СОКРАЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ
Если кто-нибудь когда-нибудь решит сделать исследование на тему «Самая бесполезная ТВ-реклама в истории», то работу стоит начать с описания нынешней рекламы на «Плюсе». Сомнительные кросс-промо возникают в перерыве любого матча – они настолько шаблонны, что просто не способны привлечь чье-либо внимание. На экране материализуется несвежий трейлер несвежего фильма. «Закажи – и смотри», – заманивает голос из СССР, предлагая (внимание!) отправить смс за 99 рублей.
Телекомпания совершенно не хочет мириться с тем, что люди в России давно пользуются онлайн-кинотеатрами и не ждут, когда телевизор предложит им какой-нибудь неактуальный триллер.
БЕССИЛИЕ ПРОТИВ ПИРАТСКИХ ТРАНСЛЯЦИЙ
«Нагнули пирата на 88 миллионов!» – радовался главный редактор спортивных каналов «Плюса» Василий Уткин, полагавший, что после такого удара Livetv---- уже не выживет. Но владельцы ресурса не из тех, кто покупает фильмы смсками: они перевели сайт на домен Синт-Мартена, самоуправляемого острова в Карибском море, который законам Российской Федерации не подчиняется.
Универсальный комментарий «Дайте рабочую сопку» все еще актуален, Василий Уткин все еще скрежещет зубами и мечтает о физическом уничтожении пирата, а «НТВ-Плюс» все еще верит, что Sopcast можно убить юридическими исками, а не предоставлением выбора – например, переключением между камерами в трансляциях русского футбола или отключением звука комментатора. Все это «Плюс» попробовал, но до регулярной практики дело не довел.
СОБСТВЕННЫЙ ПРОДАКШН
Комментаторы и телеведущие «Плюса» не сомневаются, что лучшее футбольное шоу – то, где им дадут побольше поговорить. Тимур Журавель искренне замечает в твиттере, что без гостей-экспертов трехчасовая аналитическая программа «90 минут» получается живее и динамичнее. На это ему хочется возразить: и с экспертами, и без экспертов передача с таким хронометражом обречена на то, что ее выключат задолго до прощания Георгия Черданцева с немногочисленной аудиторией.
Скучные и приевшиеся декорации, предсказуемый выбор темы, полуторачасовые разговоры о судьбе «Спартака» – смотреть еженедельные программы на «Плюсе» будет только человек, которому не сказали, что в мире есть вещи зажигательнее передачи «Свисток» («судья, что называется, проморгал этот эпизод»). О нефутбольных каналах вспоминать неловко: бюджетные заставки из 90-х, шаблонно обставленные студии, безвкусно одетые ведущие – все это сокращает рейтинги до критического состояния.
ПУСТАЯ СЕТКА
Футбольные туры проходят по выходным и иногда в середине недели, а на протяжении всего остального времени «Плюс» забивает телепрограмму повторами. Не хочешь смотреть матч «Волги» в третий раз? Выключай. Не можешь наблюдать за мучениями «Спартака» в пятый раз? Выключай. Не желаешь слышать голос «Зенита» в шестой раз? Хватит это терпеть.
С программированием сетки у продюсеров туговато: с понедельника до вечера пятницы нет ни одного повода включить «Плюс», если нет Лиги чемпионов (продукта, который телекомпания купила, а не произвела). А, ну есть реклама фильмов – «Закажи – и смотри».
ПАТРОНАЖ АЛЕКСЕЯ МИЛЛЕРА
Глава «Газпрома» настолько трепетно относится к российскому футболу и «Зениту», что полагает, будто его мнение абсолютно тождественно мнению всех абонентов «Плюса». Миллер хочет, чтобы на матчах «Зенита» работал только Геннадий Орлов. Миллеру не понравился парный комментарий, и он прекратил эту традицию: о вещании с бровки можно забыть. Миллер звонит комментаторам в перерывах и дает наставления (так, Михаил Поленов провел один из лучших своих таймов в паре с Геннадием Орловым, качественно критикуя «Зенит» в гостевой игре с «Малагой», но во втором тайме Поленова будто смыло с бровки), рассказывает, что надо говорить, а о чем лучше умолчать. Вопрос, собственно, очевиден: почему председатель правления газовой компании берет на себя функции главного редактора спортивных каналов?
МОНОТОННОСТЬ ВЕЩАНИЯ
Пустые стадионы? Наш чемпионат лучший в мире, это просто люди такие, из дома не вытащить. Отвратительные газоны? Наш чемпионат не хуже европейских, это просто погодные условия такие, снег вон в апреле идет. Игрок «Томи» обрабатывает мяч в четыре касания? Наш чемпионат никому не уступает, а техника и в АПЛ не у всех имеется, не цепляйтесь к мелочам.
На «Плюсе» уверены, что прославлять российский футбол и российскую Премьер-лигу иначе как то задорной пропагандой нельзя. «Если буду говорить, что все плохо, что все это полная бессмыслица, это значит, что я буду противоречить той задаче, которую сам себе ставлю», – не отрицает Георгий Черданцев в интервью Юрию Дудю. Судьи хорошие, футболисты чудесные, стадионы скоро построим, а сборная всего добьется. При этом среди комментаторов «Плюса» принято презрительно относиться к программам, где российский футбол обсуждают объективно и оригинально: почивший, но огненный «Удар головой» приравнивался в комнате 8-16 Останкино к Содому и Гоморре.
Красивые длинноногие девушки, живые гости, плюрализм мнений и ироничное освещение событий в росфутболе – этого на «Плюсе» нет уже давно. Корреспондент Игорь Максименко, просящий представиться вратаря «Ростова» Антона Амельченко в ходе унылого флеш-интервью, – этого на «Плюсе» сейчас полно.
ОТСУТСТВИЕ СПОНСОРОВ
– Василий, когда будет новый выпуск «Трех Репортеров?»
– Не знаю, ребята, делаю за свои, а сейчас я банкрот.
Типичный диалог из скончавшейся конференции Василия Уткина на Sports----. На «Плюсе», судя по всему, есть два вида работы со спонсорами: либо «Газпром», либо ничего. Все остальное – личные инициативы комментаторов (по большей части, того же Уткина). Тем не менее, поиск мецената, о котором обмолвился Георгий Черданцев во время Паралимпиады, может завершиться в ближайшее время: судя по высказываниям Алексея Андронова, владелец «Краснодара» Сергей Галицкий всерьез раздумывает об оказании финансовой помощи обедневшему «Плюсу».
АКЕКСУАЛЬНОСТЬ КОММЕНТАТОРОВ
Похоже, всех стилистов на «Плюсе» сократили, иначе в кадр не попали бы:
– легендарная жилетка Александра Елагина, заставшая пенальти Баджо в финале американского чемпионата мира;
– рубашка Михаила Мельникова, перехваченная ремнем где-то на уровне груди;
– Артем Шмельков, предваряющий английские матчи, сидит в студии в вязаном жилете, в который обычно кутаются на даче в холода;
– Алексей Андронов, фотографию которого стилизировали под аукцион телеканала «Дождь» с подписью «Помыть голову Алексею Андронову за 10 000 гривен».
Комментаторы «Плюса» (за редким исключением в видепоклонника Chop-Chop Дмитрия Шнякина и фаната всего итальянского Нобеля Арустамяна) забывают, что работают в кадре, а не на радио, где васcермановский прикид остался бы незаметным. Вряд ли кому-то приятно видеть на экране неухоженного и безвкусно одетого мужчину, с умным видом раскладывающего по полкам защитные вариации «Боруссии» или тактику «Реала» в отсутствие Криштиану.
За последние три года роль Василия Уткина на «Плюсе» заметно изменилась. Из самого известного комментатора страны, летавшего на Класико и делавшего узнаваемый и популярный «Футбольный клуб», он превратился в политзаключенного: после летнего твита о Владимире Путине Уткину закрыт вход на федеральные каналы.
Василий не отчаялся и окончательно преобразился в главного редактора: он предоставляет коллегам лучшие матчи, редко покидает студию, больше не громыхает колонками на Sports. ru и периодически выгоняет кого-то из комментаторов. Если бы рейтинг Уткина можно было измерить, то он бы показал отрицательную динамику: сейчас Василий – менеджер и не комментатор, микроблогер и не спортивный автор. Яркий, активный и саркастичный Уткин из прошлого был хэдлайнером и символом «Плюса». Нового символа у канала так и не появилось.