— Светлана, какую часть рынка сейчас имеет в Украине спутниковое телевидение? Ведь сейчас Viasat остался единственным провайдером DTH в Украине?
— Доля спутникового приема в Украине за последние годы уменьшилась до 23%, это примерно 2,5 млн. домохозяйств. Конечно, большая часть все еще остается на бесплатном спутнике, то есть смотрит открытые каналы, в том числе и открытые с начала прошлого года национальные каналы медиагрупп, транслирующих марафон «Единые новости», а также пиратский контент преимущественно в интернете, не платя за услуги телевидения. Хотя за этот военный год доля клиентов так называемого кардш.....а на спутнике значительно снизилась благодаря деградации «пиратского предложения» на спутнике: каналы «Россия 24», «РТР-Планета» и другие известные российские пропагандистские ресурсы были закрыты в рамках санкционных пакетов от Евросоюза. Просмотр спутникового телевидения более распространен в небольших городах и селах. тогда как в больших городах все больше популярности приобретают OTT/IPTV-провайдеры. Однако ведущие позиции в Украине занимает цифровое эфирное телевидение Т2.
— Как оказало влияние на вашу абонентскую базу закрытие Xtra TV? Почувствовали ли вы рост? Согласно вашим исследованиям, на какие технологии в основном перешли абоненты Xtra TV?
— Действительно, в 2022 году Viasat остался единственным провайдером программных услуг в спутниковом сегменте, поскольку провайдер Xtra TV прекратил свою деятельность из-за аннулирования лицензии. В большинстве своем, чтобы привлечь клиентов, Viasat работает с аудиторией как бесплатного спутника, так и с абонентами бывшего конкурента, предлагая для них специальные условия на тарифы и оборудование. Хотя в прошлом году нашими клиентами стали абоненты Т2 и ОТТ-провайдеров, поскольку во время войны спутниковая технология оказалась самой надежной стабильной технологией, ведь не зависит от наземных передатчиков.
В течение двух месяцев после закрытия Xtra TV около 10 тысяч абонентов присоединились к Viasat. При этом это были абоненты с достаточно высоким ARPU (средний доход на одного абонента).
Конечно, мы ожидали большего количества привлечений, но оказалось, что значительная доля абонентов прошлого конкурента и так смотрит все открытые каналы на спутнике с помощью тюнеров Xtra TV без оплаты за услуги. Некоторые абоненты даже не почувствовали, что для них что-то изменилось. В январе 2023 года после того, как такая возможность была окончательно закрыта, еще несколько тысяч абонентов перешли на Viasat.
Для абонентов Xtra TV мы предлагали специальные условия для подключения. Ведь хорошо понимаем ситуацию, в которой они внезапно очутились, не имея возможности смотреть телевидение.
— Какова сейчас ваша абонентская база? В 2020 году у вас было 200 тысяч абонентов
— К сожалению, значительные внешние и внутренние миграционные процессы в стране, наличие временно оккупированных территорий, драматически ухудшенное финансовое положение аудитории привело к тому, что значительно сократилась абонентская база, регулярно оплачивающая услуги платного телевидения. Но мы преследуем постепенное восстановление базы активных абонентов после победы и соответствующих положительных сдвигов.
— Что происходило с абонентами Viasat за первый год войны? Как упала база в начале весны и какова была динамика до конца года?
– За первые месяцы войны Viasat потерял почти половину базы. Но это было ожидаемо, поскольку в стране было много опасностей и мало определенности. Мы в первые часы войны быстро изменили коммерческие акценты на патриотизм и человечность и благодаря поддержке партнеров на время открыли доступ ко всем каналам. Медиагруппы сняли кодировку своих национальных каналов, и, несмотря на понятное негативное влияние именно на бизнес, мы поддержали это решение. Нашей целью было предоставление доступа к национальным каналам и украинским новостям при любых обстоятельствах. Кроме того, мы понимали, что, предоставив доступ к развлекательному контенту, мы хоть как-то отвлекаем наших абонентов от страшных новостей круглосуточно.
— Платили ли люди весной за телевидение? Предоставляли ли вы им кредиты или скидки?
— Абсолютно всем абонентам, отключенным за последние два года, мы открыли доступ к услуге, чтобы как можно больше людей имело доступ к правдивым источникам информации о войне.
Первые три месяца мы не отключали абонентов за неуплату, а просили оплачивать счета по возможности. В итоге, к сожалению, значительную часть клиентов, регулярно плативших за услуги, в течение первого полугодия мы потеряли. Во втором полугодии мы начали переходить к стандартным методам работы с абонентами, которые не оплатили услуги на территориях, которые не были под оккупацией. Это привело к более позитивной динамике оплат.
Благодаря этим шагам и коммуникации с аудиторией такой показатель как NPS (показатель лояльности абонентов к услуге) достиг отметки 39,7%, что является беспрецедентно высоким в индустрии. В 4 квартале 2022 года, даже после повышения цены на услуги, показатель остался на отметке 41%.
Кроме того, летом после закрытия Xtra TV Viasat удалось привлечь к себе около 10 тысяч бывших абонентов конкурента, желавших продолжать смотреть спутниковое телевидение у официального провайдера. Перед этим, также летом, мы запустили акцию «Забота от Viasat» для украинцев, которые в результате военных действий потеряли свое жилье и были вынуждены переехать. По условиям акции Viasat компенсирует выезд мастера для настройки спутникового телевидения.
— Много ли ваших пользователей осталось на оккупированных территориях?
— Около 25% пользователей Viasat жили или живут в восточных и южных регионах Украины. Сам там была наибольшая миграция из-за войны, поэтому там тяжело работать нашим коллегам и партнерам. Понятно также, почему клиенты именно из этих областей меньше платят свою абонплату. Однако верим, что вскоре ситуация поправится как для компании, так и для наших клиентов.
- Когда вы прогнозируете выход количества абонентов на довоенный уровень?
- После победы : )
— В 2020 году вы говорили о том, что Viasat находится на грани самоокупаемости. Что изменилось с тех пор?
— Благодаря тому, что мы быстро увеличили количество абонентов до 200 тысяч, к концу 2020 г. мы вышли на безубыточность и в 2021 г. начали приносить прибыль. К сожалению, с начала 2022 года из-за уменьшения абонентской базы, инфляции и обесценивания национальной валюты, наши финансовые показатели несколько ухудшились. Но временная возможность перейти от уплаты НДС на единый налог в размере 2% оказала сдерживающее положительное влияние на результат.
— Насколько существенным был отток абонентов, переходящих на другие технологии (например, ОТТ)?
— Среди абонентов, которые отказываются от услуг платного спутникового телевидения, около 18% переходят на другие типы приема, включая ОТТ, Т2 и бесплатный спутник. Хотя, конечно, большинство из них все же выбирает интернет-телевидение. Основные причины – большой выбор фильмовых, познавательных и спортивных каналов, которые, к сожалению, не представлены на спутнике в таком количестве из-за технологических ограничений. С другой стороны, это не основная причина отключений. Обидно, но более 23% людей отключаются из-за того, что переезжают или вообще выезжают из страны, а 13% причиной отключения назвали службу в ВСУ. Тем не менее, Viasat постоянно работает над расширением своего предложения каналов и удовлетворяет потребности своих клиентов, о чем свидетельствует стабильно высокий уровень NPS.
– IPTV, OTT и спутник в новой панели объединили в одну группу доставки сигнала. Почему это вышло? Насколько существенна доля спутника в этой группе?
— Доля абонентов бесплатного спутника в общем количестве домохозяйств украинского рынка составляет 23%, что составляет около 2,5 млн.
— Среди ключевых тенденций на рынке, которые ускорила война, есть падение доли кабельного телевидения и рост ОТТ. В 2021 году DTH переживал стагнацию. Какие тренды сейчас характерны для DTH? И, по-вашему, какие конкурентные преимущества для абонентов сейчас имеет спутник?
— Спутниковое телевидение имеет преимущество перед всеми другими типами приема телевидения, потому что все они наземные. В отличие от них спутниковый сигнал не зависит от наземных передатчиков, поэтому является самым стабильным типом телевизионной связи. Спутниковый сигнал Viasat не зависит и от отключения электроэнергии на базовых станциях. Таким образом, спутниковое телевидение может транслироваться при любых условиях. С начала войны в Украине Viasat продолжает поддерживать свои технические системы в надлежащем состоянии. Все наше оборудование надежно работает. Также тюнеры Viasat имеют функцию автоматического обновления после любых изменений на спутнике, что удобно для пользователей.
- Какая ситуация со спутниковым интернетом в Украине? Предоставляете ли вы такие услуги и есть ли сейчас на них спрос? Ведь спутниковый интернет недешев
— Viasat в Украине является провайдером программных телевизионных услуг в спутниковом сегменте. Услуги интернета, к сожалению, мы не предоставляем. Точно понимаем, что спрос, особенно во время войны, на услуги спутникового Интернета растет. В значительной степени этот спрос перекрывает Starlink.
- Как повлияло на вашу работу отключение электроэнергии? Многие ли абоненты вы потеряли из-за этого? Как пытались стабилизировать работу?
— Viasat пострадал от отключения электроэнергии в домах абонентов так же, как и вся Украина. Если нет электроэнергии и генератора или аккумулятора, абонент не может пользоваться телевидением и либо требует компенсаций, либо вообще принимает решение не пользоваться платной услугой в дальнейшем. Так, в декабре прошлого года, когда отключения электроэнергии были пиковыми, у нас впервые за все годы почти не выросла беспрецедентная абонентская база. Но мы находим способы адаптироваться к ситуации, предлагая абонентам всевозможные акции и предложения.
С другой стороны, именно в это время, когда абоненты провайдеров интернет-телевидения лишались доступа к услуге из-за того, что не было электроэнергии на базовых станциях провайдеров, они переходили к Viasat, ведь наш тип приема зависит от отключений электроэнергии только в домах.
— Операторы, предоставляющие услуги интернета, сейчас пытаются изменять технологию с активной на пассивную (PON) , чтобы сделать сеть более надежной и менее зависимой от блекаутов. Какие технологические решения могли бы обезопасить работу вашей компании в условиях отключения?
— Предлагая PON, интернет-провайдеры устраняют активные устройства на пути к конечному потребителю, который сможет воспользоваться услугой, обеспечив питание своего абонентского оборудования. Технология спутникового приема со стороны пользователя вполне «пассивна»: в случае отключения электроэнергии от абонента также потребуется только запитать свое оборудование (тюнер). На стороне передатчика спутниковое оборудование на орбите питается от солнечных батарей, а оборудование наземной станции имеет 100% резервирование и питается блоками бесперебойного питания. Аккумуляторы этих блоков продержатся в случае кратковременных отключений, а затем автоматически включятся мощные дизель-генераторы, которые также зарезервированы на 100%.
— Если оценивать кодировку на спутнике по перспективе событий нескольких последних лет, то насколько, по вашему мнению, это был оправданный шаг?
— Безусловно, когда рынок платного телевидения только перестраивался, это был правильный оправданный шаг. Ведь доступ к открытым каналам на спутнике был сформирован в свое время в качестве средства дистрибуции сигнала каналов для эфирных аналоговых передатчиков. Как следствие, около 30% домохозяйств также воспользовались возможностью, формируя огромный сегмент бесплатного спутникового типа приема и разрушая принципы формирования и роста платного телевидения. То есть люди привыкли не платить за телевидение, что явилось огромным препятствием для роста. Поэтому закрытие бесплатного доступа было полностью обоснованным.
Viasat и другие официальные операторы телевидения продолжают приучать людей пользоваться легальными, а не пиратскими услугами. Это касается не только телевидения и кино, но и музыки, книг и т.д. Самые интересные передачи, шоу и премьеры мирового кино должны быть доступны только официальным операторам за установленную абонплату.
Сейчас из-за войны каналы на спутнике раскодированы, и это большой шаг навстречу клиентам, чтобы ввести доступ к украинским новостям на всей территории Украины.
— Украинские каналы раскодировали в первые дни войны. Они будут вещать в таком виде и в будущем?
— Это будет зависеть от ситуации в стране. Наша главная цель — это победа. К концу войны каналы точно будут раскодированы.
— Как изменилось контентное предложение ваших пакетов на 2023 год? Украинских каналов стало меньше, иностранных вещателей тоже. Как вы усиливали свой пакет? Вошли ли в ваше предложение новые каналы?
— Даже во время войны в 2022 году Viasat добавил новостные (CNN International, BBC World News), фильмовые (Star Cinema, Star Family) и спортивные (Setanta Sports, Setanta Sports+) каналы. Два последних спортивных канала Setanta входят в новый дополнительный пакет «Супер спорт» за 69 грн/мес. К сожалению, небольшие региональные телеканалы не выдержали изменений и были вынуждены прекратить свою деятельность.
— Несмотря на то, что сейчас невозможно что-либо прогнозировать, каковы ваши основные задачи на 2023 год?
— Наша первая и основная задача на этот год — предоставление качественных услуг спутникового телевидения, чтобы люди в Украине имели доступ к национальным телевизионным каналам. Внутренние цели команды Viasat — это удержание базы активных абонентов, регулярно оплачиваемых услугой, и удержание высоких показателей лояльности аудитории в дальнейшем. Для этого мы будем разрабатывать новые интересные продукты, программы лояльности и адаптироваться к новой реальности.