"Это первое соглашение такого рода с Министерством энергетики" - сообщил ComNews представитель пресс-службы "Ростелеком".
Стороны рассчитывают на долгосрочное сотрудничество, совместно решая задачи по инновационному развитию энергетических систем и укоренению технологий промышленного интернета. Упор делается на необходимость внедрения инновационных технологий, в том числе промышленного интернета, аналитики больших массивов данных, а также на проработку возможности использования технологий промышленного интернета, организацию и проведение конференций, семинаров и презентаций в рамках совместной деятельности, подготовку и публикацию научных, информационных и иных изданий.
Представитель пресс-службы "Ростелекома" рассказал корреспонденту ComNews, что для эффективного обмена данными "Ростелеком" и Минэнерго в рамках сотрудничества уже создали рабочую группу в состав которой входят эксперты из "Ростелекомом", занимающиеся вопросами электроэнергетики, а также специалисты профильных департаментов Минэнерго.
"Подписание соглашения - важный этап цифровизации энергетического комплекса России. Использование цифровых платформ и систем сбора первичных данных на объектах электроэнергетики позволит внедрить новые принципы управления, вывести электроэнергетику на новый уровень интеллектуализации и сделать одной из наиболее передовых отраслей. Цифровизация позволит получить значительную экономию ресурсов, сделать отрасль более эффективной, а объекты электроэнергетики более экологичными", – отметил заместитель министра энергетики Андрей Черезов.
Вице-президент по отраслевым решениям ПАО "Ростелеком" Роман Шульгинов указал на то, что набор цифровых сервисов, которые сейчас компания предлагает энергетической отрасли, позволяет предприятиям как создавать собственные IoT-системы, так и пользоваться комплексом готовых решений – все зависит от потребностей и задач клиентов.
В пресс-службе "Ростелекома" рассказали, что электроэнергетика является одним из приоритетных стратегических направлений для оператора в рамках реализации перехода к модели экономики 4.0. "Сейчас "Ростелеком" принимает участие в проектах, направленных на цифровизацию электроэнергетической отрасли. Первыми стали проекты, способствующие повышению эффективности в энергетической отрасли. В рамках этих проектов "Ростелеком" планирует сотрудничать с ключевыми поставщиками электроэнергии", - отметили в пресс-службе оператора, добавив при этом, что "Ростелеком" заинтересован в участии в проектах, как с крупными игроками рынка, так и с малыми и средними энергетическими компаниями.
"Однако на первом этапе важна работа именно с крупными заказчиками, которая позволит получить опыт построения решений с использованием различного оборудования и разработать способы оптимизации затрат. Реализация таких проектов позволит повысить привлекательность сервисов "Ростелекома" для небольших компаний" – отметил представитель пресс-службы "Ростелекома".
Отметим, что весной текущего года "Ростелеком" заключил соглашение с ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ФСК ЕЭС). В соглашении речь идет о взаимодействии в области развития и эксплуатации сетей связи. Представитель пресс-службы ФСК ЕЭС сообщил корреспонденту ComNews, что ФСК ЕЭС активно развивает собственную сеть цифровой связи, в основном построенную с использованием волоконно-оптических линий (ВОЛС), размещенных на ЛЭП. Цифровыми каналами связи охвачено около 84% объектов. Протяженность ВОЛС ФСК ЕЭС составляет 73,6 тыс. км, а к 2025 году ее планируется увеличить до 105 тыс. км.
"Пропускная способность линий оставляет возможность для их коммерческой эксплуатации в интересах третьих лиц – около 15% ВОЛС ФСК ЕЭС используется телекоммуникационными организациями. "Ростелеком" арендует 3,75 тыс. км линий. Развитие систем связи позволяет ФСК ЕЭС повысить эффективность передачи корпоративной и технологической информации. Это необходимо, в том числе, для дальнейшего успешного внедрения цифровых решений", - отметили в пресс-службе компании.
До 2025 года ФСК ЕЭС планирует инвестировать в цифровизацию не менее 10 млрд рублей в год. За этот период будет введено более 30 комплексных цифровых подстанций. С 55% до 100% возрастет удаленная наблюдаемость сети из единых центров управления сетями через цифровые каналы связи. "Уже сейчас на всех объектах установлены цифровые системы учета, которые автоматически отправляют данные в головной офис, – сообщил представитель пресс-службы ФСК ЕЭС. - В настоящее время тестируется удаленное управление подстанциями из единых центров нажатием одной кнопки – технология уже реализована на семи подстанциях ФСК ЕЭС, расположенных на Северо-Западе, Юге и в Центре России. До 2021 года телеуправление будет внедрено на 93 объектах, в том числе в 2018 году – на 18. Среди них такие значимые объекты как подстанция 220 кВ "Звезда", питающая одноименный судостроительный комплекс, 220 кВ "Русская" во Владивостоке, центры питания сочинского курортного региона".
Другие операторы связи также стремятся развивать партнерство с индустрией электроэнергетики. Так, представители пресс-службы ПАО "МегаФон" отмечают активный спрос на цифровые решения со стороны компаний сфер энергетики, транспорта, сельского хозяйства, ретейла, медицины.
"Эти рынки перспективны для нас. В 2016 году мы подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве с компанией "Россети" и начали внедрять систему умного мониторинга электроподстанций. Такая система помогает предотвращать аварийные ситуации, несанкционированный взлом и попадание на объекты. Мы уже установили специальные датчики мониторинга более чем на 700 подстанциях, и до конца 2018 года "умными" станут более 1000 подстанций. Для электроэнергетических компаний критически важна устойчивость инфраструктуры и обеспечение высокой пропускной способности сети. В рамках соглашения мы работаем над повышением надежности сети, резервируем каналы магистральными линиями ВОЛС", - отмечают представители пресс-службы "МегаФона".
"У "Билайн" есть отдельные договоры по мониторингу ряда параметров электрических сетей и на текущий момент мы продолжаем диалог с энергетическими компаниями" – рассказал представитель ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). Пресс-служба ПАО "Мобильные ТелеСистемы" воздержалась от комментариев.