Последние 1,5 года дали огромный толчок развитию стриминга, устроив самую настоящую "перезагрузку" отрасли. Потребители контента стали более избирательны и менее чувствительны к ценовому фактору услуги, отдавая предпочтение качеству сервиса и удобству потребления.
В 2020 году, после введения ограничений на посещение кинотеатров, зритель "ушел" в VOD сервисы. Только время покажет, вернутся ли показатели к уровню 2019 года, и продолжат ли зрители пользоваться потоковыми сервисами, или же откажутся от них по мере появления новых возможностей для отдыха и развлечений.
УстройстваЭпоха телевизионного ренессанса Ключевые данные за 1 и 2 кварталы 2021 года показывают, что телевизор остается наиболее предпочтительным устройством для просмотра контента как VOD сервисов, так и линейного вещания.
![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_1.png)
Рис. 1.
Просмотр VOD контента с разных устройств (по количеству часов) ![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_2.png)
Рис. 2.
Просмотр линейного телевизионного контента (по количеству часов) Как видно из приведенных диаграмм, начиная с середины 2020 года, модель потребительского поведения меняется в сторону просмотра контента на большом экране. Количество часов просмотра на ТВ возрастает в 1,5-2 раза, при этом значительно сокращается просмотр видео с телефонов, планшетов и через ТВ-приставки.
![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_3.png)
Рис. 3.
Использование телевизров для просмотра видео Спрос на линейный телевизионный контент, просматриваемый с ТВ, дает стремительный рост в 253,3% в первом квартале 2021 года по сравнению с тем же периодом 2020 года, в том числе благодаря возобновлению онлайн-трансляций различных мероприятий. Привыкнув к комфортному просмотру программ на телевизоре, возрастает и спрос на просмотр VOD контента с больших экранов. Во втором квартале 2021 года показатель вырос на 167% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Изменение потребительских привычек оказало и продолжает оказывать влияние на стратегии доставки контента и привлечения потребителей, которые в предыдущие годы были сосредоточены на портативных устройствах. Почему же так происходит, ведь раньше просмотр потовокового вещания с девайсов был топовой темой отрасли?
"Эффект короны", в частности, в США, привел к тому, что потребители приобрели рекордное количество новых телевизионных устройств в рамках "улучшения своего дома" во время пандемии. Причем зачастую пользователи "решали обновить свой телевизор досрочно" (USA Today, 2021). В свою очередь, домашняя самоизоляция привела к тому, что потребители стали тратить больше времени на свои новые устройства с большим экраном. И эта привычка сохранилась даже после снятия ограничений. Эксперты сходятся во мнении, что и в этом полугодии пользователи скорее всего будут тратить еще больше времени на просмотр линейной медиаконтента, во всяком случае – не меньше.
Мобильные устройства не в фаворе?В прошлом году потребители больше использовали портативные устройства для потоковой передачи контента и просмотра, подключаясь к домашней сети Wi-Fi. В этом же году зрители могут наслаждаться просмотром контента уже вдали от дома. Как результат – увеличение проблем с качеством воспроизведения видео из-за нагрузок на мобильные сети.
![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_4.png)
Рис. 4.
Коэффициент буферизации на смартфонах Коэффициент буферизации свидетельствует об увеличении числа проблем, связанных с линейной потоковой передачей через смартфоны в 1 и 2 кварталах 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Проведенный NPAW опрос среди участников отрасли в августе 2021 года показал, что большинство из опрашиваемых склоняются к сохранению тенденции, при которой пользователи будут предпочитать потоковую передачу видео на устройствах с большим экраном (TV/Smart TV), а не на портативных устройствах (смартфоны, фаблеты и планшеты).
![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_5.png)
Рис. 5.
Опрос экспертов отраслиАналитика QoEVOD в цифрахС начала 2020 года и до сих пор стриминговые сервисы находятся на пике популярности, но расслабляться не стоит. Изменения потребительского поведения после пика пандемии бросает новые вызовы отрасли. В частности, провайдерам пришлось оптимизировать QoE на больших экранах, а именно увеличить битрейт и время начала воспроизведения для уменьшения коэффициента буферизации во время просмотра видео. Тем не менее, результаты не оправдали ожиданий с точки зрения пользовательского опыта, поскольку такая стратегия привела к большему количеству сбоев воспроизведения и отказов от просмотра видео из-за того, что оно долго подгружается.
![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_6.png)
Рис. 6.
Средний уровень битрейта VOD Увеличение битрейта означает, что видео транслировалось в более высоком качестве, и это коснулось практические всех регионов, за исключением Тихоокеанского.
![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_7.png)
Рис. 7.
Время подсоединения Увеличение времени подсоединения позволило пользователям быстрее ожидать запуск контента, но привело к увеличению ошибок и прерываний вещания во время просмотра.
![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_7-1.png)
Рис. 7.
Коэффициент буферизации Коэффициент буферизации снизился практически повсеместно во всех регионах.
Однако, увеличилось общее количество ошибок во время воспроизведения видео. При чем ошибки возникали как при запуске, так и во время воспроизведения потокового контента.
![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_8_0.png)
Рис. 8.
Ошибки при запуске ![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_9.png)
Рис. 9.
Ошибки во время воспроизведения Линейное вещание в цифрахКак и в случае с VOD контентом, провайдеры решили увеличить битрейт, чтобы обеспечить более высокое качество видео на больших экранах. При этом некоторые регионы решили увеличить время на подсоединение, тогда как другие его сокращали. Например, в Тихоокеанском регионе время начала воспроизведения было увеличено, но потребители были готовы ждать более высокого качества медиаконтента, поэтому отключений до начала воспроизведения было меньше.
![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_10.png)
Рис. 10.
Средний уровень битрейта, линейное вещание ![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_11.png)
Рис. 11.
Время подсоединения, линейное вещание ![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_12.png)
Рис. 12.
Коэффициент буферизации, линейное вещание Количество возникающих при загрузке линейного ТВ ошибок также возросло в большинстве регионов, это касается и сбоев на старте, и во время самого воспроизведения. Больше всего ошибок было зафиксировано с Северной Америке, в Тихоокеанском регионе и Европе.
![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_13.png)
Рис. 13.
Ошибки при запуске, линейное вещание ![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_14.png)
Рис. 14.
Ошибки во время воспроизведения, линейное вещание В целом, проведенные опросы среди потребителей показали, что более 2/3 зрителей предпочли бы дольше ждать запуска видео, чтобы получить контент лучшего качества, и только одна треть респондентов ответили, что предпочли бы получить свой контент быстро, даже если это означает более низкое качество картинки.
![](https://www.cableman.ru/sites/default/files/2021/statya_15.png)
Учитывая встроенные ограничения потоковой передачи для мобильных устройств, сервисы сталкиваются с необходимостью оптимизации стриминга, чтобы предоставить зрителям качественный опыт. И в этом вопросе мобильные соединения для передачи данных и публичные Wi-Fi сети далеко не так сильны, как соединения Ethernet или домашний Wi-Fi. Сервисам потокового вещания приходится решать такие вопросы, все более детально изучая потребителя и его предпочтения.
Вовлеченность зрителяЛюбое потоковое вещание, будь то VOD контент или линейное ТВ, имеют очень короткий отрезок времени, чтобы повлиять на решение клиента о просмотре. Благодаря растущему количеству потоковых платформ и стриминговых сервисов, клиенты становятся все более избирательными, чем когда-либо.
2021 год показывает увеличение времени просмотра в среде линейного вещания и уменьшение времени просмотра VOD сервисов. В среднем ежедневный просмотр VOD контента по сравнению с прошлым годом упал на 7,9%. При этом снизилась и вовлеченность клиентов на 17,7%. Возможно, причины кроются в увеличении времени на загрузку контента из-за повышенного битрейта в погоне за хорошим качеством картинки на больших экранах или зритель попросту не нашел нужного контента. В это же время интерес к линейному телевидению и его время просмотра увеличилось по сравнению с прошлым годом на 8,1%.
Что же делать провайдеру?Качество сервиса выходит на первый план: легко ли было зайти на платформу, удобная ли навигации, насколько контент отвечает запросам зрителя и его ожиданиям, часто ли прерывается вещание или видео бывает недоступно… Оперируя этими данными, провайдеры могу повышать ценность своих услуг в глазах потребителей.
Данные опросов указывают на следующие развитие отрасли в ближайшем будущем: все большее количество потребителей будут пользоваться стриминговыми сервисами, в то время как средняя вовлеченность одного зрителя будет падать, а также возрастет общее количество подписок одного зрителя на разные платформы, чтобы разнообразить свои предпочтения.
Как обстоят дела с потоковым вещанием в РоссииПо мнению специалистов компании "РТП-Медиа", предоставляющей услуги в сфере логистики медиаконтента, ряд общемировых тенденций, обозначенных в статье, присущ и нам. Зритель действительно стал более требовательным и избирательным, количество времени просмотра стримингового контента на порядок возросло и не снижается с момента снятия части антиковидных ограничений, появляется все больше платформ и сервисов, удовлетворяющих потребности зрителя. Да и в целом зрительское потребление стало омниканальным.
Зритель за последние полтора года "научился" пользоваться новыми сервисами, те только "попробовал их на вкус", но и распробовал. Если раньше видео контент был доступен только на телевизоре, и зритель не был свободен в своем выборе, приходилось смотреть то, что было заложено в сетке вещания, то сейчас, с появлением новых инструментов и развитием IT-технологий, можно смотреть что угодно, где угодно и когда угодно. На рынке стримингового вещания разворачивается нешуточная война за время потребителя на просмотр. К слову говоря, и самого времени у зрителя стало больше. Нет, в сутках не стало 25 часов – уменьшилось количество затрачиваемого времени на решение бытовых вопросов: доставка еды на дом, посудомоечные машины и сушильные шкафы, роботы-пылесосы и покупка вещей в интернет-магазинах, онлайн-сервисы оказания услуг и многое другое.
Почему же телевидение до сих на пике своей популярности, несмотря на другие способы получения медиа контента? Удобство навигации, агрегация большого количества актуального контента и возможность просмотра значимых событий большому количеству зрителей – триединство, на котором стоит телевидение. Одним из основных вопросов остается обеспечение высокого качества воспроизведения видеоконтента – и это уже как раз наше поле деятельности. Доставить контент в хорошем качестве от источника до конечного потребителя, не важно, в какой бы точке земли он не находился.