Представьте, что это было год назад, когда стриминговая революция, разожженная пандемией (когда пандемия полезна для бизнеса? Когда ваш бизнес зависит от того, что люди остаются дома), почувствовала первый прилив того, что она стала Новой парадигмой, которая съела мир. И представьте, что весной 2021 года вас попросили представить, как мог бы звучать заголовок киноиндустрии из будущего. Вы, вероятно, могли бы предсказать что-то вроде этого: «Впервые каждый номинант на «Оскар» приходит из стримингового сервиса». Или, может быть, это: «Кинотеатры: все еще здесь, но больше не движущая сила».
Вы, вероятно, не придумали бы что-то вроде этого: « Netflix покупает «Бардо» Алехандро Дж. Иньярриту и планирует глобальный прокат в кинотеатрах».
Но это заголовок, опубликованный 27 апреля в Variety . Netflix и раньше дарил символические тиражи — «Ирландцу», «Роме» и «Силе собаки». Но не с заголовком за шесть месяцев до факта, трубящим о глобальном театральном релизе. Извините, но это не является фирменным знаком Netflix.
Спин-офф «Шоу 70-х» «Шоу 90-х» на Netflix воссоединит большую часть основного состава оригинального сериала
Этот конкретный заголовок был не о шокирующем истощении абонентской базы Netflix — тот факт, что компания потеряла 200 000 подписчиков в первом квартале и рассчитывает потерять еще 2 миллиона во втором квартале. Тем не менее, эти статистические данные, опубликованные за неделю до этого, по сути, стали глубоким фоном для новостей о стремлении Netflix предоставить «Бардо» полномасштабный театральный релиз. Оба заголовка транслировали разные аспекты одного и того же: теперь существуют мощные противодействующие силы потоковой революции.
Почему произошла потеря подписчиков Нетфликс? Идеальный шторм причин, вызванный войной на Украине (Netflix сократил услуги в России), но также обусловленный тем фундаментальным фактом, что Netflix теперь существует в гиперконкурентном мире, который он создал — т. е. подъем стримеров, таких как Disney+, Apple ТВ+ и HBO Макс. (Существует также реальность совместного использования паролей, но это звучит, по сути, как довольно отчаянная рационализация) . Год истории , имидж Netflix как неудержимого локомотива новой эры индустрии развлечений сильно пострадал. И если эти заголовки дали слова, то СинемаКон на прошлой неделе, ежегодное собрание киноиндустрии, добавил музыку, и все это объединилось в хит-сингл, который звучал так: «Кинотеатры вернулись, детка!»
Не то чтобы они когда-либо уходили. Но угасание кинотеатров — упадок театрального опыта и, да, потенциальная смерть кинотеатров — за последние два года стало самым опасным призраком, преследующим кинобизнес с момента появления телевидения в США. начало 1950-х. Временами это вселяло ужас в сердца почти всех, кто любит эту отрасль. И это потому, что это все о неизвестном.
Но это также, конечно, то, что все знают, по крайней мере, в своем мозгу рептилии, а именно, что люди, сидящие дома и смотрящие «первый показ фильма» по телевизору, — это просто плохой бизнес-план, поскольку это план, основанный на принижении фундаментальной магии самого продукта: сделать его менее захватывающим, менее важным, менее мифологичным. Фильмы, не заблуждайтесь, все о мифологии. (Просто спросите Джорджа Лукаса, Фрэнка Капру или создателей «Бэтмена».)
Так случилось и с Нетфликс.
Когда дело доходит до вопроса о том, как именно будут выглядеть фильмы (не только в этом году, но через пять лет, через 10 лет, через 30 лет), Netflix и киноиндустрия, какой мы ее знаем были вовлечены в мифологическую войну. В реальном мире кинотеатры и потоковые сервисы могут и будут сосуществовать. Но как? В конечном итоге это будут решать зрители. И новости последних двух недель о том, что Netflix смертен — не бог, не непобедимый монолит, а компания, подобная любой другой, — могут оказать сильное влияние на восприятие зрителями мира развлечений, в котором они хотят жить. в.
Самая известная цитата о кинобизнесе — Уильяма Голдмана «Никто ничего не знает» — не означает, что все глупы. Это означает, что, как заметил Голдман, «ни один человек во всем кинематографе не знает наверняка, что сработает». То, что люди знают, постоянно меняется; способ сделать сегодняшний хит не обязательно является способом сделать завтрашний хит. Такова природа бизнеса. И такая смена динамики происходит прямо сейчас в гладиаторских боях, которые транслируются против театральных.
На CinemaCon киноиндустрия заявила о своей твердой приверженности обеспечению кинотеатров полным набором фильмов (не только палаток, но и драм для взрослой аудитории), и при этом они перевернули нынешнее общепринятое мнение. Но это был правильный звонок. По мере того, как пандемия медленно, но верно угасает, появляются веские доказательства, подтверждающие мнение о том, что кинозрители хотят большего, чем интеллектуальные экстравагантности. Только взгляните на поразительный успех исключительно в кинотеатрах такого радикального фильма, как «Все и везде, и все сразу». Возможно, на CinemaCon смерть день-и-дата была сильно преувеличена ., но нельзя отрицать, что день и дата сильно пострадали. Открытие фильма в потоковом сервисе в тот же день, что и в кинотеатре, — разве это не очевидно? — способ обесценить этот фильм. А если это так, то проиграют все.
Но что Netflix продавал и мифологизировал, так это то, что фильм, просмотренный дома, имеет такую же ценность, как и фильм, просмотренный в кинотеатре. Это просто другая ценность, к которой мы все должны привыкнуть. Netflix удалось определить революцию в сфере потокового вещания, исходя из собственного превосходства. И пандемия позволила нам устроить этой модели окончательные дорожные испытания новой нормальности. «Netflix и расслабься» превратились в «Оставайся дома… и зачем уходить? Всегда?" Многие купились на эту фантазию о том, какой теперь будет жизнь.
Это был способ мышления, поощряемый Netflix, который взял очень настоящую технологическую инновацию, которая не идет своим чередом, и превратил ее в своего рода сказку. Мифология кино начинается с того факта, что они больше вас. Вы буквально поднимаете голову, чтобы увидеть их; вы сидите в толпе, чтобы испытать их; в лучшем случае фильмы крутятся у вас в голове до такой степени, что ваш мозг перестраивается. (Вот что делает великое искусство.) Но то, что сделал Netflix, блестяще прорекламировав себя как «Единственный потоковый сервис, который вам когда-либо понадобится», заключался в том, чтобы заменить огромное количество фильмов огромным размером Netflix.
Мифология гласила: здесь, в вашем собственном доме, находится единственный мегаплекс, который вам когда-либо понадобится, — шведский стол Netflix. И поскольку хваленая бизнес-модель Netflix была буквально предназначена для того, чтобы перенастроить весь мир, подписав каждого потребителя на Земле в качестве подписчика, как только вы станете частью семьи развлекательных домоседов Netflix, вы теперь будете видеть то, что видят все остальные, что является частью мечты о том, что такое фильмы. Стриминг заменит кинотеатр, потому что Netflix заменит фильмы. И даже когда появились конкуренты Netflix (Disney+, Hulu, Apple TV+), это не изменило парадигму того, как мы думаем о потоковой передаче, невероятную модель, которую Netflix заложил на карту и которой владеет.
Но когда у Netflix был плохой первый квартал, потеря подписчиков, а также впервые упавшая ниже 50 процентов доли рынка для потокового мира, масштабность их мифологии оказалась своего рода фантазией о человеке за кулисами. . Нет, как оказалось, их знаменитый шведский стол, в котором преобладал высокий процент посредственного продукта, не собирался завоевывать мир. Netflix не собирался заменять фильмы. Были, конечно, другие услуги, другие возможности. Но более того, выбор остаться дома и посмотреть фильм не будет казаться таким чертовски продиктованным .. Как отметил аналитик Pivotal Research Group Джефф Влодарчак, «стриминг, похоже, почти полностью распространился по всему миру после COVID». Это звучит как заявление об успехе, но на самом деле представляет собой серьезный подрыв мифа о Netflix. Полностью проникся! Больше нет места для роста.
Другими словами, потоковое вещание никуда не денется, но оно не обязательно будет становиться все больше, больше и больше. Это изменило мир развлечений и будет продолжать это делать, но этот мир подвержен другим факторам, в том числе обновлению кинотеатров, которое движет чем-то столь же первобытным и вечным, как наше желание смотреть фильмы. в комфорте собственного дома. А именно: наше желание выбраться из дома . Плохой первый квартал Netflix сделал больше, чем просто снизил цену его акций. Это проделало брешь в мифологии компании. И это хорошо для кинотеатров, которые являются законным домом для того, что мы называем фильмами, которым для выживания нужна собственная мифология.