Однако "Матч ТВ" не единственный претендент на трансляции матчей РПЛ: конкуренцию ему готовы составить онлайн-кинотеатр Okko (принадлежит "Сбербанку"), "Яндекс" и платформа Start (принадлежит "Мегафону").
Как сообщает Eurostavka, онлайн-кинотеатр Okkо готов предложить РПЛ 24 млрд рублей за коммерческие (титульный спонсор и беттинг-партнер) и медийные (ТВ и Интернет) права на показ матчей лиги сроком на четыре года.
Предложения платформ должны быть озвучены в рамках первого в истории лиги тендера в сентябре. Однако, по мнению "Чемпионата", "Матч ТВ" может воспользоваться первоочерёдным правом на ведение переговоров и предложить что-то существенно лучше – и тогда РПЛ просто примет это предложение, не проводя никаких конкурсов.
"Конкурс, может, и нужен, но всё же зависит от того, что нам предложат. Если бы сейчас условно "Матч ТВ" дал 10 миллиардов рублей, я бы согласился. В отличие от некоторых, мы в этой теме длительное время. Давно работаем в контакте. Знаем, сколько могут реально стоить наши права, мы понимаем рынок", — сообщил ранее президент РПЛ Сергей Прядкин.
Однако деньги — не главное, считает бывший глава департамента медиаправ "Лиги ТВ" Лев Гоберман. "Наша система не совсем про бизнес, — цитирует Гобермана "Чемпионат". — Потому что, в первую очередь, есть устоявшееся мнение: футбол — народу! То есть идея закрыть его и сделать полностью платным разбивается о реальность".
По его мнению, футбол не должен полностью уходить с телевидения в онлайн, при этом очевидных плюсов здоровой конкуренции на рынке тоже нельзя игнорировать. "Однозначно всё должно быть платным, за исключением каких-то развлекательных шоу — в таком случае цена услуги будет совсем другой. Сейчас, за счёт количества желающих, цена на телеправа должна сильно вырасти. Условно Okko говорит: 8 млрд. Тогда "Матч ТВ" должен всеми силами перебивать эту цену, чтобы оставить за собой право на трансляции матчей РПЛ, иначе зачем они вообще существуют?", — сказал Гоберман.
"Чемпионат" отмечает, что если "Матч ТВ" сейчас потеряет право на показ национального чемпионата, это может привести к скачку цен на них в будущем. В качестве примера издание приводит случай с правами на показ Английской премьер-лиги (АПЛ). В 2019 году "Матч" предложил за АПЛ € 5,5 млн, но Okko перекупил права за € 7 млн. В этом году "Матч" вернул себе английский футбол, но уже за совершенно другую сумму — "РБ" приводит цифру в € 15 млн, а по информации "Чемпионата", сумма и вовсе составляет € 25 млн.
Также возможны сделки между различными игроками рынка. Так "Чемпионат" отмечает, что "Яндекс" может предложить двойную сделку с "Матч ТВ": компания заберёт на себя полностью трансляции в онлайне, а за холдингом останутся телепоказы.
Как сообщается в Telegram-канале спортивного журналиста Василия Кононова, Okko готов выступить в связке с Первым каналом и обеспечить РПЛ необходимое количество матчей в федеральном эфире. Okko интересуется РПЛ уже давно — об этом в интервью "Чемпионату" в декабре прошлого года говорил уже бывший руководитель спортивных проектов Rambler Group Михаил Гершкович: "Вопрос не в Оkko, а в РПЛ. Мы готовы. Ждём, когда РПЛ повзрослеет и придёт к зрелому подходу к продаже прав". По мнению Гершковича, будущее за платным сегментом, который позволит добиться финансовых выгод.
Важность рыночного подхода к спортивным трансляциям и здоровой конкуренции хороша видна на примере Австрии, где в 2018 году телеправа на трансляцию матчей местной лиги приобрел телеканал Sky, предложив больше (€ 34 млн), чем государственный канал, и телеинтерес к матчам среди австрийцев вырос почти на 50%. Со следующего сезона стоимость прав снова вырастет: новый контракт оценивается в € 40 млн.
В этой связи интересен отчет аналитической компании Ampere Analysis. В нем говорится, что несмотря на рост доли телевидения в распределении прав на спортивные трансляции в Западной Европе на 20% за последнее десятилетие, лишь треть болельщиков в регионе имеет доступ к премиальным спортивным каналам.
В целом исследование показало, что каналы бесплатного вещания охватывают более 800 миллионов европейцев, что ведет к повышенному интересу к спорту среди населения, большему охвату аудитории и увеличению выгоды для спонсоров. Однако авторы отчета подчеркивают, что для большинства видов спорта сделки с правами на трансляции по сути являются компромиссом между охватом и доходом.
Европейский вещательный союз (EBU) отмечает, что суммы спонсорских контрактов в спорте напрямую зависят от аудитории конкретного вида. Минута эфирного времени на бесплатном европейском телеканале в среднем обходится спонсорам в € 220 тыс., однако когда спорт переходит на платный канал, его аудитория падает в среднем на 68%.