"Он будет отвечать за организацию процессов, направленных на повышение прозрачности бизнеса, внедрение новых форм и направлений корпоративного развития, обеспечение соблюдения корпоративных процедур в области коммуникаций с акционерами", - уточнил представляющий интересы акционеров ООО "Орион Экспресс" Александр Каплинский.
Генеральный директор "Орион Экспресс" Кирилл Махновский напомнил, что работу по построению новой эффективной системы корпоративного управления оператор начал в 2014 г. "Темпы роста, регулярно опережающие развитие рынка платного телевидения в стране, привели к необходимости изменений в действовавшей системе менеджмента, усилении состава управляющей команды", - пояснил он.
Кадровый состав оператора заметно укрепился еще с прошлого года. Как ранее сообщал ComNews, 10 октября 2014 г. директор департамента телекоммуникационных услуг "Орион Экспресса" Кирилл Махновский был повышен до главы компании. Он сменил на этом посту Александра Каплинского, который продолжил курировать деятельность оператора от лица акционеров (см. новость ComNews от 10 октября 2014 г.).
Позже новым коммерческим директором "Орион экспресс" был назначен Сергей Ставропольцев. До этого он исполнял обязанности гендиректора основного конкурента "Орион экспресса" – ЗАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ"). Его задачей стало нарастить за первый год работы абонентскую базу не менее чем на 500 тыс. человек, а ARPU (средний счет одного абонента в месяц) существующей базы - на 15% (см. новость на ComNews от 28 октября 2014 г.).
На сегодняшний день, по словам Кирилла Махновского, абонентская база оператора приближается к 2,7 млн человек. "Мы намерены сохранить лидерство по темпам прироста абонентской базы. Также мы заинтересованы в увеличении доходов с существующей абонентской базы. С этой целью мы планируем запускать новые каналы, расширять линейку дополнительных услуг и сервисов для абонентов", - рассказал он репортеру ComNews.
Со своей стороны, пресс-секретарь "Триколор ТВ" Анастасия Соколовская отметила, что задача ее компании - увеличить долю HD-телесмотрения. "Именно в предоставлении более полного и сбалансированного предложения по HD-телеканалам сейчас будет заключаться основная борьба между операторами. Сейчас экстенсивный рост сменяется интенсивным, игроки рынка платного ТВ уделяют больше внимания лояльности абонентов, сервису, мобильному телесмотрению", - говорит она. По ее словам, операторы будут стремиться развивать технологии multiscreen и second screen.
По данным iKS-Consulting, в 2014 г. как раз "Триколор ТВ" возглавил рейтинг операторов платного ТВ с абонентской базой 10,9 млн абонентов (рост за год 9%). На втором месте – "Ростелеком" (7,8 млн абонентов, рост за год 4%), на третьем - МТС (2,8 млн абонентов, рост за год 9%), а на четвертом "ЭР-Телеком" (2,6 млн абонентов, рост за год 5%), а на пятом как раз "Орион-Экспресс" (см. новость ComNews от 29 января 2015 г.). В 2014 г. прирост абонентской базы "Орион Экспресс" составил 30% по отношения к 2013 г., что в четыре раза больше средних темпов роста рынка.
Напомним, что в начале 2015 г. "Орион Экспресс" принял около 10 тыс. абонентов "Радуга ТВ" (бренд, принадлежащий ООО "ДалГеоКом"; см. новость ComNews от 29 января 2015 г.). "В 2015 г. будет происходить "дележка" абонентов "Радуги ТВ", так как у МТС пока есть договоренность об их обслуживании только до конца первого квартала 2015 г.", - отметила аналитик iKS-Consulting Екатерина Макаревич.
Росту абонбазы способствовал и перевод абонентов с "Рикор ТВ". 40 тыс. пользователей "Рикора" уже пользуются услугами "Орион Экспресса" (см. новость ComNews от 10 октября 2014 г.).
Екатерина Макаревич отметила среди факторов роста абонентской базы "Орион Экспресса" низкую стоимость оборудования по сравнению с другими операторами (от 3900р. за SD-комплект), контентную политику, направленную на расширение пакетов каналов. "Основной прирост дали регионы ДВФО и СФО, где у "Триколор ТВ" до первого квартала 2014 г. было ограниченное вещание. В ДВФО для "Триколор ТВ" по-прежнему вещание доступно только в республике Саха", - отметила эксперт. Она напомнила, что "Орион Экспресс" единственный оператор, имеющий покрытие 100% территории России, и это одно из важнейших его преимуществ.
По ее словам, "Орион Экспресс" набирает абонентскую базу и за счет продвижения проекта "Телекарта" как одного из самых экономичных предложений на рынке.
К слову об экономичности, в кризис ООО "Орион Экспресс" не изменит существующие тарифы, но сделает более гибкой систему скидок. По словам заместителя генерального директора "Ориона" Марии Жилиной, раньше абонент мог рассчитываться с компанией помесячно, а мог - сразу за год, получив 50%-ную скидку. Ожидается, что в этом году скидка составит не 50%, а 20% или 30% в зависимости от тарифа. Если клиент решит оплатить услуги оператора за два года вперед, они обойдутся ему, как и прежде, в два раза дешевле (см. новость ComNews от 28 января 2015 г.).
"Мы по-прежнему будем самым доступным спутниковым телевидением, что особенно важно для развития абонентской базы в кризисный год", - отметил Махновский. - Чтобы это стало возможным, мы провели огромную работу в прошлом году, и пока сохранили на докризисном уровне не только стоимость подключения, но и базовые тарифы".
Тем временем конкуренты оператора подрастили тарифы. Оператор спутникового телевидения "НТВ-Плюс" с 1 февраля повысил цены на все пакеты каналов из-за резкого колебания курса рубля. Абонентская плата за базовый пакет из 86 каналов составила 59 руб. в месяц вместо 29 руб. В свою очередь "Триколор ТВ" также изменил тарифную политику, унифицировав все тарифы в "Единый" за 1200 руб. в год.
"Орион-Экспресс" был и остается DTH-оператором, то есть занимается оказанием услуг платного ТВ абонентам. В портфеле "Орион Экспресс" услуги DTH составляют 77%, напомнил Махновский. В 2014 г. оператор начал переход на единый бренд "Телекарта", хотя до этого оказывал услуги под брендами "Телекарта", "Континент ТВ" и "Восточный экспресс". "Три разных бренда возникли у нас "исторически", по мере развития бизнеса на разных территориях и для различных аудиторий. До определенного момента так было удобнее", - пояснил Кирилл Махновский. Переход на "Телекарту" DTH оператор планирует полностью завершить в следующем году.
Помимо розничного сегмента, оператор работает в сегменте B2B. "Здесь три ключевых направления: продажа каналам спутниковой емкости, формирование каналов и помощь в организации дистрибуции", - добавил Махновский. Эти услуги занимают в портфеле оператора 23%. В корпоративном сегменте, как и ранее, мы будем представлены под брендом "Орион Экспресс", сказал он.
В 2015 г. "Орион Экспресс" планирует сохранить темпы роста, опережающие рынок, и подключить трехмиллионного абонента "Телекарты", рассказал генеральный директор "Орион Экспресса". В 2015 году ожидается сохранение роста абонбазы на уровне выше рынка — 12% (рынок — 5%). К 2015 г. компания планирует занять на рынке долю в 7,4% (в 2014 г. доля равнялась 7%), а к 2018 г. – 8,5%.
"В принципе, даже в условиях снижения темпов роста рынка в целом это достижимый результат. Конечно, многое будет зависеть от деятельности других игроков рынка. Тем не менее, при условии, что "Орион Экспресс" действительно вырастет за год на 12%, он имеет все шансы обогнать "Эр-Телеком", а возможно и МТС, так как их темпы роста значительно ниже", - говорит аналитик iKS-Consulting Екатерина Макаревич.
Однако, она предупредила, что в условиях кризиса рынок достаточно непредсказуем. Она напомнила, что "Триколор ТВ" в 2014 г. уже запустил полноценное вещание в Сибири благодаря выводу нового спутника и планирует покрыть оставшуюся часть ДВФО. "Это может грозить увеличением оттока абонентов "Орион Экспресса" к конкуренту", - отметила она.
Низкая стоимость оборудования у "Орион Экспресс" также может предвещать угрозу со стороны рынка, говорит Екатерина Макаревич. "При низкой или вообще символической стоимости оборудования, его ценность в глазах клиента снижается и увеличивается вероятность оттока к конкуренту", - пояснила она.
"Орион-Экспресс" - непубличная компания и не представляет подробные консолидированные финансовые показатели. Соответственно, сложно оценить ее финансовое положение и возможность финансировать CAPEX", - говорит аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Тимур Нигматуллин.
В целом рост абонентской базы "Орион Экспресса" продолжится в 2015 г., считает Макаревич из iKS-Consulting. "Спутниковое ТВ остается наиболее востребованной технологией в регионах, где сложно провести кабельную инфраструктуру. Абонентская плата спутникового ТВ значительно ниже", - объяснила она, добавив, что в условиях кризиса, возможно, пользователи платного ТВ будут переходить с кабельного на спутниковое ТВ и оптимизировать, таким образом, расходы. По ее оценкам, рост оператора будет идти за счет регионов Юга, Поволжья и Дальнего Востока.