РОЖДЕНИЕВсе случилось в начале 2020 года. Тогда у МТС и возник план — придумать, собрать и запустить два телеканала за два месяца. Но, судьба злодейка!, — страну и весь мир охватила пандемия коронавируса, которая и внесла свои коррективы, растянув запуск с двух месяцев почти на год.
"Практически вся работа над телеканалами, как и сам запуск, проходили удаленно. Представьте себе, каково это, особенно когда ваша команда состоит всего из трех человек?", — вспоминает Ираида Соколова, руководитель центра контента "МТС Медиа".
Телеканалы создавались "на удаленке", во времена, когда в стране действовали серьезные эпидемиологические ограничения, а значит, и досуг телезрителей состоял в основном из развлечений "онлайн". Это был, на самом деле, идеальный момент для того, чтобы завлечь абонентов, которые, сидя дома, вновь повсеместно включили телевизоры. Оставалось одно — найти тот самый контент. Проанализировав конкурентов, а также обратившись к аналитике онлайн-кинотеатра KION, команда KinoJam заметила востребованность иного, концептуально нового фильмового контента. Среди телеканалов, которые показывали громкие блокбастеры, в чистом виде жанровое кино, не хватало телеканала, который бы обратился к кино авторскому, к кино фестивальному, к драмам. С этим и начала работать команда на телеканале KinoJam 2, сначала точечно, а потом более активно предлагая зрителям фильмы на грани жанрового и авторского кино, номинантов и лауреатов международных премий и фестивалей, европейское кино, очень популярное — скандинавское, точечно — азиатское, и очень выборочно — голливудское.
ВЗРОСЛЕНИЕСоздатели телеканалов, не год и не два проработавшие на телевидении, прекрасно понимали, что одними громкими тайтлами не обойдешься, поэтому, чтобы быть успешными, нужно предложить телезрителю нечто большее — нужно убедить его довериться, наладить с ним личные, теплые отношения, создать такую коммуникацию, которая заставила бы телезрителя не просто посмотреть один хороший фильм или серию сериала, а вернуться на телеканал завтра, послезавтра, а потом еще и еще. Одной из отличительных черт KinoJam в этом контексте является эфирное оформление. Оно стало настоящим лицом телеканалов, привлекло зрителей и коллег по цеху, получило высокую оценку экспертов: именно за эфирное оформление команда получила две премии "МедиаБренд".
Другим важным направлением в развитии телеканалов стало и эфирное промо. Оно не столько анонсирует контент, сколько является смыслообразующим элементом телеканалов, рассказывает о кино живым, интересным языком, создает своеобразный мост между киноманами и прекрасным, многогранным миром кинематографа. "К необычному контенту нужно и необычное промо: команда KinoJam смело экспериментирует с форматами и жанрами, пробует новое, пытается при помощи текста, монтажа и музыки заговорить с аудиторией на особенном, новом языке", — признается глава промо-отдела Артем Соколов. Так, в эфире телеканалов появился формат "kinoэссе" — роликов, рассказывающих о визуальных стилях режиссеров с большим именем, о знаменитых актерах, о том, как устроено кино, как его можно и стоит смотреть, о том, почему кино — это, в конце концов, искусство.
Третьим, и, пожалуй, самым важным направлением в работе над телеканалами, стало программирование эфира. Команда KinoJam тщательно анализировала рынок и попыталась максимально соотнести запросы аудитории с эфирной сеткой, одновременно стараясь эту аудиторию, не переставая, удивлять. Так, в новогоднюю ночь 2021-2022, когда отечественные телеканалы повсеместно устраивали показы "хитов" вроде "Ёлок" или бессменные шедевры новогодней классики, телеканал KinoJam 1 предложил зрителю особенный, смелый и, не побоимся этого слова, дерзкий Новый Год — под бой курантов в эфире начался фильм "Брат" Алексея Балабанова, а за ним марафоном последовали остальные шедевры российского классика — "Брат 2″, "Жмурки", "Морфий". "Альтернативный" Новый год закончился уже под утро последней картиной мастера — драмой "Я тоже хочу".
Другим, по-настоящему успешным кейсом в контексте программирования эфира, стал ежедневный блок премьерных фильмов на KinoJam 2 — "Большое кино в 20:21″ — время, которое дублировало цифры 2021 года. В следующем году этот блок трансформировался в "Большое кино в 20:22″. "Эксперимент прошел удачно, очень пришелся по вкусу зрителям, легко запоминается и нравится всем, поэтому до 2059 года мы точно обеспечены работой, а там посмотрим", — шутит Ольга Радишевская, главный редактор телеканалов KinoJam.
Благодаря таким вот экспериментам и нетривиальному подходу к каждому рабочему процессу как с эфиром, так и с промо, команда телеканалов уже в первый год работы смогла омолодить аудиторию. Если на старте KinoJam 1 смотрели в основном люди старше 55 лет, то сейчас большая часть аудитории приходится на категорию 45+. KinoJam 2 начинал с таких же цифр, однако сегодня может похвастаться тем, что больше половины его аудитории составляют зрители 35-55 лет, среди которых 50% составляют мужчины, 50% — женщины. "Это доказывает, что мы открыты для любого телезрителя, что мы универсальны, что мы можем привлечь и заинтересовать аудиторию с самыми разными вкусами", — рассказывает Ольга Радишевская.
Успехи команды заметны невооруженным взглядом — за год своего существование они уверенно вошли в пятерку наиболее востребованных фильмовых телеканалов, доступных подписчикам МТС во всех средах: спутнике, кабеле, ОТТ (всего таких телеканалов более 40).
СЕГОДНЯЧто сегодня может предложить МТС, выходя на дистрибуцию? Цифры впечатляющие: более тысячи часов контента на KinoJam 1 (не считая тех новинок, которые дополнят сетку до конца этого года). В основном это сериалы и фильмы с высоким рейтингом, вышедшие на российский рынок за последние 5-10 лет, активно закупаются новинки и хиты последних лет, а также отечественные шедевры и культовые картины больших отечественных режиссеров. Так, в октябре планируется показ фильмов Юрия Быкова — "Завод", "Жить", "Дурак", "Майор".
"Зрителям всегда нужно предлагать что-то новое, что мы и стараемся делать. На KinoJam 1 в рамках линейки "Сериалы по будням в 19:00″ наш зритель может посмотреть по две серии премьерного сериала каждый день с понедельника по пятницу, а в 19:00 в субботу и воскресенье — по два премьерных полнометражных фильма", — рассказывает Ольга Радишевская.
В ротации на KinoJam 2 сегодня полторы тысячи часов контента. В основном это — европейское кино — картины от лучших мастеров Франции, Италии, Испании, Швеции и Норвегии. Есть в сетке фестивальные и культовые картины азиатских режиссеров, есть и американские фильмы. Но благодаря изначальной политике телеканала, поставившего перед собой цель познакомить зрителя с другим кино, большинство картин представлены небольшими, часто независимыми студиями, поэтому уход мейджоров из России практически никак не повлиял на фильмотеку телеканала. Как уже говорилось выше, титульным жанром KinoJam 2 являются драмы, однако команда телеканала предлагает телезрителю, в качестве специальных показов, и другие жанры.
Так, с сентября на KinoJam 2 запустилась линейка "Клуб любителей ужасов", которая приглашает всех желающих ежедневно в полночь познакомиться с отличными сериалами в жанре хоррор или триллер, а в октябре весь блок "Большого кино в 20:22″ будет разбит по жанрам — в понедельник в это время будут идти полнометражные триллеры, во вторник — детективы, в среду — романтические комедии, в четверг и пятницу — криминальные драмы и боевики, а по выходным — драмы. И всё это — каждый день — премьеры. "Ноябрь тоже обещает быть необычным. Не буду спойлерить, но скажу, что он будет фантастическим", — добавляет Ольга Радишевская.
"Посмотрим, понравятся ли такие эксперименты нашему телезрителю. Соотнесется ли это с его вкусами и предпочтениями, привлечет ли новую аудиторию. Если да — значит, мы движемся в правильном направлении и нам однозначно стоит продолжать".
Остается добавить (и это невероятно приятный бонус), что на обоих телеканалах нет и не планируется рекламы, зато доступны права на catch-up на 48 часов.
"Безусловно, наличие собственной экосистемы компании создает благоприятные условия для проникновения наших медийных продуктов на рынок. Мы видим заинтересованность со стороны аудитории в телеканалах собственного производства и открыты для сотрудничества и партнерства. Мы выросли и готовы быть представлены шире. Мы готовы идти дальше", — подводит итог Екатерина Старикова, руководитель направления дистрибуции телеканалов МТС.