Точные цифры денег, которые пользователи платят зарубежным компаниям за приобретение мультимедийных продуктов, программного обеспечения, услуг и товаров, в правительстве не называют, но говорят о «многомиллионных суммах» в валюте. Недавнее исследование Яндекс.Кассы показало, что немало денег казахстанцы тратят и в соцсетях, например, на покупку премиум-аккаунтов, продвижение постов, приобретение игр, стикеров и других функций.
Чиновники минфина ссылаются на опыт России, где закон о введении НДС на электронные услуги, предоставляемые зарубежными интернет-компаниями на территории России, должен вступить в силу уже в 2017 году. Как пояснил в интервью Digital.Report российский юрист Николай Дмитрик, мало кто оспаривает логичность и справедливость налогообложения, так как в противном случае иностранные корпорации оказываются в более привилегированном положении, по сравнению с местным бизнесом.
Согласно закону, компания, получающая доход в России, должна будет официально стать налогоплательщиком в России, декларировать доход, полученный на территории страны и платить с него НДС. Если этого не происходит, обеспечить налогообложение должен будет т. н. налоговый агент, которыми указаны компании-посредники.
По мнению Н. Дмитрика, сложность предложенной схемы ставит под вопрос ее применимость на практике. «Также не вполне понятно, каким образом фактически будет взиматься НДС с транзакций, совершаемых физическими лицами в пользу компаний, не вставших на учет в России. Платят-то все с банковской карточки напрямую поставщику — кто будет в этой ситуации удерживать НДС?» — говорит эксперт.
В Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса поддерживают инициативу Комитета госдоходов, однако предостерегают от ошибок. «Налогообложение не должно приводить к удорожанию использования благ, предоставляемых современным интернетом, для конечного пользователя», — сообщают в профильной структуре и призывают обратиться к рекомендациям, выданным в конце прошлого года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В ноябре 2015 г. страны организации, объединяющей развитые экономики мира, озвучили «международный стандарт по сбору НДС при трансграничной торговле». Финальный пакет рекомендаций ОЭСР гласит, что зарубежные компании должны регистрироваться и платить налоги за продажу электронных книг, музыки, приложений и прочих цифровых товаров в той стране, где находится их конечный потребитель. Перенос бремени уплаты налога на пользователя недопустим.
Казахстанские чиновники планируют пригласить крупные иностранные компании, включая Apple и Google, к переговорам для обсуждения путей решения проблемы. Даулет Ергожин приводит пример Uber, зашедшей на казахский рынок летом 2016 года. «Все ее сотрудники зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Мы все платежи видим, видим их обороты», — пояснил глава Комитета госдоходов.