Для радиостанций расходы на распространение сигнала являются второй по размеру статьёй затрат после оплаты труда, напоминают в РАР. При пессимистичном сценарии развития событий большинство радиостанций России не смогут выполнять обязательства, что приведёт к сокращению зоны вещания национальных станций, приостановке и массовому прекращению вещания локальных станций, указано в обращении. Как стало известно НСН, помимо обращения в Минсвязи, радиостанции обратились и к ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) с просьбой предоставить 50% скидку от текущей стоимости услуг по распространению сигнала для всех FM-радиостанций РФ на шесть месяцев. Избежать массовых дефолтов и увольнений сотрудников радиокомпаний, поможет список из 15 первоочередных мер, приведенных в письме в министерство. В их числе отмена выездных и встречных налоговых проверок до конца года, налоговые каникулы по страховым взносам, налогам на прибыль и НДС, налогу на имущество, отсрочка выплат до конца года, изменение порядка расчета налога на прибыль и другие меры. Также предлагается обязать госкомпании закупать рекламу только у обладателей «рекламных активов», минуя посредников в лице рекламных агентств. Авторы обращения напоминают, что радиовещатели занимаются стратегически важной деятельностью – информируют население в круглосуточном режиме, что особенно актуально и необходимо в сложившейся ситуации.
ПЛАТЕЖИ РУХНУЛИ 3 НЕДЕЛИ НАЗАД
С просьбой прокомментировать обращение к государству о помощи и рассказать о реальном положение дел в отрасли, НСН обратилась к руководителям ведущих российских радиохолдингов, объединяющих общим числом более 30 радиостанций. Общее мнение топ-менеджеров – процесс падения только начался, но дальше может быть и хуже: «О положении в отрасли сложно говорить, настолько неопределённая сейчас ситуация. Неопределённая в том смысле, что никто пока не понимает, сколько будет продолжаться это падение радиорынка», - признался в беседе с НСН Юрий Костин, генеральный директор «ГПМ Радио» (объединяет девять радиобрендов: «Авторадио», РАДИО ENERGY , «Юмор FM», Радио Romantika, Comedy Radio, Like FM, Relax FM, Детское радио, «Эхо Москвы»). Юрий Костин подтвердил НСН факты «единичных случаев снятия рекламных кампаний», но, по его словам, у «ГПМ Радио» падение рекламных доходов еще не приняло обвальный характер.
Более откровенны были его коллеги из других радиохолдингов. Рекламодатели затаились и ждут развития событий, заявила в эфире НСН Юлия Голубева, генеральный директор холдинга Krutoy Media, объединяющего радиостанции Love Radio, «Радио Дача», «Русский Хит», «Восток FM», «Такси FM», «Весна FM». «Сегодняшняя ситуация очень сложная, и такого не было у нас никогда. Платежи от контрагентов за услуги, оказанные нами в первом квартале, прекратились уже недели три назад. Признаюсь, мы испытываем серьезный недостаток в денежных средствах. Долги контрагентов за услуги, оказанные нами в 2019 году, собираются очень сложно. И без того небольшой кусок рекламного пирога, который распределялся в пользу радио, в первом квартале текущего года не просто схлопнулся — такое ощущение, что он растворился, потерял осязаемые границы и перестал существовать. Рекламодатели массово снимают рекламные кампании, потому что остановилась их деятельность: это туроператоры, авиакомпании, индустрия развлечений, общественное питание», - рассказывает Юлия Голубева.
Генеральный директор «Мультимедиа Холдинга» Евгения Киселева («Наше Радио», Rock FM и Радио Jazz) подтвердила тотальное падение рынка: «У некоторых полностью остановились платежи от рекламодателей. По многим позициям падение составляет до 90% от плановых показателей. Скажу больше, львиная доля рекламных кампаний, которые были запланированы на апрель сейчас в подвешенном состоянии, и рекламодателя можно понять. Но в тоже время, мы видим, что радио стали слушать больше. Мультимедиа Холдинг проводил опрос среди своих слушателей о том, как изменилось их радиослушание в режиме самоизоляции. 36% ответили, что стали слушать радио больше, а 60% отметили, что слушают радио так же, как и раньше.» - рассказала она НСН.
Дальнейшие прогнозы падения радиорынка, действительно, очень жёсткие, сообщил НСН Александр Полесицкий, первый заместитель гендиректора Европейской медиагруппы (радиостанции Европа Плюс, Ретро FM, РАДИО 7, Кекс FM, «Радио Спорт», Радио Рекорд-Москва, национальные радиовещательные сети «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Новое Радио», «Спорт FM», «Радио 7 на семи холмах», радиостанция «Эльдорадио» в Санкт-Петербурге, региональная радиостанция «Калина Красная»). «Год начинался, да и первый квартал закрылся - у нас, во всяком случае, не так плохо, несмотря на пессимистические прогнозы. Но с введением ограничительных мер, наложившихся на экономический кризис, ситуация стала тяжелой. Да, слушать радио стали, даже оказавшись в удаленном доступе, не меньше, а в некоторых возрастных категориях - больше, чем раньше. Но доходы от рекламы, естественно, резко идут вниз. По итогам года цифра минус 50% может оказаться вполне достижимой. Чуть легче будет сильным станциям... В целом же будущее зависит от того, сколько продлятся ограничительные меры и остановка бизнеса, не говоря уже о ценах на нефть и прочей макроэкономике», - считает Александр Полесицкий.