Телевидение будущегоВ России состоялась первая телетрансляция в формате Ultra HD, который, по мнению экспертов, выйдет на рынок не раньше 2015 года"Триколор ТВ" провёл в четверг первую в России телетрансляцию в формате сверхвысокой четкости Ultra HD. Разрешение передаваемого изображения составило 3840x2160 пикселей, что в четыре раза выше, чем у кадра формата Full HD /1920x1080/. Для показа фильма был выбран 84-дюймовый 3D-телевизор со сверхвысоким разрешением Ultra HD 84LM960V от компании LG. Для прямой спутниковой трансляции контента UHDTV использовался 34 транспондер спутника Eutelsat 36A, осуществляющего покрытие на территории от Центральной Европы до Сибири. Данные в MPEG-4 передавались со скоростью 40 Мбит/с при частоте 25 кадров в секунду.
"Мы прекрасно понимаем, что в ближайшие год-два в России стандарт Ultra HD не будет иметь особого веса. Но сам факт того, что на сегодняшний момент технологически они это запустили — достаточно большой плюс", – прокомментировал прошедшую трансляцию Денис Кусков, руководитель ИАА TelecomDaily. "Надо понимать, что на сегодняшний момент нет большого количества контента, который можно было бы показывать с помощью 4К. К тому же стоимость телевизоров постоянно снижается, но пока находится на высоком уровне, а большинство людей уже поменяли телевизоры с электронно-лучевых на Full-HD, и, естественно, они их выкидывать пока не собираются. Поэтому, мне кажется, у Ultra HD достаточно хорошее будущее, но сегментированное: новости вряд ли будут сниматься в этом формате, потому что это невозможно технологически", – считает Кусков.
"Не секрет, что наша отрасль в России развивается скачками, — отметила на пресс-конференции Юлия Шахманова, директор по контенту "Триколор ТВ". — Мы не видим плавного перехода от развития одного формата к другому, мы перескакиваем с черно-белого телевидения на цветное, с цветного аналогового на цифровое".
Она напомнила, что как международный стандарт ULTRA HD был принят по рекомендации Международного союза электросвязи только в прошлом году. Рынка UHD-вещания как такового пока нет, поэтому состоявшаяся телетрансляция — "взгляд в будущее".
UHD-каналов как таковых в мире нет. В тестовом режиме Eutelsat запустила демонстрационный Ultra HD канал в январе этого года, отметила специалист по международному маркетингу компании Ольга Попова.
"На сегодняшний день нам не удалось найти на территории России ни одного готового фильма длиннее 60 секунд в формате 4К, — сообщила глава пресс-службы "Триколор ТВ" Анна Солова. — Их просто нет. Их нет ни у наших зарубежных партнёров, ни у наших российских партнёров". Поэтому фильм специально для телетрансляции снял телеканал Russian Travel Guide. По словам Анны Соловой, только он располагал соответствующими мощностями, чтобы создать подобный контент. С другой стороны, она напомнила, что федеральные каналы "идут за рынком, а не наоборот", и что HD-вещание они запустили "без ложной скромности, тогда, когда у "Триколор ТВ" появился миллион HD-абонентов".
Массовый спрос на вещание в формате сверхвысокой четкости в "Триколор ТВ" прогнозируют лишь через год-два. Основным барьером развития этого рынка пока выступает отсутствие доступных моделей телевизоров.
Телетрансляция была осуществлена при помощи серверного оборудования компании Ericsson. Чтобы добиться такой качественной картинки, эффекта присутствия, а это, как считают в Ericsson, является одним из ключевых требований, которые выдвигают потребители к видео-контенту, необходимы широкая цветовая гамма, 10-битное кодирование сигнала и скорость обновления картинки в 50-60Hz. Всё это позволит телезрителю почувствовать себя погружённым в то, что происходит на экране, рассказал на пресс-конференции Тоби Финч, директор по развитию бизнеса департамента цифрового телевидения Ericsson.
По словам Шахмановой, сейчас средняя цена телевизора с разрешением, подходящим для UHD-контента, составляет около 500 тыс. рублей. "Мне легко представляется, что через каких-нибудь полгода-год появятся технологии, которые не будут стоить так дорого", — добавила директор по контенту "Триколор ТВ". — Важна заинтересованность рынка в целом. Конечно же, если бы только мы как оператор были заинтересованы в этом формате, наверное, ничего не происходило бы так быстро".
В большей степени UHD-контент рассчитан на нишевые каналы, но никак не на федеральные. По словам гендиректора канала Russian Travel Guide Фёдора Стрижкова, UHD-контент будет наиболее востребован при трансляции спортивных состязаний, показе документальных и художественных фильмов. Особенно актуальным UHD-вещание станет во время Олимпийских игр 2016 года.
"Естественно, UHD — это сегментный такой кусочек, в него действительно будут, наверное, подключаться в основном те, кто любит какие-то дополнительные каналы, например, про спорт, природу, моду", — комментирует Денис Кусков. По его словам, средняя цена телевизора, который покупается для платного ТВ, составляет примерно 15-18 тыс. рублей. "Когда такая же цена будет у телевизора Ultra HD, а она в России может быть уж точно не раньше конца 2014 года, тогда, возможно, будет покупаться такой телевизор", - считает эксперт. "Но я не думаю, что будет большая аудитория. Если будет 2-3% аудитории "Триколора", которые будут смотреть UHD, это будет очень хорошим знаком", - отметил Кусков.
"Понятно, что, скорее всего, информационные телеканалы никогда не придут к 4К, — говорит Юлия Шахманова. — Снимать новости в HD или в 4К само по себе странно. Но все остальные действительно могут иметь будущее в этом". По её словам, Ultra HD будет востребовано всюду, где важно качество передаваемой картинки, а это не только спортивные трансляции, но и красочные шоу, балет, музыкальные концерты.
По мнению Кускова, стандарт Ultra HD на территории России сможет "реально запуститься не раньше 2015 года". "Конечно, это будет какой-то премиальный сегмент, потому что, несмотря на то, что его можно ближе смотреть, в коммунальных квартирах его смотреть не будут — это просто дорого", — резюмирует Кусков.
"Мы будем следить как раз за рынком телевизоров, приемных устройств, — обещает Шахманова. — Потому что до тех пор, пока цена на эти устройства высока, пока в России нет аудитории, способной массово эти телевизоры покупать, не имеет смысла запускать вещание 4К в постоянном режиме". "В тот момент, когда рынок поменяется, мы будем идти в ногу со временем", — заключила она.