Напомним, в конце июля российский оператор НАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ") первым среди спутниковых операторов запустил в коммерческую эксплуатацию пакет "Ultra HD", в состав которого вошли три телеканала в формате сверхвысокой четкости - Tricolor Ultra HD, Insigth UHD (компания TERN, Нидерланды) и Fasion One. Стоимость пакета — 1200 руб. в год (см. новость ComNews от 22 июля 2016 г.).
Как сообщил корреспонденту ComNews источник на телекоммуникационном рынке, формирование UHD-пакета, который недавно появился на рынке, экономически нецелесообразно. "Только затраты на аренду спутниковых емкостей составят около 2,5 млн евро в год. Кроме того, оператор несет расходы на подъем сигнала на спутник, приобретение UHD-контента и на закупку оборудования", - подчеркнул собеседник.
По его данным, проникновение 4К-телевизоров в России крайне низкое и достигает всего 1-1,5%. "Количество потенциальных абонентов, готовых купить пакет в формате 4К, может составить от 1 до 10 тыс. человек, а стоимость пакета – 1200 руб. Это крайне мало, чтобы окупить затраты на запуск таких телеканалов. Чтобы продавать такой пакет хотя бы с нулевой рентабельностью, нужно будет увеличить его цены в 20 раз, - подчеркнул источник. - Следовательно, проект чисто имиджевый, ни о какой экономике говорить пока не приходится".
Директор по контенту "Триколор ТВ" Михаил Горячев пояснил ComNews, что еще слишком рано рассчитывать коммерческую эффективность вещания в формате UHD. "Для российского зрителя это новый формат - сначала нужно рассказать ему о преимуществах, дать возможность оценить их самостоятельно. Исследования показывают, что сегмент UHD-панелей — единственный сегмент на рынке телевизоров, демонстрирующий активный рост (173%). Это говорит о наличии спроса телезрителей на контент в формате сверхвысокой четкости", - отметил он. Михаил Горячев напомнил, что HD-услугами "Триколор ТВ" воспользовались уже более 7 млн абонентов. "Нет ничего удивительного в том, что именно "Триколор ТВ" первым начал в России коммерческое UHD-вещание. По нашим расчетам, уже в 2017-2018 гг. в России сформируется постоянная 4K-аудитория, при условии общей экономической стабильности", - добавил он.
Как объясняет вице-президент GS Group по медиабизнесу и гендиректор телекомпании "Первый ТВЧ" Николай Орлов, 4К – это новая технология, поэтому все проекты, связанные с ней сейчас находятся в инвестиционной стадии. "Как и любой инвестиционный проект, на начальном этапе телеканалы в формате 4К, конечно, будут приносить убытки. Однако технология 4К интересна и вещателям и операторам как перспективная. Активным рыночным игрокам важно не пропустить момент, когда необходимо будет запустить 4К-проект, чтобы не отстать от конкурентов", - считает он.
Конкуренты "Триколор-ТВ" не спешат гнаться за новым форматом. "Наши спутниковые емкости и технологическая платформа позволяют осуществлять трансляцию каналов стандарта UHD, но в данный момент у нас нет планов включать их в наши пакеты", - говорит директор по развитию и управлению бизнес-процессами ГК "Орион" Елена Ячменникова. Пока для российского потребителя важно иметь качественный набор каналов разных жанров - фильмовые каналы, с сериалами, спортивные, детские и познавательные.
Как считает Елена Ячменникова, UHD - это не тренд настоящего времени. "Массовым спросом такие каналы пока пользоваться не будут. Обусловлено это и отсутствием у абонентов необходимого приемного оборудования, и высокой стоимостью контента, и недостатком адаптированного (переводного) UHD-контента на российском рынке", - пояснила она. Тем не менее, она не исключает, что 4К-формат станет популярным через несколько лет, если производители найдут способ сделать его доступным по цене.
UHD остается нишевым продуктом на рынке платного телевидения, подчеркнул представитель пресс-службы оператора спутникового ТВ "НТВ Плюс". По его словам, формирование пакета каналов в формате 4К требует от оператора больших затрат: на аренду спутниковых емкостей, на приобретение соответствующего контента, на закупку оборудования, позволяющего принимать UHD-каналы. В частности, он указывает на низкое проникновение 4K-телевизоров.
Николай Орлов отмечает, что целевая аудитория 4К-телеканалов - это как минимум верхняя часть среднего класса. "Для просмотра 4К нужен соответствующий телевизор, который стоит сейчас от 35-40 тыс. руб. Это явно не массовый сегмент. Однако цены на новые технологии в электронике падают очень быстро. Не исключено, что через год-два большая часть 4К-телевизоров в рознице станет доступна среднему классу", - говорит он.
Представитель ПАО "Мобильные ТелеСистемы" вчера не ответил на запрос ComNews. Ранее сотрудник оператора говорил, что компания рассмотрит возможность внедрения UHD в коммерческую эксплуатацию после того, как этот формат вещания получит большее распространение в России.
Российские и международные спутниковые операторы, наоборот, четко видят экономическую выгоду от нового формата. Они уверены, что UHD, как и когда-то HD, завоюет рынок.
По словам регионального виде-президента спутникового оператора Eutelsat SA. Николая Орлова, как и в случае с HD TV, UHD TV будет развиваться со спортивных трансляций, фильмов и культурных мероприятий. "На примере HD можно сказать, что и 4K будет быстро развиваться в России. "Триколор ТВ" тому хороший пример. Эта компания активно участвует в продвижении новейших технологий во благо абонентов", - подчеркнул он, напомнив, что "Триколор ТВ" занимается просвещением телезрителей и формированием рынка 4К, как и ранее рынка спутникового ТВ.
Через спутник в одном транспондере с кодеком HEVC уже можно передавать три телеканала в формате 4К. Тем временем 20 лет назад в одном транспондере вещал один аналоговый ТВ канал, затем 10 цифровых ТВ-каналов стандартного качества, а сегодня - более 20-ти SD ТВ-каналов в DVB S2 и 50 SD ТВ-каналов в IP, сравнил Николай Орлов.
Eutelsat заинтересован в развитии этой технологии. Компания предоставляет операторам спутникового ТВ специальные условия для трансляции 4К-каналов, как когда-то для HD.
"Трансляции в формате UHD требуют больше спутникового ресурса, поэтому спутниковые операторы заинтересованы в появлении на рынке как можно большего числа каналов UHD", - сообщил директор Департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) Сергей Плотников. "На мой взгляд, перспективы у этой технологии очень широкие, так как производители телевизоров и съемочного оборудования активно поддержали развитие стандарта 4К. Думаю, что для оператора платного телевидения вполне логично инвестировать в улучшение предложения", - отметил он.
Как рассказал Сергей Плотников, телеканалы в формате UHD транслируются через спутник "Экспресс-АМУ1". "Мы также знаем, что наши партнеры изучают экономическую целесообразность вывода на рынок новых пакетов в формате 4K, в том числе с использованием емкости спутника "Экспресс-АМУ1" и аппаратов непосредственного вещания "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2". Российская спутниковая орбитальная группировка позволяет вещать телеканалы любого качества, скомпрессированные MPEG-2, MPEG-4 или HEVC", - уточнил он.
В частности, если сигнал сжат MPEG-4, то для UHD-телеканала потребуется около 40 Мбит/с емкости, а для HD около 8 Мбит/с. При использовании кодека HEVC для трансляции одного UHD канала достаточно 20 Мбит/с. Сколько телеканалов в формате UHD можно транслировать через спутниковый транспондер – зависит от его ширины. Например, если за основу брать стандартный транспондер в 33 МГц, то - около трех UHD-телеканалов, говорит Сергей Плотников.
Сигнал в формате 4К уже передавал и другой российский спутниковый оператор ОАО "Газпром космические системы" (ГКС). В сотрудничестве с ЗАО "NEC Нева Коммуникационные Системы" (NEC) компания провела успешные испытания передачи через спутник "Ямал-401" телесигнала в формате UHD. Представители обеих компаний уверены, что со временем вещание в формате UHD получит большое распространение в России (см. новость ComNews от 20 февраля 2016 г.).
Как ранее сообщал ComNews, за I квартал 2016 г. выручка "Триколор ТВ" увеличилась на 32%, до 3,4 млрд руб., благодаря лояльности пользователей. Абонентская база оператора за отчетный период превысила 11,87 млн домохозяйств (см. новость ComNews от 19 апреля 2016 г.).
comnews.ru