Youtube – «Поле Чудес» для монетизации Youtube уже давно вышел за рамки несерьезной развлекательной платформы, это площадка для развития бизнеса. И не только мелкого. По словам интернет-предпринимателя, совладельца первого развлекательного украинского веб-телевидения ГОН tv и куратора топика ОнлайнВидеоРеволюция Дмитрия Аркаса третий по посещаемости сайт планеты после Google и Facebook в этом году принесет своим создателям 3 млрд. 700 млн долларов. В Украине через Youtube пройдет 50 млн. грн. Как заполучить часть этого денежного потока рассказали уже приобщившиеся к нему Youtube-блоггер Наталья Фищенко и директор по маркетингу многоканальной Youtube-сети Agency of Internet Rights (AIR) Николай Рогинец.
Наталья Фищенко начала свой бизнес на Youtube с любительских роликов о нанесении макияжа. Она снимала их на «мыльницу», не уделяя внимания освещению и другим моментам. Правда, сейчас такой вариант уже не пройдет, говорит Наталья, зритель стал более требовательным. Beauty-сегмент не был занят, ролики оказались востребованными, количество подписчиков увеличивалось неожиданно даже для самого автора и она вскоре поняла, что может заработать деньги с помощью своего хобби. Сейчас количество подписчиков ее канала превысило 44 тыс.
Наталья дает блоггерам Youtube следующие советы: необходимо контактировать со своей аудиторией, в т. ч. в соцсетях, отвечать на сообщения и комментарии (сфера «красоты» в особенности приветствует «институт подружек» и обсуждение всего, вплоть до личной жизни);
не принимать близко к сердцу троллинг;
нельзя делать большие перерывы, зрители легко забывают;
сотрудничать с другими блоггерами;
быть осторожным при заключении партнерских договоров с компаниями-посредниками, договора часто составлены совсем не в пользу блоггера, иногда еще и на иностранном языке. Разорвать такой контракт-ловушку бывает очень не просто;
искренне относиться и любить то, что ты делаешь.
В последнее охотно верится, т. к. несмотря на значительные успехи, Youtube-канал еще не может стать для Натальи Фищенко основным источником дохода и существует большей частью за счет энтузиазма. Она отказалась называть сумму прибыли, но мы можем сами приблизительно подсчитать. Известно, что Youtube платит от 1-2 до 25 дол. за 1000 просмотров. При чем, расценки в пределах 1-2 дол. наиболее распространены… Однако, все впереди.
На Youtube зарабатывают не только блоггеры. Еще один участник монетизации контента – MSN, многоканальные сети. Некоторые из них занимаются откровенным надувательством неопытных пользователей, рассылают «письма счастья», следуя инструкциям которых новичок за несколько кликов может отдать весь свой доход в чужие руки, сам этого не понимая. Поэтому перед заключением контракта необходимо прояснить все его условия и поинтересоваться репутацией компании.
Можно, конечно, и напрямую работать с Youtube, минуя посредников (В Украине это возможно уже год), только нужно быть готовым к тому, что это достаточно хлопотное занятие.
Честно работающие MSN могут оказаться очень полезными блоггеру, да и сами на этом неплохо заработать. Николай Рогинец рассказал о преимуществах сотрудничества с мультиканальными сетями:
Соблюдение авторских прав – та еще «головная боль», это подтвердит каждый, кто имеет к этому процессу хоть какое-то отношение. Унифицированной системы нет: каждый правообладатель сам устанавливает правила использования своих продуктов. Например, канал может быть забанен из-за использования какой-либо популярной мелодии в качестве музыкального сопровождения. Без посторонней помощи неприятные сюрпризы очень вероятны.
Youtube не в состоянии общаться со всеми пользователями напрямую, а сотрудники MSN могут объяснить и посоветовать.
MSN поможет решить проблему языкового барьера.
Компания AIR, в частности, гарантирует своим партнерам ежемесячную оплату, при сотрудничестве напрямую с Youtube деньги будут поступать раз в два месяца.
Сколько же стоит это удовольствие? Отметим сразу, что 45 – 55 % рекламных доходов забирает Youtube. 30 % оставшейся суммы блоггер отдает MSN-партнеру, в данном случае речь идет о расценках AIR.
Еще один путь монетизации для MSN – сотрудничество с рекламодателями. Мультиканальная платформа заключает партнерское соглашение с Youtube и размещает рекламу на своих каналах. Это предоставляет широкие возможности для того, чтобы сделать рекламу эффективной и таргетированой. Возможны традиционные рекламные заставки, сотрудничество с брендами, а креативные рекламные ролики с интересным или смешным сюжетом могут стать хитом.
Николай Рогинец тоже не озвучил доходные показатели AIR, но сообщил, что прибыль за 3-й квартал 2013 года равна прибыли за 1-е полугодие этого же года. Другими словами, динамика развития на лицо.
Youtube может стать «Полем Чудес» не только для мелкого (блоггеры) и среднего (MSN) бизнеса. Для телеканалов тоже найдутся перспективы развития.
Однако тут нужно помнить, что канал Youtube – это не обычный телеканал с линейным вещанием. Тут нужен другой подход и другой контент. По словам Николая Рогинца, телеканалы стартуют на Youtube не очень интересно: они просто выкладывают отснятые сюжеты. А тут своя специфика – необходимы короткие ролики, особый монтаж, контакт с аудиторией (более молодой, чем обычная телевизионная)… В общем, если серьезно подходить к этому вопросу, то не обойтись без специализированного штата сотрудников. Среди украинских каналов, успешно представленных на Youtube и соблюдающих его основные «заповеди» Николай выделил «Первый Автомобильный».
Что касается наиболее популярных тематических направлений, то большим спросом пользуются геймерские каналы. Среди успешных примеров - канал шведского геймера Феликса Чельберга PewDiePie, на который уже подписано более 15 млн. человек. Очень перспективна юмористическая ниша, в частности политической сатиры, которая по словам господина Рогинца в Украине почти не занята. Знаете, что еще популярно только в Украине и, может, еще в некоторых постсоветских странах? Записи видеорегистраторов и ролики с участием ГАИ! В других странах мира вряд ли удастся заработать денег на роликах о том, как сотрудники ДПС выписывают штрафы.
Таким образом, Youtube – развивающийся рынок для игроков разного уровня, который позволяет зарабатывать деньги в некоторых случаях почти «из ничего», да и степень конкуренции пока позволяет легкий вход на рынок монетизации контента.