Цена зависит от пакета (для социального предусмотрена наименьшая ставка, для базовых – наибольшая), но одинакова для всех провайдеров – как крупных, так и маленьких.
Естественно, об этом глава крупнейшего провайдера кабельного телевидения заговорил не просто так: по словам Бойко, копания готова платить отечественным телегруппам, но только если те закодируют сигнал на «спутнике», в эфирной «цифре» и эфирном «аналоге», что исключит возможность потреблять их контент пиратским способом. Есть и второе условие: платить должны все участники рынка – не только провайдеры кабельного телевидения, но и IPTV.
Оптимальными для провайдеров, по мнению Бойко, будут затраты на роялти 15-20% средств от абонентской базы. Но, по словам менеджера, некоторые из них «крысятничают» – не платят телеканалам или платят по минимуму. Вопрос отплаты роялти должен касаться и «Зеонбуда», поскольку тот, являясь провайдером эфирного цифрового ТВ, на самом деле владеет лицензией кабельного провайдера.
Оплата роялти телеканалам со стороны провайдеров станет возможной, если телегруппы согласятся исключить собственные телеканалы из Универсальной программной услуги в новой редакции закона об аудиовизуальных услугах. В случае выполнения всех вышеперечисленных условий, Бойко готов пойти на компромисс – закрыть глаза на присутствие рекламных блоков в эфире каналов, а также готов взять бесплатно местные телеканалы, имеющие аналоговую лицензию на вещание. Кроме того, Бойко призвал участников кабельного и телевизионного рынков наконец услышать друг друга.
Глава «Телекомпалаты» Константин Грицак озвучил занятную статистику рынка кабельного ТВ со ссылкой на iKS-Consulting. По состоянию на третий квартал 2015-го, АRPU (средняя по рынку оплата абонентом кабельного ТВ в месяц) составляет 35,97 грн. За последний год произошел отток 3% абонентов кабельного ТВ, но в целом кабельщикам удалось потерять всего 1% общих доходов.
Директор по развитию StarLightMedia Федор Гречанинов призвал кабельщиков не бояться поднимать оплату, поскольку АRPU смешная, и, соответственно, тратить ее на оплату роялти телегруппам. Группа SLM не закодировала свои телеканалы с 1 января, как обещала, только потому, что на рынке не было единого мнения: против выступили Плюсы и группа «Интер», для которых «важна политическая составляющая». Теперь же, по словам члена Нацсовета Олега Черныша, группа «1+1 медиа» заинтересована в кодировке сигнала, поскольку «находится в процессе приобретения» спутникового провайдера «Виасат». Также Черныш отметил, что Нацсовет не будет принимать участия в дискуссиях о кодировании – это решение телегруппы и кабельщики должны принять сами. Хотя, как известно, именно в лицензиях Нацсовета прописано открытое вещание телеканалов на «спутнике», в «аналоге» и «цифре» – в целях информационной безопасности (как противовес открытым российским телеканалам).
Напоследок – небольшой урок арифметики. Согласно актуальным исследованиям, в Украине числится около 6 млн абонентов кабельного телевидения, больше половины которых составляют потребители социального пакета. Таким образом, 4 телегруппы хотят получить с провайдеров около 50 млн грн в месяц или 600 млн грн в год. При рынке кабельного телевидения в 2,5 млрд грн – весьма серьезная заявка.
Учитывая, каким количеством телеканалов владеет каждая телегруппа («Интер», НТН, «Мега», К1, К2, «Пиксель», Enter film и Zoom у холдинга «Интер»; «1+1», «2+2», «ТЕТ», ПЛЮСПЛЮС, «бигуди» и «УНИАН» у «1+1 медиа»; СТБ, ICTV, «Новый канал», QTV, М1 и М2 у StarLightMedia; «Украина» и «НЛО TV» у «Медиа Группы Украина»), больше всех получит группа «Интер», а меньше всех – МГУ.
Впрочем, переживать за МГУ не стоит, поскольку телегруппа отдельно занимается продвижением платных телеканалов «Футбол1/2». Интересно, что в этом списке холдинг не указал еще два своих вещателя – «Индиго» и «Эскулап». Может, у телегруппы есть особое видение будущего этих вещателей?
Вопросов снова больше, чем ответов. Но радует, что телегруппы сумели договориться между собой хотя бы по одному вопросу.