Коммерческий директор StarLightDigital Николай Фаенгольд не думает, что телегруппы договорятся между собой, какие телеканалы должны войти в платный пакет. В таких переговорах SLM уже настаивает на присутствии трех своих каналов в бесплатном пакете: «Я не знаю, как сделать так, чтобы 4 медиагруппы договорились между собой, какие каналы должны остаться в бесплатном пакете «Зеонбуда». Все работают на рекламном рынке, рекламные доходы превалируют. Мы за уменьшение телеканалов, но здесь должен быть некий алгоритм. Были какие-то встречи, что все медиагруппы должны оставить по одному телеканалу, но здесь должна быть другая позиция. В каждой телегруппе по одному сильному каналу, кроме нашей, –у нас три сильных канала. Если бы была конструкция у всех оставить по одному сильному каналу, а мы – три, нас бы это устроило».
Вместе с тем он считает, что платный пакет «Зеонбуда» навредит провайдерам платного телевидения. «По поводу кодировки «Зеонбуда»: когда провайдеры говорят нам – закодируйте «Зеонбуд», потому что это хорошо, – я не до конца понимаю,почему это хорошо. Как быть с теми людьми, которые купили некодированные коробочки? Зачем у людей, которые не перешли на кабель и спутник, забирать возможность смотреть телевидение? Во всем мире есть бесплатный эфир, я не думаю, что они станут абонентами платного ТВ. Это не совсем честно по отношению к людям, которые купили дешевую цифровую ТВ-приставку за 300–500 гривен, поскольку не согласились платить 50 гривен в месяц провайдеру. Предположим, кодировка «Зеонбуда» произошла. После этого логично, «Зеонбуд» введет платную модель. Большинству другим игрокам рынка платного телевидения наступит конец. Я для себя не могу представить модель, когда у меня с помощью Т2 есть возможность смотреть и не платить за контент или заплатить и смотреть платный контент. Хочу посмотреть платный канал – плачу, не хочу – не плачу, и при этом у меня есть какие-то бесплатные пакеты. Зачем мне кабельные провайдеры? У ОТТ и IPTV хотя бы больше сервисов. Для меня лично стремление кабельных провайдеров закодировать «Зеонбуд» непонятно», – добавляет Николай Фаенгольд.
Григорий Шверк не верит, что телегруппы закодируют свои каналы в «Зеонбуде»: «4 года тому назад, я, как член Нацсовета, боролся за раскодирование сигнала «Зеонбуда». По просьбе провайдеров в значительной степени. Не думаю, что кто-то будет действовать во вред своим интересам. Не думаю, что кто-то из вещателей захочет уменьшить свою аудиторию до того момента, пока он получает деньги от рекламы». Из зала Шверку сообщают, что телегруппы в мае кодируют спутник, который смотрят 4 млн. Депутат настаивает на своем: «Я слабо верю, что те доходы, которые вещатели могут получить от продажи платного контента, покроют им потери от рекламы. Это моя оценка – я давно не в рынке, и не понимаю точно, какие деньги там движутся. Но со стороны я думаю, вряд ли на это можно рассчитывать. И есть вторая проблема, которая косвенно связана с этой ситуацией. На повестке этого состава Верховной рады и, думаю, следующего также – вопрос информационной безопасности. Тогда тема что-то закрыть и уменьшить количество каналов для смотрения населением создаст риски того, что оно увеличит смотрение тех же российских телеканалов, поскольку в значительной части регионов можно повернуть антенну в другую сторону, например, в сторону Белгорода (охватывает Харьковскую область. – Ред). А они в это время увеличивают мощность своих передатчиков каждый раз. Я не говорю «за» или «против», я описываю ситуацию.
Модератор панели Наталья Клитная подметила, что при запуске платного пакета компании все же понадобится провайдерская лицензия Нацсовета: «Если «Зеонбуд» станет оператором, он не сможет запустить платный пакет – они есть только у провайдеров программной услуги».
В кулуарах, тем временем, обсуждался вопрос затрат компании на запуск платного пакета. Письмо о платном пакете «Зеонбуд» отправлял Нацсовету уже не впервые, но в ведомстве советовали направить деньги, которые компания готова выделить на запуск платного пакета, для достройки сети первого мультиплекса «Зеонбуда». Как сообщала «Телекритика», в октябре «Зеонбуд» публично отказался от доставки передатчиков в первом мультиплексе (в 47 населенных пунктах в 19 областях Украины), переложив вину на Концерн РРТ. Затраты на достройку сети компания оценивала в 93 млн гривен. Сейчас компании предстоит потратиться на кодирование своего транспортного спутникового сигнала в связи со спутниковым кодированием в мае 2019-го. Это технический процесс, не меняющий принципа бесплатного получения каналов «Зеонбуда» населением. Технический спутниковый сигнал идет в формате Multistream (DVB-S2 T2-MI), его видят только специальные профессиональные тюнеры. «Зеонбуд» именно так передает поток 28 национальных каналов от главной станции в Киеве до передатчиков в регионах (4 местных телеканала «Зеонбуд» передает по земле).
В цифровом эфире доступны 28 общенациональных телеканалов и по четыре региональных в каждой области. Логично, если в бесплатном пакете останутся кроме 4 местных каналов два общественные («Перший» и «Культура») и 7 информационных («112 Украина», «5 канал», «Прямой», «Еспресо», ZIK, «Рада» и «Бизнес»/TVI). Итого – уже 13 телеканалов, не считая флагманские каналы телегрупп («1+1», «Украина», ICTV и «Интер»). Собеседники «Телекритики» рассказывали, что «Зеонбуд» активно интересовался ценами на украинские платные телеканалы. В частности, представителей «Зеонбуда» интересовала ценовая политика группы каналов «Континент ТВ» («Трофей», «Терра», «Наука» и «Фауна»).
После конференции «Телекритика» задала Александру Ильяшенко уточняющие вопросы по возможному запуску платного пакета «Зеонбуда».
Александр Борисович, сколько свободных мест в сети «Зеонбуда»? Какие каналы из бесплатного пакета, по вашему мнению, должны уйти в платные пакеты?
В каждом мультиплексе сейчас по 8 телеканалов, а могут вещать по 12 каналов. То есть еще 16 телеканалов могут вещать к этим 32. Пока речь не идет конкретно об уменьшении с 32 до 16 бесплатных каналов. Это только обсуждение. Может, в «Зеонбуде» сделают смещение каналов – первые два мультиплекса – бесплатные, два других – платные. Как по мне, в платный пакет должны войти нишевые телеканалы телегрупп. Если мы говорим, например, о канале ICTV, к нему вопросов нет. Зачем ему идти в платный пакет? Он получает доход от рекламного рынка, благодаря свободному доступу к абоненту. Затраты на оплату цифры у него перекрываются доходами от рекламы. Но из этих 28 телеканалов есть полно тех, кто платят «Зеонбуду» и это не покрывают средства от рекламы. Например, «Энтер-фильм» или К2. Если посмотреть на перечень цифровых каналов, 16 из них смогут покрывать затраты от рекламного рынка, остальные 16 – нет. Если бы они пришли, сели за стол переговоров и начали считать, то платный пакет им был бы выгоднее: 800 тысяч гривен в месяц они платят «Зеонбуду», а с рекламного рынка собирают, например, 600 тысяч гривен, канал на 200 тысяч гривен в минусе. Если завтра канал кодируется, тогда он сможет сделать встречное предложение «Зеонбуду» – например, "ты мне не платишь". Канал кое-как смотрят в платном пакете и если раньше было 600 тысяч гривен дохода при 200 тысяч убытка, а сегодня 200 тысяч дохода и эти 200 тысяч идут в прибыль, то уже возникает экономический интерес. Кто кому будет платить – это уже отношения «Зеонбуда» и телеканалов.