Космические амбиции: что теряет Украина из-за отсутствия собственного спутника на орбите
И каковы перспективы развития телекоммуникационного спутникового бизнеса.
Кабинет министров Украины в конце июля 2019 года согласовал выделение Государственному космическому агентству (ГКАУ) из резервного фонда 28 млн грн на расходы ГП «Укркосмос» на урегулирование в Лондонском международном арбитражном суде спора с канадской MDA в проекте создания и запуска спутника национальной спутниковой системы связи (НССС) «Лыбидь».
Пока Украина тратит немалые средства и пытается одержать победу в суде, из-за отсутствия спутника на орбите мы проигрываем в сфере телекоммуникаций. Как можно решить этот вопрос и какие перспективы теряет Украина уже сейчас, рассказал медиаэксперт Александр Глущенко.
Согласно отчету «Глобальный анализ перспектив космической отрасли на 2019 и последующие годы» компании Frost & Sullivan (F&S), к 2030 году общие доходы рынка производства космических аппаратов вырастут до $366 млрд (330,2 млрд евро). Мировой спрос на космические аппараты разного калибра, включая низкоорбитальные, будет составлять около 12 766 штук. Объем рынка услуг запуска космических аппаратов – $102,52 млрд.
По словам менеджера F&S Аруна Кумара Сампаткумара: «В настоящее время существует разрыв между спросом на запуск спутников и предложением услуг запуска со средним периодом ожидания запуска от шести месяцев до двух лет для операторов». Тем не менее более 40 новых участников по всему миру разрабатывают ракеты-носители для преодоления этого разрыва...
Говоря проще, можно констатировать, что следующее десятилетие в мире будет наблюдаться повышенный спрос на телекоммуникационные спутники, их запуски. Предварительная оценка рынка – более $400 млрд. И это без стоимости рынка услуг, а он будет если не больше, то по крайней мере соизмерим.
А где же космическая держава Украина в дележке этого мирового «пирога»?
Если с запусками у нас есть чем тягаться – завод «Южмаш» в Днепре и ракетоносители «Зенит», то на рынке оказания телекоммуникационных услуг можно констатировать, что Украина пока - страна-лузер.
За последние 28 лет в стране:
- успешно потеряли закрепленную за нами позицию 38.2 гр. в. д.;
- согласились получить взамен не самую выгодную точку 48 гр. в. д.;
- заказали у канадской компании MDA телекоммуникационный спутник Земли за $292 млн;
- попали в коррупционный скандал с $8 млн, потерявшимися между Канадой и офшорами;
- заморозили спутник на складе в Красноярске;
- заказываем более 20 лет услуги у иностранных компаний, вымывая валюту из страны.
Форс-мажор со станцией управления в Евпатории мы не берем в расчет – ушла вместе с Крымом.
Каковы перспективы?
Вариантов развития событий три.
1. Довести ситуацию с Канадой до логического завершения и запуска спутника на ГСО
Согласно договоренностям, полезную нагрузку под ключ для спутника поставляла канадская компания MacDonald, Dettwiler and Associates (MDA), которая отвечала в целом за весь проект.
Конструктивно модуль полезной нагрузки для космического аппарата изготавливался в Красноярске, потом поступил в компанию MDA в Монреале, где происходила начинка радиоэлектронным оборудованием, а также производятся бортовые антенны. После этого вся конструкция поступила назад в Красноярск на сборку, которая также должна была производиться под контролем канадской стороны.
Запуск при помощи ракетоносителя «Зенит-3SLБФ», первые две ступени которого производятся в Украине, был запланирован на декабрь 2013 года с космодрома Байконур. Ориентировочный срок введения в коммерческую эксплуатацию планировался на март 2014-го.
Только после позитивного результата, вывода на ГСО, КА «Лыбидь-1» украинская сторона должна была принять в распоряжение и эксплуатацию.
2. Вернуть деньги и отказаться от спутника, так как канадская сторона не выполнила обязательства
Де-юре и де-факто спутник мы не получили. Потрачены время, деньги, ресурсы, возможности.
3. Заказать новый, более совершенный спутник исходя из потребностей украинского и соседних рынков и не упустить орбитальную позицию, закрепленную за Украиной
Разработанный 10 лет назад космический аппарат технологически устарел. Разработка нового КА даст возможность пересмотреть лучи и зоны покрытия, мощность, количество транспондеров и диапазонов, в которых может работать аппарат. Под вопросом стоит использование диапазона C-band, который во всем мире переходит под нужды сетей 5 поколения. Зато остро стоит использование Ka-band для передачи данных.
Пока Украина судится...
Собственный космический флот позволит Украине начать предоставлять телекоммуникационные услуги гражданским компаниям, оказывать услуги армии, организовать спецсвязь, построить хаб между Европой, Африкой, Азией…
Но пока мы теряем и теряем. Статусом космических держав обзавелись: Монголия, Беларусь – спутник BelInterSat, Азербайджан – 2 спутника AzerSpace, Казахстан – 2 спутника KazSat, Туркменистан – спутник TürkmenÄlem. Космический флот есть у Афганистана – Afghansat, кстати, нашего соседа по точке 48 гр. в. д., Пакистана – Paksat, нашего бывшего соседа по точке 38 гр. в. д., у Болгарии – BulgariaSat. Даже у Монако имеется на геостационарной орбите спутник MonacoSat*.
Азербайджан, кстати, отрапортовал, что иностранные клиенты в 2018 году принесли компании $25 млн, а в І квартале 2019 года – $19 млн.
Как сообщалось, контракт между ГКАУ и канадской MacDonald Dettwiler and Associates (MDA) о создании спутника национальной системы спутниковой связи (НССС) «Лыбидь» был подписан в декабре 2009 года. Согласно контракту, MDA выступает головным подрядчиком по созданию системы. Спутник создается на платформе Express 1000HТ ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика Решетнева» (ИСС, РФ).
Финансирование проекта обеспечено за счет привлеченного в 2009 году под госгарантии кредита Канадского экспортного агентства (EDS) объемом $254,6 млн. Реализация проекта была под угрозой срыва в связи с аннексией Крыма и потерей украинской стороной наземной инфраструктуры, оставшейся на полуострове. Однако в 2014–2015 годах на материке был создан новый центр управления полетом космическим аппаратом, а также новый командно-измерительный пункт.
Запуск «Лыбидь» планировался в 2012 году, однако сроки неоднократно смещались. Среди озвученных причин – банкротство ПАО «Диамантбанк» (Киев), одним из клиентов и кредиторов которого с 2015 года выступало ГП «Укркосмос».
Правительство в октябре 2017 года поддержало предложение ГКАУ о дофинансировании проекта на $17 млн. В ноябре того же года ГКАУ озвучило планы по обеспечению запуска спутника в конце 2018-го