также Canon.
Впрочем, беззеркалки Canon особой популярности не снискали — они довольно долго фокусируются и в целом не особо функциональны, хотя их достоинство в том, что в них используется тот же сенсор изображения, что и в зеркальных камерах Canon любительского уровня.
Беззеркальная камера Fujifilm X-T1 — для любителей ретроFujifilm подойдёт любителям «ретро» — из-за своего внешнего вида. Снимают они тоже весьма добротно, вот только раньше можно было похвалить производителя за отсутствие «лишних» объективов в линейке — да, все объективы были не очень-то дёшевы, зато качество изображения и функциональность были на высоте. Видимо, под давлением рынка Fujifilm стали делать не только недорогие камеры, но и дешёвые объективы. Более того, некоторые модели камер и объективов (например, Fujifilm X-E3 Kit) будто скопированы с Olympus. Кстати, для видеосъёмки брать Fujifilm (как и Olympus) мы не рекомендуем.
Sony — многофункциональне универсалы. Отлично снимают и видео, и фото, но цена на новые модели может отпугнуть. Благо относительно старые — ту же A6000 — всё ещё можно найти в продаже. Правда, съёмки видео в 4K там ещё нет — для этого можно взять обновлённую модель, A6300.
Беззеркальная камера Sony A6000 с фикс-объективом 35/1,8Panasonic серии Lumix G — эти камеры берут, в первую очередь, для съёмки видео. С фото они тоже неплохо справляются, однако и функциональность и удобство «заточены» именно под видеосъёмку. К примеру, у Sony до сих пор отсутствует возможность запускать съёмку видео с помощью приложения на смартфоне (что забавно, ведь для Sony RX100 такая функция присутствует). Также немаловажное преимущество камер Panasonic в том, что у производителя есть модели на разный кошелёк. А объективы при переходе на более дорогую камеру, напомним, заново покупать не придётся. Кстати, поскольку камеры Panasonic обладают байонетом Micro 4/3, то для них на рынке существует наиболее количество объективов — тоже в разных ценовых категориях, от очень дешёвых, до очень дорогих.