Учитывая, что кодируются коммерческие каналы, которые показывают программы, имеющие конкретные лицензионные условия, согласно которым определена территория их речи, то если какую-то программу на спутнике видит еще половина Европы - это нарушение авторских прав. В рамках кодирования эта тема уже давно повышенную актуальность. И так сегодня не должно. Это нужно менять - цивилизованно и поступательно. Пока мы не видим помех на уровне регуляторов, и с точки зрения перспективы развития рынка, и вообще индустрии - мы получили поддержку.
Что является подтверждением такой поддержки?
То, что уже в этом году StarLightMedia получила изменения в лицензиях ее телевизионных каналов на перевод спутникового вещания в закодированный вид. На очереди Inter Media Group - на прошлой неделе уже подали документы на внесены изменения в лицензии каналов.
Сейчас мы имеем коллизию - часть украинских каналов, в том числе каналы 1 + 1 медиа, имеют закодированный спутниковый сигнал на бумаге, однако фактически мы его не кода или условно по упрощенной системе кодирования, которую можно легко обойти. В то же время есть незакодированный каналы, которые работают по такой же модели. При желании регулятор мог бы принудительно заставить кодироваться все каналы, но, понимая сегодняшние реалии, они поступают толерантно и мудро. И мы уважаем, что регулятор уважает позицию каналов.
В течение двух недель мы должны подписать договоры на поставку сеттопбоксив (телевизионные приставки, которые потребуются пользователям после кодирования сигнала - delo.ua). Лично для меня именно подписаны контракты на поставку этих "коробочек" в Украине и является точкой невозврата.
Почему?
Потому что они предусматривают финансовые инвестиции. То есть если что-то будет разворачиваться в другую сторону, то значительные финансовые потери неизбежны.
Какой объем этих инвестиций?
Смотрите, все считается просто. Мы ожидаем, что с 4 миллионов абонентов, у нас есть сегодня, 1000000 должен остаться на спутнике. Сеттопбокс стоит 25 долларов, то есть объем этих инвестиций составит 25000000 долларов. Именно такой объем средств нужно привлекать, это немалая сумма.
Эти средства нужны сразу?
Мы не должны поставить в Украину все сеттопбоксы одномоментно. Но период, в течение которого они должны наполнить весь рынок, довольно короткий - 6 месяцев.
Кто будет этим заниматься, уже известно?
Сеттопбоксы будут завозить импортеры - украинские компании, которые занимаются импортными операциями по технике, с которыми мы уже провели переговоры. Озвучим их имена, когда подпишут договоры.
Какая у них гарантия?
Гарантией есть контракт с медиагруппы, которые частично профинансируют первый этап завоза приставок. Ну а дальше - будем смотреть. Мы активно движемся в этом направлении, и, думаю, в ближайшее время эту точку невозврата уже пройдем. Ранее звучала дата, кодирования начнете в мае. Или успеваете?
В мае - не успеваем. Причина в том, что нахождение консенсуса с регулятором заняло определенное время и, в итоге мы попали на китайский новый год.
Интригуете ... Китайский новый год тут при чем?
Все напрямую связано. Поскольку коробочки производятся в Китае, то весь процесс разработки и поставки сдвигается. А дальше уже включаются сезонные вещи - период дачников, возвращение людей из летних каникул.
На данный момент мы ожидаем, что первые сеттопбоксы в Украину приедут в июне, соответственно, кодирования будет осенью. Именно поэтому с мая мы смещаем дату на август или ноябрь. Однако точную дату сможем сказать, когда просчитаем все с маркетологами и проведем финальную аналитику. Как это будет - все каналы начнут одновременно? И как мы это любим, ажиотаж?
У меня есть глубокое убеждение, что украинцы - всю жизнь студенты: курсовую готовят в последнюю ночь, диссертацию - в последние две ночи. Все всегда в последний момент, и эта привычка остается на всю жизнь.
Например, в первом квартале 2017 каналы 1 + 1 медиа меняли спутникового оператора и переходили на Astra 4А. Информационная компания продолжалась более трех месяцев, в рамках которой мы предупреждали зрителя, в случае, если он не настроит параметры сигнала на новый спутник, то с 4 апреля каналы будут просто выключены. И ничего - людей это устраивало. И вот в последнюю неделю, когда процедура отключения сигнала была начата - на новый спутник перешло более 60% аудитории. Сравните сами: кампания длилась три месяца, а за последнюю неделю - 60%. Когда начнете информационную кампанию кодирования?
Информационная кампания будет длительной, от трех до шести месяцев. Вот, собственно, в июле начнем и осенью закончим. Кого, в первую очередь, коснется ситуация с кодировкой? Того, кто смотрит спутниковое телевидение и не имеет подключений к провайдерам. То есть тех, кто смотрит так называемые "free to air" - незакодированный каналы или пользуется пиратскими нелегальными сервисами. Относительно последних - есть такой профессиональный термин "кардшаринг". Если описать примитивно (на самом деле процесс более сложный) - это, когда злоумышленник получает код и доступ к официальному провайдера, заплатив за карточку, например, 100 гривен, а затем создает инструмент раздачи этой одной карточки тысячам людей, продавая ее за 50 гривен каждому. Вот именно в этом и есть корыстный выгоду. Сколько в Украине таких абонентов?
Сегодня нет точной цифры. Экспертные оценки - от 500 до 800 000 домохозяйств, где есть такие сервисы. Там часто смотрят российские каналы, с платформы НТВ +, например.
-То с этим боретесь?
Мы уже начали сотрудничать с кибер-полицией, самостоятельно делаем определенные шаги в этом направлении с юридическими и адвокатскими компаниями, но это только начало. И собственно, одной из ключевых задач 2018 для нас является борьба с кардшаринг. В законодательной сфере для этого достаточно существующих документов?
Номинально в законодательстве все хорошо. Но на практике дело обстоит несколько в другом. Для начала нужно доказать факт преступления, его материальность. Последнее особенно сложно, ведь для того, чтобы привлечь субъекта к уголовной ответственности, или к какой-то другой - нужно доказать, что сумма нанесенного ущерба является достаточной.
Прецеденты были?
Уже были. Медиа-холдинг "Медиа Группа Украина" тоже занимается этим вопросом. Будем объединять усилия.
Возвращаясь к кодированию ... Что осенью нужно будет сделать 4 миллионам абонентов спутниковых каналов?
Они должны будут определиться, какой способ просмотра они выбирают. А тем, у кого уже есть спутниковая "тарелка", нужно будет заменить имеющуюся приставку на ту, которая будет принимать закодированные сигналы. Кстати, ее подключение очень простое. Подключаешь самостоятельно два кабеля, далее звонишь оператору, которого выбираешь, и все.
Они будут продаваться?
Миллион "коробочек", который заедет в Украину, будет повсюду: в магазинах, на рынках. Они будут в официальных импортеров, у операторов спутниковой связи Viasat, Xtra TV. Все заинтересованы, чтобы приставки были доступными.
Далее нужно выбрать пакет, на который подписываться. Телеканалы выработали единую ценовую политику, у всех будет плюс-минус одинаковая цена аналогичных пакетов?
Такого решения пока нет. Есть решение - это должна быть социальная цена. Мы понимаем, учитывая время, в котором мы живем и экономическую нестабильность - нужен определенный социальный пакет, ведь сегодня большом проценте населения это еще финансово сложно. И об этом нужно помнить.
Хотя, надо отметить, что в Украине самая низкая Арпу - цена за пакет каналов. Причем она самая низкая и в интернете, и в мобильной связи. Такая специфика нашей экономики. Сейчас мы анализируем и считаем, какой будет цена, однако уже сейчас могу сказать, что стоимость составит до 100 гривен. Думаю, что сумма будет варьироваться в пределах 60-70 грн в месяц. Сколько в таком социальном пакете будет каналов?
В пакете будут десятки каналов, которые можно будет смотреть. В частности, среди закодированных будут 20 каналов четырех ведущих украинских медиагруппы. А также - свободные, незакодированный информационные каналы, общественное вещание и тому подобное.
Сколько в таком социальном пакете будет каналов?
Закодированными будут те каналы, которые и сейчас кодируются (как я отмечал, формально, кодируются) - это 20 каналов и плюс свободные каналы, незакодированный - информационные, публицистические - то есть останутся десятки украинских каналов, которые можно будет смотреть.
60-70 гривен - это две-три чашки кофе ...
Для кого-то две чашки кофе, которые взял и выпил за раз в два, а тут месяц получает удовольствие вся семья. Хотя, конечно, несмотря на то, что во многих телевизор был бесплатный всю жизнь, то вот эту культуру платить - не просто так привить. Но с другой стороны мы не придумываем велосипед - весь мир так работает, и уже давно платит за контент. Как человек стимулировать платить за контент? Когда ты теряешь доступ к своим любимым шоу, кино, сериалов, программ, сразу начинаешь ценить то, что имел. От того начинается просмотр собственного бюджета, оптимизация расходов. Еще раз отмечу, что цена будет адекватной и доступной, что также не будет отражать желание платить за контент. За последние несколько лет как изменилась аудитория спутниковых каналов? Она стабилизировалась.
А когда была сильная волна?
Это был длительный период - с нулевых до 2012-2013 годов. По его колебании обозначались различные факторы, например, выезд украинский за границу на заработки (прежде всего, касается западных регионов), а также внутренняя миграция населения, вызванная развитием населенных пунктов вокруг крупных городов, развитием культуры строительства летних домов. Там отсутствует интернет-телевидение и кабельное покрытие, поэтому спутник - единственный выход.
То есть спутник - это часто отсутствие альтернативы?
Сегодня большинство территорий уже покрываются или эфирным, или интернет-вещанием. Однако, действительно, в отдаленных маленьких населенных пунктов остается только спутник.
Забегая вперед, скажу, что 1 + 1 медиа вместе с другими медиа группами провели индустриальное опроса, в котором в 2,5 тыс. Респондентов по всей Украине поинтересовались, что они будут делать при отключении аналога или при кодировании спутника. Предварительные данные у нас уже есть. Скоро сможем поделиться результатом.
Оптимистичные?
Скажем так, результаты соответствуют нашим ожиданиям.
Ваши оценки, какой процент телезрителей смотрят эфирное вещание, который - спутник?
Треть населения смотрит эфирное вещание. В больших городах - процент меньше, в селах и в маленьких городах - больше. Треть - спутник. Последняя треть - кабель и интернет телевидения. В городах, разумеется, это 60%, в селах значительно меньше - 5-10%.
Оппоненты кодирования аргументируют, в том числе тем, что те, кто не захочет платить, останется на российских телеканалах. Что с этим делать?
Я оцениваю эту ситуацию исключительно как манипуляцию. Манипуляция мнением.
Почему люди смотрят телевидение - потому что они ищут в нем что-то конкретное по своему вкусу. Конечно, кодирования создаст определенный ситуативный дискомфорт, но это фундаментально не решает ситуацию в направлении просмотра российских каналов. Здесь нужно действовать другими инструментами. В частности, призвать смотреть патриотическое, национальное и делать его модным, современным и таким, что удовлетворяет внутренние потребности внутренними ресурсами.
Общественное вещание - сколько мы о нем говорим? Четыре года. Министерство создали - и что? Поговорили, поговорили, а где результат. Поэтому, как я уже говорил, расцениваю эти аргументы исключительно манипулятивными.
Также аналогичная ситуация и по Крыму: тезис, что кодирование избавит крымчан возможности смотреть украинские каналы тоже манипулятивная. Стоит понять, что незакодированный остаются общественное телевидение и информационное вещание, обязательная функция которых информировать население, то есть десяток информационных каналов. А кодироваться коммерческие каналы, функция которых, прежде всего, развлекать зрителя.
Некоторые участники рынка говорят: мы не поверим, что телеканалы серьезно говорят о кодировании, пока они не решат вопрос связан с "Зеонбуд". Что нужно решить?
Это проблемный вопрос, который на сегодняшний момент еще не решен. "Зеонбуд" имеет наши каналы в открытом спутниковом доступе, которые он из Киева доставляет в регионы через спутник. Когда мы намерены закодироваться, то необходимо, чтобы "Зеонбуд" тоже закодировал этот транспорт (доставка сигнала с одной точки в другую - delo.ua). Мы сейчас в процессе переговоров.
С их стороны это может быть только добровольное решение?
По моей оценке - нет. Собственно, вопрос транспорта - это внутренняя хозяйственная проблема "Зеонбуда", и каким образом он ее решает - по земле, оптическими линиями, небом или через спутник - это его дело. Однако, делая это, он не должен нарушать права медиа групп. Если мой сигнал является закодирован, то он не может его доставлять НЕ закодированным, ведь, таким образом он фактически будет вмешиваться в мою хозяйственную деятельность. В "Зеонбуд" достаточно умных людей. Думаю, что консенсус будет найден, и это точно не станет преградой в процессе кодирования.