"По итогам трех кварталов этого года выручка "Триколор ТВ" превысила выручку за весь 2014 г. Мы продолжаем расти", - подчеркнул генеральный директор компании Алексей Холодов на пресс-конференции, посвященной 10-летию оператора. Он напомнил, что в конце III квартала 2015 г. активная абонентская база оператора составила 11,6 млн домохозяйств. Тем временем за прошлый год компания сообщала о 10,9 млн активных абонентов.
По результатам III квартала 2015 г. "Триколор ТВ" занимает 30% российского рынка платного ТВ по количеству абонентов, сообщил глава компании. По данным оператора, на втором месте расположился "Ростелеком" с долей 21,5% рынка (8,3 млн абонентов), а на третьем – ПАО "Мобильные ТелеСистемы" с долей 7,2% (2,8 млн абонентов).
Абонентам "Триколора ТВ" доступно более 200 теле- и радиоканалов, из них 30 – в HD-качестве. Вещание в этом формате развивается динамично, подчеркнул Алексей Холодов. В начале ноября оператор пересек отметку в 6 млн абонентов HD-телесмотрения, что превышает половину всей абонбазы компании. "Именно для них доступно наибольшее число телеканалов, высокое качество контента, а также они более лояльны к компании, чем абоненты SD", - говорит глава оператора. Он надеется, что к 2017 г. оператору удастся полностью отказаться от вещания в формате SD. Для этого оператор продолжает вести программу обмена оборудования, ее участниками являются 1,5 млн абонентов.
Алексей Холодов подчеркнул, что оператор не останавливается на достигнутом и пробует новые направления развития. 15 ноября "Триколор ТВ" первым в России и одним из первых в мире запустил вещание в UHD-качестве. Всем абонентам без дополнительной платы теперь доступны два новых телеканала – Insight UHD (производства европейской компани TERN, дистрибуции компании "Первый ТВЧ") и телеканал производства "Триколор ТВ" - Tricolor Ultra HD, по которому круглосуточно будет транслироваться жанровое кино.
Алексей Холодов сообщил, что присутствовал на фокус-группах, устраиваемых партнерами "Триколор ТВ". "Фокус-группы показали, что абонент видит преимущества UHD- вещания, замечает разницу между HD и UHD, и это его привлекает", - отметил он. Генеральный директор TERN Мариам Замарай отмечает, что UHD-контент особенно популярен у молодежи. Гендиректор компании "Первый ТВЧ" Николай Орлов сообщил, что его компания не производит контент в этом новом формате сверхвысокой четкости, однако планирует в дальнейшем этим заняться.
Алексей Холодов рассказал и о технологическом прогрессе. Вещание одного телеканала 4K Ultra HD занимает на спутнике уже не один транспондер, а меньше половины. "Оператор вещает те два телеканала, которые запущены с 15 ноября, с одного транспондера", - пояснил он. Кроме того, по его словам, в России становится все больше телевизоров, которые технически поддерживают стандарт 4K UHD.
Как рассказал директор департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Дмитрий Колесов, если в 2014 году 4K -телевизоров в России было продано 60 тыс. штук, а в 2015 году - 140 тыс., то к 2019 году наличный парк таких телеприемников составит 700 тыс.
По словам директора направления аудио и видео Samsung Electronics Дмитрия Карташева, после существенного падения рынка продаж телевизоров в 2015 г. в следующем году корейская компания ожидает устойчивый рост рынка как в штуках, так и в деньгах. "Категория UHD станет тем фактором роста, который позволит нам, как поставщику для розничных партнеров, продавать больше и привлекать больше покупателей", - отметил он. "По 2015 году в среднем российский рынок телевизоров в категории UHD вырос до 300 тыс. штук, а в 2016 году мы ожидаем рост рынка до полумиллиона устройств", - привел он данные компании Samsung.
По его словам, уже в 2015 г. в III кв. Samsung видит значительный рост продаж телевизоров UHD, они достигли 6% в штуках и 17% в деньгах. В сентябре этого года, как рассказал Дмитрий Карташев, компания занимала долю рынка в 53% (по деньгам) по продажам UHD-телевизоров в России.
Тем временем на рынке платного ТВ ситуация чуть менее радостная. Кризис повлиял на операторов этого сегмента по-разному. По словам Алексея Холодова, россияне в нестабильную экономическую ситуацию стараются выбирать более доступные развлечения, и телевидение является одним из них. "Триколор ТВ" не наблюдает оттока абонентов.
Дмитрий Колесов из J`son & Partners Consulting сообщил, что если доходы платного ТВ в России до 2014 г. росли хорошими темпами, на 10-15% ежегодно, то в 2015 г. этот рынок, по прогнозам консалтингового агентства, впервые покажет спад – на фоне экономического кризиса в стране. "Этот год – необычный для телеком-индустрии, впервые за историю произошло торможение рынка платного ТВ на 3% с 66,5 млрд руб. в 2014 г. до 64,5 млрд руб. в этом", - отметил он. Однако в 2016 г. спад прекратится и вновь начнется спокойный рост – за счет увеличения как абонентской базы, так и ценника для телезрителей. Драйверами роста абонбазы платного ТВ, по его оценкам, станет увеличение популярности тематических и HD-телеканалов у телезрителей, предоставление абонентам дополнительных услуг (видео по запросу, отложенный просмотр, multiscreen).
Алексей Холодов считает, что сокращение рынка платного ТВ в этом году, возможно, даже не лежит в области изменения потребительских предпочтений и в сфере экономической ситуации. "Рынок в России высококонкурентный, среднее ежемесячное ARPU, по данным J`son & Partners Consulting, на рынке платного ТВ составляет 143 руб., а у "Триколор ТВ" - 100 руб. В отдаленной перспективе эти цифры будут сближаться ввиду конкурентности рынка. В 2015 г., возможно, рынок платного ТВ в деньгах снизится за счет этих процессов, а доходы "Триколора" вырастут", - подчеркнул он.