Орбитальный «Гонец»
В Якутии идут испытания спутниковой системы «Гонец». Задача «Гонцов» обеспечивать связью труднодоступные районы на Севере и Дальнем Востоке.Еще одна важная задача, которую может решать группировка спутников, космический мониторинг технологических объектов.Скоро в эксплуатацию будут введены новые пользовательские терминалы системы,а в середине сентября на орбиту отправят еще трех «Гонцов».К 2015 году планируется довести количество орбитальных «Гонцов» до 12-ти спутников.
От Якутска до Нерюнгри, через дебри тайги и непролазные горы. По стопам первых русских землепроходцев, которые открыли эти земли в 17 веке.
Даже спустя триста с лишним лет места тут по-прежнему глухие. Сотовой сети может не быть на сотни километров вокруг. Потому лучшего полигона для испытания системы спутниковой связи придумать сложно.
«Для того, чтобы была все-таки устойчивая связь, мы будем пробовать пользоваться сейчас этой низкоорбитной спутниковой системой», - объясняет первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Александр Тарасов.
«Гонец». Так называется российская спутниковая система связи, которая должна прийти в каждую точку нашей страны. А через какое-то время и всего мира. Испытания «Гонца» в эти дни продолжаются в Якутии.
Справка:
«Гонец» - многофункциональная система персональной спутниковой связи. Включает в себя космический и наземный сегменты. В основе - группировка низкоорбитальных космических аппаратов. Создаются на предприятии ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнёва». Первый спутник «Гонец» был запущен в 1996 году. Осенью этого года планируется вывести на орбиту три новых аппарата «Гонец - М».
«В Республику Саха (Якутия) мы пришли в общем-то по инициативе Минтранса, по той простой причине, что мы определяли в соответствии с техническим заданием НИОКР опытные зоны, в которых много удаленных сел неохваченных связью. Охваченность самой республики средствами мобильной связи тоже достаточно невелика. И вот в этих условиях мы считаем, что «Гонец» сможет найти свое применение в первую очередь», - рассказывает генеральный конструктор ОАО «Спутниковая система «Гонец» Андрей Жаров.
На воде, земле и железной дороге. Систему испытывают в самых труднодоступных районах России. Если уж здесь будет работать, то «Гонцу» не страшно ничего.
«Москва-Питер едет поезд. Вы видите, что есть перерывы, где пропадает связь. А что говорить про Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север. Вот для этого и используется система «Гонец»», - уточняет генеральный директор ОАО «Спутниковая система «Гонец» Дмитрий Баканов.
Двое суток за окном дрезины - зеленое море тайги, 800 километров пути.
«Глобалстар», «Инмарсат» и «Иридиум» против «Гонца» – западные спутниковые системы соревнуются с российской в устойчивости сигнала. В скорости передачи данных нашим спутникам, конечно, до западных конкурентов пока далеко. Но и задачи у «Гонца» несколько другие. В первую очередь – передача технической информации в текстовом виде. Например, об уровне воды в гидросооружениях, что сегодня особенно актуально, о состоянии опор моста, давлении в трубах газопровода или координатах транспортного средства.
«Идет труба, которая соединяет северо-запад России с Дальним Востоком. Конечно, никто ее не прокладывал таким образом, чтобы попадать в зону покрытия GSM. Ее прокладывали так, чтобы было экономически выгодно: и через лес может идти, и через горы, и через малонаселенные объекты. На ней находятся, на протяжении всей трубы, пункты сбора информации. Такой информации как, давление, температура, количество прокачанного газа, нефти. Эту информацию нужно обязательно мониторить, чтобы понять если давление растет, то есть возможность какого-то ЧП», - рассказывает Дмитрий Баканов.
Это особенно актуально здесь в Якутии: сложный рельеф местности, удаленные населенные пункты. Как только вы выходите из зоны покрытия GSM, включается резервный канал. А встроенный «ГЛОНАСС-GPS» модуль определит ваше местоположение. Это может даже стать чьим-то спасательным кругом.
«Недавний случай – это падение вертолета, когда в течение непродолжительного времени не могли определить координаты. И мы понимаем, что находись система «Гонец» на этом вертолете, во-первых район поиска можно было бы сократить до минимума. И даже, если бы сигнал пришел с задержкой на 6 часов в наших условиях… В связи с тем, что орбитальная группировка только набирает обороты, мы бы все равно нашли людей быстрее, и, что самое важное, те люди, которые остались живы после падения, они бы выжили», - объясняет председатель Госкомитета по инновационной политике и науке Республики Саха (Якутия) Максим Трофимов.
Первый спутник «Гонец» бьет мировые рекорды, он самый живучий космический аппарат. Ветеран работает в космосе уже 17-й год, что для низкоорбитального спутника случай выдающийся. Обычный срок эксплуатации подобных аппаратов – 3-4 года.
«На данный момент на орбите находятся 4 спутника, из них один старый. Первого поколения «Гонец-Д-1» девяносто шестого года запуска и три «Гонца-М». По тем тактико-техническим заданиям, которые есть, группировка будет считаться полной при 12 космических аппаратах. Но сейчас мы начали работу плотно по новой системе «Гонец» – это «Гонец- М1». Космический аппарат будет. И сейчас их прописано 24», - говорит Дмитрий Баканов.
Для тех, кому предстоит пользоваться системой «Гонец» на земле, все просто и надежно. Новый дизайн приемо-передающих терминалов сделал их гораздо компактнее и мобильнее. А совсем скоро система станет доступна и частным клиентам.
«Вот этот терминальчик, если вы заблудились в лесу, а имеется возможность его ношения в сумке и на поясном ремне. То есть, вы просто, если заблудились в лесу, нажимаете на кнопочку, и ваше сообщение передается с вашими координатами», - рассказывает Андрей Жаров.
Отыскать человека в глухой тайге без координат, связи и даже примерного вектора движения шансов мало. «Гонец» должен будет помочь и в этой ситуации. Система становится все ближе к каждому человеку.