По данным Nielsen, количество абонентов аналогового и цифрового кабеля отличается в 4 раза: цифровый кабель использует 6% из 29% всей кабельной телеаудитории. Если посмотреть на цифры по городам, то окажется, что большинство телезрителей цифрового кабельного телевидения находятся в городах с населением свыше 500 тысяч - разрыв здесь составляет два раза: 19% цифровых против 45% аналоговых.
Nielsen не предоставляет процентное распределение аналоговых сетей с ограниченным количеством каналов и расширенными сетями
Почему Плюсы - за цифровой кабель?
Первой телегруппой, публично заговорившей о существовании проблемы аналоговых кабельных сетей, стала «1+1 медиа». «На дворе 2018-й: мы до сих пор говорим об аналоговом кабеле, тогда как в мире набирает обороты диджитал, - комментирует директор департамента дистрибуции и развития сети вещания «1+1 медиа» Андрей Мальчевский. - Мы только за такой переход. Но что делать, когда провайдер маленький, и у него нет денег на модернизацию? Аналоговый кабель есть везде в мире - в частности, в любой стране Европы. Но если его будет меньше - будет лучше для Pay TV. Это позволит отделить кабельное телевидение от социального фактора с ограниченными возможностями, емкостью сети, потому что диджитал дает множество возможностей для развития. Ни один из провайдеров, открывшихся за последние годы, не запустил свою главную станцию в аналоге. Есть пример «ВОЛИ», которая перевела своих аналоговых абонентов в Киеве на цифру, но это было, скорее, исключение, поскольку они меняли технологию раздачи интернета и в комплекте поменяли кабельное ТВ. DVB-C фактически умерло, не родившись - сейчас все активнее развиваются IPTV, ОТТ. Мы всегда отстаем в развитии: когда Европа запускала DVB-C - у нас был аналог, когда у нас запускалось DVB-C, Европа запускала уже IPTV, ОТТ. Сегодня, правда, эта пропасть несколько сократилась».
Можно предположить, что о необходимости перехода с кабельного аналога на кабельную цифру телегруппа «1+1 медиа» задумалась после январского конфликта с житомирским провайдером «Телесеть». У провайдера, занимающего фактически монопольное положение в городе, 27 тысяч из 52 тысяч абонентов - пользователи аналогового пакета. Аналоговые пакеты «Телесети» ограничены 24 местами. Подписывая договоры с телегруппами в конце 2016-го, провайдер предложил каждой включить половину вещателей в аналоговые сети: группа «Интер» согласилась поместить 4 своих канала, МГУ - один, StarLightMedia и Плюсы - по 4. Переподписывая соглашение на 2018-й, Плюсы просили разместить 5 каналов, но найти общий язык с провайдером не удалось, а потому весь январь «Телесети» был без вещателей группы. Ругаться оказалось невыгодно и провайдеру, и Плюсам: первый терял абонентов, вторая - охваты, поскольку в сети провайдера находилось много пиплметров. По данным Nielsen, в январе охват каналов «1+1 медиа» в Житомире просел в два раза по сравнению с показателями за декабрь: из 37 семей, участвующих в телеисследовании в Житомире, 19 являются абонентами «Телесети». Попадание телеканалов во все пакеты провайдерских услуг нужны в первую очередь для охвата и дальнейшей продажи рекламы.
Техническая сторона вопроса
Главное преимущество кабельной цифры - не только большая емкость каналов, но и качество картинки, а также возможность трансляции телеканалов в HD (в аналоге HD-трансляция невозможна). К тому же абонент цифрового кабельного ТВ (DVB-C) приносит провайдеру больше, чем «аналоговый» абонент, пользователю DVB-C можно предложить разные пакеты платных премиум-каналов. Тогда как предоставление самого дешевого социального пакета с каждым годом становится все невыгоднее: абоненты этих пакетов платят по минимуму и болезненно реагируют на повышение цен. Техническая сторона вопроса - самая сложная, она и тормозит провайдеров.
Аналоговые провайдеры кабельного телевидения обычно выходят из положения расширением своих аналоговых сетей до 75 каналов, не переходя на цифру. Чтобы расширить аналоговую сеть, провайдеру нужно оснастить каждую многоэтажку, в которой у него есть аналоговые абоненты, специальными широкополосными магистральными усилителями. Стоимость зависит от распределения абонентской базы - чем больше таких абонентов в одном доме, тем дешевле. Сколько может стоить полный переход с аналоговой сети на цифровую, рассказывает директор днепровского провайдера кабельного телевидения «Телевидео-С» Сергей Гриненко: «При полном переходе на цифру провайдеру аналогового кабельного телевидения нужно потратиться на главную станцию, приемо-передающее оборудование, заменить кабель на оптоволокно. Это обойдется примерно в сумму в 300 тыс. до 1,5 млн грн. Мелкий провайдер с тысячей абонентов не будет тратиться, потому что эти инвестиции никогда не окупятся».
При переходе с аналогового на цифровой кабель потратиться нужно не только провайдеру, но и абоненту. Для приема кабельной цифры абонент должен обзавестись тюнером стандарта DVB-C стоимостью 700-1000 грн. Финансовые возможности сделать это есть далеко не у всех абонентов аналогового кабеля, особенно в глубинке. Для аналогового кабеля абоненту не нужен тюнер - подходит любой, даже самый обычный телевизор с кинескопом (кабельный шнур подключается к телевизору напрямую).
А что говорят провайдеры?
Информацию о готовящемся переходе с аналогового кабеля на цифровые многоканальные сети крупные провайдеры не подтверждают. «Подобных переговоров с телегруппами и близко не было, - уверяет гендиректор группы компаний «Триолан» Вадим Сидоренко. - Цифровой кабель - это, в основном, только Киев, в регионах же преобладает аналог. Переход с аналога на цифру будет означать потерю до половины базы. Не представляю, что должно случиться, чтобы мы отказались от аналогового кабеля или хотя бы рассмотрели такое предложение телегрупп».
Маркетинг-директор «ВОЛИ» Виктория Цомая также говорит, что переговоров с телегруппами на эту тему не было, но в целом она поддерживает идею отказаться от аналогового кабеля. По словам Виктории, полный переход на цифровой кабель возможен только в том случае, если на это пойдут все провайдеры одномоментно: «Переход провайдера с аналога на цифру в первую очередь выгоден медиагруппам - это позволит продавать дополнительные услуги, другие их каналы. Но я ничего не слышала от медиагрупп по этой теме. Наша стратегия - цифровые сервисы. Может, потому они понимают, что говорить с нами об этом бессмысленно, мы уже этим занимаемся. Если в кабельном аналоге есть абоненты с маленьким ARPU, и мы должны предоставить им определенный контент, то возникает большой вопрос, что нам это дает стратегически. Именно поэтому мы хотим, чтобы они перешли в цифру. Отключение аналогового кабеля могло бы стать следующим этапом развития рынка, но только если это поддержат все провайдеры. Как быстро рынок к этому придет? Я не знаю».
С переводом абонентов аналога в цифру для провайдера действительно возникает вопрос конкуренции. Учитывая инертность абонентов соцпакетов, можно, не желая того, дать преимущество конкуренту, который останется с аналоговой сетью. «Когда «ВОЛЯ» полностью перевела своих аналоговых абонентов в Киеве на цифру, мы себя достаточно уютно почувствовали, пополнив свою абонентскую базу за счет их аналоговых абонентов», - говорит Вадим Сидоренко. Виктория Цомая объясняет, почему так получилось: «При переходе у нас в основном возникали трудности с пожилыми людьми. Они не понимали, зачем им тюнер и еще один пульт к телевизору. Но это было давно, в 2009-м, и мы быстро это пережили. С тех пор Киев у нас полностью оцифрован».
Сегодня провайдеры, если и не переводят абонентов на цифру, то делают все, чтобы аналоговые пакеты было невыгодно покупать. Например, «Ланет» в прошлом году ввел систему подключения ТВ-услуги, по которой продает услугу телевидения по одной фиксированной цене, предоставляя абоненту как аналоговый пакет с ограниченным набором телеканалов (до 75 вещателей), так и цифровой - с расширенным набором (более сотни): зритель сам выбирает тип подключения, если ему это позволяет оборудование. У «ВОЛИ» переводят абонентов с аналога на цифру в добровольно-принудительном порядке: «Мы каждый год выбираем некий сегмент аналоговых абонентов и предлагаем им перейти на цифровое телевидение. Для нас затраты при переводе абонента с аналоговой сети на цифровую - это затраты на контакт: исходящий звонок и выход техника, который установит оборудование. Да, абоненту нужен тюнер за $40. Он может купить его сам. Мы также предлагаем свой, включая его стоимость в абонплату или предоставляя его в рассрочку», - добавляет Цомая.
У «Триолана», как и у «Ланета», ТВ-услуга продается вне зависимости от подключения. Но продать именно цифровую услугу сложно по той же причине, что и у «ВОЛИ» - из-за пенсионеров: «У нас «триплекс» - один кабель с возможностью подключения аналогового и цифрового ТВ, а также IPTV. И один пакет каналов стоимостью 50 грн. Абонент сам выбирает, что подключать. В аналоге у нас 75 телеканалов, в цифре - чуть больше 100. В аналоге есть все рейтинговые каналы. Но абоненты выбирают в основном аналог, даже в Киеве. Почему? Парадокс. Да, для цифрового кабельного ТВ нужен тюнер. Но они стали доступными, сейчас можно купить б/у тюнер за 250 грн. Абоненты, особенно старшего возраста, жаловались нам на то, что второй пульт - это неудобно», - отмечает Сидоренко.
В 2015 году в «ВОЛЕ» называли процентное соотношение аналоговых и цифровых абонентов 50% на 50%, сегодня же распределение в пользу цифровых абонентов: «У нас больше 60% абонентов в цифре, и их количество постоянно растет. В основном - из-за сегмента интерактивного телевидения», - говорит Цомая. У «Триолана» все еще остался перекос в сторону абонентов в аналоге: «В прошлом году у нас было порядка 65-70% аналоговых абонентов. Точной статистики сейчас у меня нет», - говорит Сидоренко.
Насчет аналоговых провайдеров, сети которых ограничены 25 телеканалами, у гендиректора группы «Триолан» есть свое мнение - такие провайдеры немного хитрят: «На самом деле любой кабель может пропустить до 100 каналов. Порядка десяти каналов отбирают так называемые пораженные частоты, чем занять остальные 90 частот, провайдер выбирает сам. В первую очередь, занимают аналоговыми каналами, во вторую - цифровыми: на одной аналоговой частоте можно запустить до 10 цифровых каналов. Соответственно, если вещают 120 цифровых каналов - провайдер занял 12 частот. Плюс 75 аналоговых каналов - получается под 90 частот. Есть еще провайдеры, которые сохраняют частоты под интернет по технологии DOCSIS. Таких остались единицы. По моему, DOCSIS есть только у «ВОЛИ». Если у провайдера аналоговые сети имеют емкость 25 каналов - это значит, что они поставили оборудование, которое ограничило сеть. Это не ограничение по кабелю и частотам, это ограничение провайдера. Ранее обычно ставили специальные фильтры - они нужны, когда провайдеры пакетируют каналы - из 75 частот условно можно сделать соцпакет на 25 частот. Остальные частоты «срезаются» этими фильтрами. Но фильтры никто не использует много лет. Даже те, кто говорят, что используют, на самом деле так не делают - они пакетируют каналы. Пакетирование может повлиять на авторские отчисления - мол, канал доступен не по всей базе, а только в ее части, поэтому оплату проводят не за всю базу, а только за часть», - рассуждает Вадим Сидоренко.
Сделать цифровой пакет преимуществом даже крупным провайдерам непросто по другой причине - ряд платных телеканалов требуют попадания в аналоговые пакеты, говорит глава АППК Наталья Клитная: «Любой провайдер, одновременно предоставляющий аналоговые и цифровые услуги, стимулирует этот переход: стремится размещать более интересный и дорогой контент в цифре. К тому же цифра дает лучшее качество и возможности предоставления дополнительных услуг. Но, как правило, преградой для такого перехода становятся именно правообладатели, которые требуют размещения своих телеканалов в пакетах аналогового кабельного ТВ. Так, например, телеканалы «Футбол 1» и «Футбол 2» не заключают сделки только на цифру, если у тебя есть аналоговый кабель. Viasat и Discovery требуют, чтобы по крайней мере два-три их телеканала были в аналоге».
Дистрибутор одной заграничной группы платных телеканалов требование включать вещатели в аналоговые пакеты подтверждает. Но при этом, на условии анонимности, рассказывает, что как раз-таки крупные игроки кабельного телевидения начали разговоры о том, чтобы не включать требование по аналоговым абонентам в соглашения на следующий год. По словам Виктории Цомая, это не совсем так: «С международными телегруппами у нас действительно прописан сегмент абонентов, который их интересует. Трансляция платных каналов в аналоговых и цифровых пакетах не от нас зависит. Да, для нас стратегически важно, чтобы премиум-каналы были только в цифровых пакетах. Не все контракты с правообладателями телеканалов нужно обновлять в следующем году. У нас есть много долгосрочных контрактов. По действующим контрактам мы всегда можем садиться за стол переговоров и корректировать условия. Другое дело - достигнуть договоренностей. Если есть заинтересованный правообладатель, который хочет выстроить грамотную стратегию развития, мы готовы к переговорам. Ему выгодно, чтобы работали те инструменты, которые позволят улучшить бизнес. Единственное, что правообладатель понимает: есть определенный сегмент аналоговых абонентов, которых мы не в состоянии удержать. Если стоимость контента выше, чем то, что он платит, а с учетом того, что гривня падает, а затраты на контент растут, есть та точка, после которой содержание определенного сегмента абонентов становится невыгодным», - разъясняет маркетинг-директор «ВОЛИ».
Что ж, остается только пожелать провайдерам пройти процесс диджитализации максимально безболезненно. Если к одновременному предоставлению провайдерами аналоговой и цифровой услуги абоненту отечественные телегруппы не имеют никакого отношения, пусть так и будет. А смогут ли провайдеры убедить заграничные телегруппы не размещать каналы в аналоговых пакетах, обещаю проследить