Расскажите, пожалуйста, о новинках, которые Irdeto представила в рамках выставки IBC’2013.
В рамках данной выставки мы представил три глобальных решения — это система по защите контента Content Security, законченное решение Multiscreen и Revenue Assurance. Последнее решение позволяет операторам быть уверенным в том, что все доходы, которые можно получить с этого рынка, ими получены.
Но, расскажу по порядку. В рамках защиты контента мы представили свое бескарточное решение для защиты Broadcast — это Irdeto Clocked CA. Этому решению уже несколько лет, мы его представляли также на IBC, но 3 года назад. И сейчас мы отрапортовали о 30 операторах по всему миру, которые за это время перешли на данное решение. И таким образом мы достигли уровня конечных пользователей в 8 млн абонентов. То есть на текущий момент более 8 млн людей смотрят платное ТВ через бескарточные устройства — STB, CAM-модули и прочие.
А в России такое решение реализовано?
В России есть ряд бескарточных проектов, они сейчас находятся в стадии разработки. Я не могу называть имя наших партнеров, пока работа с ними не закончена, могу лишь сказать, что это спутниковые операторы.
Надо сказать, что Irdeto Clocked CA сейчас наиболее популярно для terrestrial-сетей (наземное эфирное цифровое ТВ, — примечание редакции) — мы это видим на всей территории Восточной Европы и СНГ. У нас основные “бескарточные клиенты” сосредоточены в этих регионах, плюс, Азия, Индия, США. Если говорить об СНГ, то здесь практически в каждой стране мира национальные операторы для закрытия эфирного сигнала используют Irdeto Clocked CA. На Украине им пользуется “Зеонбуд”, в Казахстане — “Казтелерадио”, в Азербайджане — B&B TV (это коммерческий оператор, который запускает платный пакет DVB-T2), в Беларуси — Космос ТВ, который использует бескарточное решение как для кабельных сетей, так и для DTT и спутника.
Для России, получается, это решение не подходит, так как цифровое эфирное ТВ у нас не закодировано?
Все верно. Мы точно знаем, что I мультиплекс в России не закодирован, II-ой, скорее всего, тоже будет free-to-air. А вот третий, четвертый, пятый мультиплексы, возможно, будут закодированы. Поэтому для России мы пока проводим только консультации.
А вы считаете, что у нас будут четвертый и пятый мультиплексы? Разве уже ходят такие разговоры? Как правило, все жалуются на отсутствие частот.
Нет, разговоров пока нет, но мультиплексы будут. Другой вопрос — когда? Надо дождаться высвобождения аналоговых частот.
А по поводу отсутствия частот, да, в России частот действительно мало, потому что в основном военные сидят на этих частотах и они сидят на “аналоге”. Переход на “цифру” позволит высвободить эфир, потому что один аналоговый канал — это один мультиплекс в “цифре”. Так что, в принципе, частоты могут найтись.
Хорошо, оставим мультиплексы и вернемся к новым технологиям Irdeto.
Да, я уже рассказал про бескарточное решение, теперь по поводу Multiscreen. Irdeto с этого года анонсировала это решение в виде end-to-end, как полностью облачное и предоставляющееся как managed service. Это его особенности. Что это подразумевает. Irdeto разработало уникальный интерфейс, так называемый easy design, с помощью которого оператор может в течение нескольких недель (не месяцев, как обычно, а именно недель) развернуть собственную платформу OTT, настроив какие-то элементы экрана под себя, разместив логотип, поменяв цвета, то есть полностью персонализировав интерфейс. И эта платформа позволяет предоставлять контент на разнообразнейшие конечные устройства — это сет-топ-боксы, игровые консоли, Smart TV, iOs-устройства, Android-устройства и т.д. Ну и плюс, с помощью http, то есть через компьютер вне зависимости от его операционной системы.
В данном случае Irdeto предоставляет в рамках managed services полностью платформу от начала и до конца — от вставки контента до его публикации на конечном устройстве, и, по сути, до потребления абонентом этого контента. Вся платформа находится в облаке в защищенном data-центре (а такие центры у нас расположены в Голландии и США). То есть оператору со своей стороны ничего с точки зрения управления контентом не нужно, а только сервера непосредственно хранения и обработки видеосигнала. Получается, что контент хранится локально в CDN-сети оператора (не важно — своей или арендованной), и его не надо гонять по всему миру туда-сюда, гоняются только ключи и команды управления железом.
Плюс, наше решение позволяет полностью монетизировать контент — это полноценный биллинг, в который интегрированы платежные gate-ways, позволяющие вставлять любые популярные в вашей стране платежные системы — Visa, MasterCard, Яндекс-Кошелек, Qiwi и т.д.
По Multiscreen мы работаем с крупнейшими в мире медийными-игроками. То есть это решение не для мелких, и даже не для средних провайдеров, это решение для таких серьезных игроков как Comcast (США), Rogers (Канада), Viasat (Скандинавия) и т.д.
В рамках своего выступления на конференции EEBC вы призывали операторов как можно скорее реализовывать OTT-проекты, аргументируя это потенциальной выгодой и доходами. Но, в той же России ходят разговоры о том, что на текущий момент OTT — это по большей части инвестиционные проекты, на которых тяжело заработать вне зависимости от модели монетизации — платной подписки или рекламы.
Тут сложно и согласиться и не согласиться, потому что для классического оператора, который предоставляет PayTV-сервисы и страдает от оттока абонентов, OTT — это единственная возможность удержать старых абонентов и привлечь новых. Мы это видим по своим операторам, с которыми мы работаем.
А изменить пакетирование или пойти на другие шаги — это не поможет?
Нет, потому что появляются новые игроки, назовем их новые OTT-компании или проекты, которые перетягивают на себя пользователей классического ТВ. И тут классические игроки испытывают реальные потери в ARPU, потому что их клиенты начинают отказываться от части пакетов, а то и вовсе от услуг традиционного PayTV. Это то, что в Америке называется cord-shaving и cord-cutting, соответственно.
Если говорить о возмещении этих убытков и недополученной прибыли, то OTT, безусловно, приносит доходы. Потому что благодаря этому сервису они удержали старых клиентов, начали привлекать новых, и, как следствие, начали зарабатывать деньги.
Все наши клиенты-операторы зарабатывают на OTT серьезные доходы (здесь стоит отметить, что компания Irdeto, по словам Андрея Силанчева, относит к OTT и VoD-сервисы, — примечание редакции).
Понятно. Давайте тогда перейдем к третьему решению.
Да, это Revenue Assarance. Это комплекс решений, направленный, в первую очередь, на борьбу с пиратством. Для этого у нас есьт подразделение Irdeto Business Intelligence, которое помогает операторам анализировать пиратское потребление трафика.
Приведу пример. Оператор планирует купить дорогой голливудский фильм и устроить для своих абонентов премьеру. Или он выкупил права на трансляцию футбольного матча, и хочет реально заработать на этом денег. Но как только он начинает это транслировать, тут же пират к этому подключается, и начинает вещать его сигнал. То есть все люди, которые сидят в интернете, могут видеть этот матч совершенно бесплатно. Естественно, оператор не дополучает прибыль. Здесь говорится не о потере доходов, это недополученная прибыль.
Соответственно, Irdeto помогает проанализировать все ресурсы сети интернет — peer-to-peer сети, торренты, live-streaming и прочие, и принять некие действия. Осведомленный оператор — вооруженный оператор. Он знает, в каких точках происходит воровство, он знает IP-адреса пиратских сервисов, и далее он может применять законодательную базу, жаловаться на пиратов в суд и требовать их закрытия. Или же он может получать за счет этого новую информацию. Например, узнавать — в каких географических точках популярен его контент.
То есть наше решение подает информацию под разными углами и оператор может использовать ее в разных направлениях.
А каким образом вы узнаете с какого IP-адреса происходит воровство контента, и вообще, как определяете, что контент используется нелегально?
Мы используем систему распознавания контента. Для этого оператор говорит нам — какое событие или какой фильм нам нужно отслеживать в данный момент времени, и мы по специальным признакам начинаем отслеживать его по всей сети Интернет — где бы его не показали, кто бы его не скачал.
И дорого это обходится операторам?
Это стоит тех денег, которые оператор не дополучает. Приведу пример. У нас был случай, когда оператор, который купил уникальные права на Лигу чемпионов по футболу, начал транслировать матч, и одновременно с легальной трансляцией мы обнаружили до сотни IP-адресов, каждый из которых раздавал в среднем по тысяче сессий. То есть это сотни тысяч абонентов, которые не заплатили ни копейки за просмотр матча.
По статистике, за прошлый год Irdeto обнаружила 12 млрд случаев воровства контента по всему мира.
А в России это решение как-то используется?
Сейчас в рамках нового законодательства мы ведем переговоры с законодательными органами на предмет возможного сотрудничества. С какими именно — пока не могу сказать, но могу пояснить суть.
Сети обнаружения — это всего лишь информация, главное — как ее применить. То есть каждый оператор, который получает такую информацию и подтверждение от достоверного источника как Irdeto, может подать ее в суд, и суд может принять решение о закрытии того или иного пиратского сервиса. Если оператор просто предположит наличие пиратской деятельности на сайте, этого ему будет недостаточно, чтобы обратиться в суд. А Irdeto может стать своего рода связующим звеном, авторитетным источником информации о пиратской деятельности.
Спасибо!