Какие основные факторы влияют на контентную политику?
С одной стороны — предпочтения зрительской аудитории, с другой — стоимость контента.
Влияет ли среда распространения на контентную политику? Должно ли различаться контентное наполнение спутниковой платформы и ОТТ-сервиса?
Да, среда распространения влияет на предлагаемый контент, ведь у сервисов разная аудитория. Значительная часть наших «спутниковых» клиентов проживает в городах с населением до 100 тыс. человек. А аудитория, которая пользуется ОТТ-услугами, живет в основном в более крупных городах, где проникновение ШПД выше. Таким образом, OTT-сервисы более актуальны для активных пользователей Интернета. Соответственно, под ОТТ-сервис необходимо другое, нежели для спутниковой платформы, контентное наполнение. И скорее всего, оно будет дополнением к спутниковому. То есть клиенты ОТТ-сервиса смогут получить доступ к нишевым телеканалам, которые не представлены в спутнике.
С помощью интернет-вещания мы решаем еще одну задачу, связанную с предоставлением клиентам большего числа узконаправленных HD-телеканалов. Емкость спутника ограничена, а Интернета — нет. Количество телеканалов будет расти по мере достижения договоренностей с правообладателями.
Пользуются ли спросом нелинейные услуги?
Да, нелинейные сервисы интересны аудитории, которая предпочитает потреблять видеоконтент в любое время, когда им удобно.
У нас есть несколько нелинейных сервисов. Через спутник реализуются: «Кинозалы» (NVOD), «Управляй эфиром» (Time-shift). Через Интернет — «Онлайн ТВ», который в том числе включает «Телеархив» (Catch Up) и «Смотри с начала» (Start Over).
С помощью «Кинозалов» ежедневно можно посмотреть до четырех новых фильмов, которые автоматически закачиваются на приемник. У приемника должно быть достаточно внутренней памяти или к нему должен быть подключен USB-накопитель.
С «Управляй эфиром» можно ставить на паузу и записывать эфир любимых программ.
Для «Онлайн ТВ» нужно подключить приемник к Интернету или установить приложение «Триколор Онлайн ТВ» для телевизоров Smart TV или смартфонов и планшетов на iOS и Android.
«Телеархив» дает доступ к уже прошедшему в эфире контенту в течение семи дней. А с помощью «Смотри с начала» можно посмотреть текущую передачу с начала в один клик, перемотать или поставить на паузу без использования внешнего накопителя.
Но поскольку нелинейные сервисы — это, в первую очередь, VOD, мы рассматриваем возможность запуска VOD-платформы в 2019 году.
Какой контент пользуется спросом в сервисах?
Наибольшей популярностью, например, в сервисе «Кинозалы» пользуются фильмы, которые были раскручены в кинопрокате. SVOD в данный момент клиентам мы не предлагаем, но традиционно в этом сервисе ведущую роль играют сериалы.
В последние пару лет в США и отчасти в Западной Европе высокую активность развили кордкаттеры — пользователи, которые отказываются от традиционного платного ТВ в пользу OTT-платформ. Как вы считаете, чего в этом движении больше — моды или реального потребительского запроса?
Кордкаттеры возникли из-за того, что, во-первых, появились новые технологии VOD, а во-вторых, существует аудитория, которая точно знает, что именно хочет смотреть. Те люди, которые сами себе редакторы, четко понимают: «Хочу смотреть вот это, вот это и вот то» — они больше всего и склонны подписываться на VOD-сервис. А если люди хотят отвлечься от рутины и, ни о чем не задумываясь, просто посмотреть телевизор, тогда они доверяют выбор редактору телеканала, который весь контент выстраивает для них в линейное вещание. Раньше просто не было серьезных возможностей для предоставления VOD, поэтому и движения кордкаттеров как такового не было.
А когда это докатится до нас в сравнимых масштабах и докатится ли вообще?
Я думаю, что докатится, поскольку тенденции во всем мире одинаковы. На российском рынке уже практически достигнуто насыщение базы абонентов платного телевидения. Будущее за ОТТ и VOD, поэтому «Триколор» активно развивает эти проекты.
Существует ли сейчас какое-нибудь технологическое решение, которое принесет новое качество в телесмотрение? Или, может, появления такого решения можно ждать в ближайшем будущем?
Я думаю, что это технологии, которые связаны с Ultra HD. Ведь Ultra HD — это не просто в четыре раза больше пикселей, чем у HD, это и повышенный фреймрейт, HDR. И этот набор параметров вполне может стать технологией, которая принесет принципиальное улучшение четкости картинки и даст качественный рост уровня потребления этого вида услуг.
Какие основные тренды развития контентного рынка можно отметить?
У нас самым востребованным является фильмовый и сериальный контент. Также высокие рейтинги у различных высокобюджетных мощных шоу на центральных федеральных каналах, таких как «Голос», например.
Перед Новым годом «Триколор» запустил телеканал «Елки». Я слышал, что он имел весьма высокий рейтинг. Какой реально?
Мы запустили этот телеканал 10 декабря, и сейчас у нас есть данные по 6 января. В среднем «Елки» имеют долю телесмотрения 0,5%. Это очень неплохой результат для первых недель вещания канала.
Итак, популярны фильмы и сериалы. Что «Триколор» планирует делать, чтобы следовать данному тренду?
Не только планирует, но уже давно делает. Во-первых, мы развиваем пакет собственных каналов. Сейчас у нас проходит их ребрендинг: меняем оформление, название, а у части каналов — и контентную политику. Так, в результате ребрендинга появился канал «Шокирующее» — ужасы и триллеры. А в ноябре мы запустили новый канал «Романтичное». В ближайшее время появится еще один обновленный канал. А во-вторых, мы наращиваем количество киносериальных каналов от внешних поставщиков.
Можно ли говорить о каких-то трендах, которые «Триколор» создает сам?
«Триколор» как крупный участник рынка цифрового ТВ, несомненно, создает тренды. Сейчас задача в работе с контентом — увеличивать смотрение за пределами первых двадцати федеральных каналов. Это наша основная задача, именно такой тренд мы и стараемся задавать.
Какое событие ушедшего 2018 года вы можете отметить? Какого события ожидаете от 2019 года?
За год у нас произошло много важных событий. Линейное ТВ — теперь только одна из составляющих частей нашего бренда. «Триколор» стал мультиплатформенным оператором цифровой среды. Мы поменяли логотип, начали работать под брендом «Триколор». В начале декабря мы запустили приложение для смартфонов и планшетов на базе iOS и Android. То есть сделали телевидение по-настоящему мобильным. Наши клиенты могут смотреть телеканалы и пользоваться нашими сервисами в любом месте, с любого устройства, в любое время.
Кроме того, мы развиваем 4К-пакет. Сегодня только мы предлагаем клиентам пакет из семи Ultra-HD-телеканалов. И мы видим устойчивый спрос на такой контент. Фактически прирост UHD-базы стал самым быстрым по отношению ко всем остальным тематическим пакетам. В конце третьего квартала у нас было 75 тыс. абонентов, платящих за 4К-контент.
У нас есть планы по созданию отдельного контентного наполнения специально для OTT-клиентов. Это и будет для «Триколора» одним из важных событий в 2019 году.