Решить эту проблему можно путем внесения вышеупомянутого изменения в план использования уже выделенных частот, что не противоречит международным или европейским практикам. Более того, регулярное ежегодное обновление таблицы есть обязанностью Госслужбы спецсвязи и защиты информации.
- С нашей точки зрения, согласование таблицы распределения полос радиочастот можно провести в два этапа, – рассказывает Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению бизнеса «Киевстар». Первый – дать возможность операторам предоставлять услуги 3G\LTE на имеющихся у них частотах (внедрение принципа технологической нейтральности), оперативно проведя проверку совместимости. Этот процесс может, по нашей оценке, быть реализован в течение полугода. Второй – «очищение» занятых военными радиочастот и передача их в гражданское пользование.
- В случае позитивного решения вопроса о технологической нейтральности, «Киевстар» сможет в сжатые сроки начать предоставление услуг 3G, – уверен Осадчук. В сети «Киевстар» установлено коммутационное оборудование: Mobile Softswitch и MSC Server Blade Cluster. Такие коммутаторы – основа сетей нового поколения, предоставляющих услуги 3G/LTE. А с 2012 года начат процесс модернизации радиоподсистемы, осуществляется замена оборудования базовых станций на новое «мультистандартное» оборудование, поддерживающее стандарты связи от 2,5G до LTE.
- В течение 15 лет своей истории, рынок информационно-телекоммуникационных технологий формировал свыше 5% совокупного ВВП страны, – продолжает свою мысль Андрей Осадчук. Последние года соответствующая цифра уменьшилась до 3%, поскольку, не имея возможностей развития, рынок прекратил рост и вошел в стагнационные параметры – рост доходности ключевых участников рынка в течение последних трех лет был крайне незначителен, в сравнении с прошлыми периодами. А с 2013 года телеком-рынок начал сокращаться в доходах. По итогам первого полугодия, доходы телеком-рынка снизились на 2% до $1,9 млрд.
По словам Осадчука, это объясняется, прежде всего, искусственными регуляторными ограничениями возможностей операторов внедрять новейшие технологи на собственных сетях и предоставлять новые услуги. Параллельно, украинская экономика недополучает миллиарды прямых иностранных инвестиций, несмотря на готовность иностранных инвесторов вкладывать в развитие сетей, а государство при этом теряет возможность дополнительных миллиардных поступлений в бюджет и Пенсионный фонд, которые бы дополнительно уплачивали операторы в случае создания соответствующих административных и инвестиционных возможностей на рынке.
Вопрос, «Почему в Украине не реализован принцип техпологической нейтральности» мы задали и председателю НКРСИ Петру Яцуку. Приводим ответ в оригинале (на картинку можно кликнуть для увеличения).
С просьбой пояснить, что означает этот набор слов и прокомментировать постановление КМУ, мы обратились к действующему сотруднику одной из госструктур, хорошо знакомому с ситуацией. По словам нашего собеседника, постановление Кабинета Министров не означает, что запуск мобильных сетей нового поколения может отложиться до 2016 года. – Процесс внедрения принципа технологической нейтральности уже сдвинулся с мертвой точки. Был проведен ряд совещаний в регулирующих структурах и подготовлены предложения по финансированию научной работы по обоснованию принципа. После выделения средств (деньги может дать либо Минфин, либо операторы), «рефарминг» может состояться уже в ближайшие несколько месяцев. На вопрос «Почему же в Украине до сих пор нет LTE, и кто тормозит конверсию частот и рефарминг?» наш собеседник развел руками: «Ход процесса контролирует НКРСИ и их действия для меня – сплошная загадка. Задавайте вопросы им».
Еще одно препятствие для скорейшего внедрения принципа – это разногласия между операторами. В частности, у «Киевстара» есть в наличии спектр частот, по которым хоть завтра можно «пустить» высокоскоростной мобильный интернет. У других операторов такого спектра частот нет, и «рефарминг» им невыгоден.
- Что касается существующего частотного диапазона, здесь необходимо отметить огромную диспропорцию в доступе к частотному ресурсу различных операторов, – говорит директор по корпоративным отношениям Life Юрий Курмаз.
- Концентрация около 60% частотного ресурса в диапазоне GSM-900 у одного оператора делает невозможным запуск UMTS 900 другими мобильными операторами, что, безусловно, представляет собой реальную угрозу экономической конкуренции. В связи с этим, окончательное слово должно быть за регулятором, и именно от решения НКРСИ (Нацкомиссия по госрегулированию в сфере связи и информатизации) зависит, каким путем будет внедряться технология 3G в Украине.
Немного истории
А как как же решался вопрос с освобождением военных частот в начале 90-х годов, когда мобильная связь только зарождалась? При Советском Союзе частота в 900 мгц, которая используется для передачи данных и голоса с мобильного, применялась в радиосистемах ближней навигации, которые тогда имели важное стратегическое значение для оборонного потенциала страны. Было предложено совместить использование этой частоты как для РСБН, так и для GSM. Благодаря слаженной работе МинОбороны, МинСвязи и Кабинета Министров, вопрос был урегулирован в относительно короткие сроки, и в Украине появилась мобильная связь.
– Мы тогда быстро нагнули военных и сказали – частоты нужно отдать, – вспоминает экс-Министр связи Украины Олег Проживальский. Это было авторитарное решение, и мы это сделали. И у нас были частоты. А сейчас идет волокита между военными и НКРСИ, в том, что нужно изменить частотный диапазон для внедрения новых технологий. И получается, что нашли частоты только для «Укртелекома», а другая часть диапазона занята, – рассказывает Олег Петрович.
А в это время Украина остается единственной европейской страной (более того – единственной постсоветской), где до сих пор нет LTE. Как видно на карте, ряд африканских стран нас уверенно обогнал в этом вопросе.