Но 2013-й стал последним спокойным годом в жизни российских ТВ-кабельщиков. Опасаясь потери части рекламных доходов, крупные эфирные телеканалы пролоббировали (роль первой скрипки в этом приписывают бывшему руководству «Газпром Медиа») закон, запрещающий платным телеканалам размещать рекламу, хотя собирали они всего 2,7% ее общего объема. Под угрозой закрытия оказались около 100 из 270 операторов телевизионной связи, главным образом региональные, реклама на которых помогает выживать малому бизнесу. Но с начала года эта грозовая туча создавала помехи в эфире не больше месяца — недавно указом президента был восстановлен статус-кво.
Подпитка для госмонополии
Однако теперь на рынок кабельного телевидения надвигается новый шторм. Правительство внесло в Госдуму проект поправок к законам «О средствах массовой информации» и «О связи», которые не столько решают проблемы безмятежного рынка, сколько могут создать новые.
В случае принятия поправок в нынешнем виде кабельные операторы будут вынуждены строить ненужные им сегодня дорогостоящие линии связи для получения сигналов по проводным линиям от ФГУП «Российская телерадиовещательная сеть» (РТРС). Госпредприятие отвечает за развитие цифрового телевидения, и под этим предлогом ему хотят, по сути, подчинить всех «кабельщиков».
«Потратив большие средства на подведение кабеля к абонентам, все операторы теперь должны будут еще и перестроить сложившуюся схему и провести кабели к мощностям РТРС, что обернется ничем не обоснованными затратами, — говорит президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин. — Это поставит нас в зависимость от монополиста, новые вложения в инфраструктуру приведут к повышению абонентской платы, что сделает менее доступными для населения эфирные телеканалы, которые мы тоже вынуждены транслировать».
Основным методом передачи телевизионного сигнала является прием его из эфира с последующей передачей по кабелю. Эту схему регулирует действующий закон «О связи», но в проект поправок прежние нормы не включены, зато прописана необходимость договариваться с монополистом о получении ненужной навязанной услуги.
«Предлагаемая редакция делает незаконным в том числе получение операторами связи сигнала непосредственно из студий вещателей, широко практикуемое в настоящее время в Москве с целью повышения качества вещания, — говорит вице-президент АКТР Михаил Силин. — По сути, законопроект предполагает заменить схему вещатель—оператор—абонент на оператор—оператор—абонент. Но дополнительный кабель между оператором связи и абонентом — это и дополнительный риск его повреждения на открытом пространстве, риск сбоя в работе технических служб в самих станциях РТРС. Качества и надежности связи при этом никто не гарантирует. Проблемы у вещателей с качественной доставкой телеканалов в этом случае могут возникать исключительно по вине оператора сети эфирного вещания — ФГУП РТРС».
Дивиденд для конкурента
Поскольку РТРС тоже является провайдером телесигнала, то договариваться об условиях подключения операторам кабельного ТВ придется, по сути, с конкурентом. Никто не питает иллюзий, что эти условия будут щадящими, хотя в РТРС и утверждают обратное.
«РТРС — единственный в стране оператор сети гарантированного распространения ТВ-сигнала, и о конкуренции с кабельными речь не идет вообще, — не согласен заместитель руководителя РТРС Виталий Стыцко. — Мы должны обеспечить полноценный цифровой прием везде, а это большие затраты. И хотя многие каналы берут сигнал из эфира, не везде к нему есть доступ. Например, в некоторых районах Сибири, Приамурья, в Забайкалье РТРС — единственный источник сигнала, в том числе для кабельщиков».
По его словам, опасаться «драконовских условий» технического присоединения не следует: «Есть общие технические требования к оборудованию, под них и надо подстраиваться изначально. А если операторы опасаются, что где-то оборвут их кабель, — будем принимать меры. Правила просты: если есть технические средства — подключайтесь. Если нет — берите сигналы с эфира, но тогда уже по отдельному согласованию с каждым телеканалом».
«Сегодня один руководитель РТРС и правила одни, завтра он сменится, и правила будут другие, — парирует Юрий Припачкин. — Мы на примере аппетитов энергетиков знаем, во сколько могут обходиться технические условия присоединения к их сетям. Так же и здесь: каждый руководитель будет заинтересован в повышении доходности своего предприятия под предлогом того, что ему требуется обновлять оборудование и прочее».
Участники рынка указывают, что такого требования, как согласование с РТРС используемого кабельным оператором оборудования, нет нигде в мире, это противоречит мировому опыту работы сетей телевизионного вещания.
«Мне стыдно, что государство вообще инвестирует в РТРС, мы, по сути, строим паром параллельно лебедке, — говорит генеральный директор компании “ЭР-Телеком” Андрей Семериков. — Ставить частных операторов связи в зависимость от государственных никому абсолютно не нужно, это не имеет никакого иного объяснения, кроме как намерения поставить всех операторов в зависимость от ФГУП, что нарушает права операторов связи и недопустимо для закона и рынка».
Борьба за зрителя
Помимо угрозы избыточного регулирования отрасли владельцы телеканалов и провайдеры, естественно, столкнулись с необходимостью предпринимать усилия для выживания в нынешних условиях девальвации рубля и сокращения спроса. Притом что привлекательность самого пакета кабельного ТВ будет снижаться — опять-таки из-за новых требований закона. Раньше операторы кабельного ТВ обязаны были бесплатно включать в свои пакеты 20 обязательных федеральных телеканалов (1-го и 2-го мультиплексов), с этого года полку «бесплатников» прибыло.
«В конце года еще около сорока телеканалов получили лицензию эфирных, а в законе “О связи” сказано, что мы должны включать в пакеты все телеканалы, лицензия которых одобрена комиссией Минкомсвязи, — возмущен Михаил Силин. — Но это значит, что их уже будет шестьдесят. Мы понимаем, когда речь идет о телеканале “Культура”, но какую значимость для информирования и просвещения граждан имеет, например, МТV?»
По мнению кабельных операторов, это приведет к постепенному снижению спроса на их услуги: зачем покупать то, что и без того уже есть в эфире? Поэтому сейчас для неэфирных телеканалов как никогда остро встает вопрос о стимулировании спроса или об изменении стратегий. Одна из причин пересмотра планов — новелла, пришедшая вместе с отменой запрета на рекламу для платных телеканалов. Она будет разрешена только тем, кто не менее 75% контента выдает на языках народов России. Но на что его производить в новых реалиях рынка?
«Частое изменение закона ограничивает инвестиции. Мы сначала говорили инвестору: вот запретят нам рекламу, давайте потратим деньги и войдем в число эфирных каналов, — рассказал генеральный директор “Первого ТВЧ” Николай Орлов. — Потратили, но не вошли. Теперь мы приходим к инвестору, говорим: надо, чтобы у нас было 75 процентов российского контента — давайте вложим деньги в производство своего. Нам говорят: а завтра будет новая инициатива от какого-то депутата, и что тогда? Мы даже подготовили презентацию будущих программ. Инвесторы говорят: все это интересно, но ненадежно, поэтому пока мы эти деньги вложим в деревообработку».
Генеральный директор Sony Pictures Television Networks Сергей Плотников тоже сомневается, что создание российского контента впечатлит инвесторов.
«Во-первых, у них сейчас нет денег, во-вторых, консультанты говорят, что половина тех, кто вкладывает в создание телевизионного контента в России, разоряются — отчасти из-за жесткого госрегулирования содержания и рекламы, отчасти из-за узости рынка», — говорит г-н Плотников.
С ним готов спорить руководитель «Цифрового телевидения» Кирилл Лыско: «В телеканал “Наша планета” инвесторы не так давно вложили деньги и уже получают прибыль. Мы даже запускаем сейчас новое телевидение “Живая планета”. Россия сейчас одна из немногих стран, способных инвестировать в познавательные каналы, которых пока дефицит».
Рынок подталкивает к новым технологиям
Операторы кабельного ТВ все как один прогнозируют, что законодательные и рыночные проблемы приведут к вымыванию иностранных вещателей из «кабеля», а значит, будет сужаться и абонентская база: зритель все больше будет находить необходимые ему телеканалы или кинофильмы в интернете.
От российских операторов уже ушли ВВС, СNN, о таких планах объявил и телеканал Universal. Но другие иновещатели пока не исключают возможности побороться за российского зрителя.
«Для нас Россия — рынок стратегически важный, поэтому мы будем вкладывать в производство контента на русском языке», — подтверждает генеральный директор «Discovery Networks—Россия» Ольга Паскина.
В борьбе за зрителя наиболее прозорливые каналы начали внедрять технологии вещания в интернете. А значит, за ними неизбежно придется последовать и операторам кабельного телевидения и, чтобы не терять зрителя, предлагать пакетные услуги в Сети.
«Помимо инвестиций в российский контент мы намерены развивать многоплатформенное вещание, чем давно занялись, — это ОТТ, Smart TV и прочие технологии, — говорит Ольга Паскина. — Еще один путь удержать зрителя — создание дополнительных сервисов за дополнительную плату».
Другое дело, что в России пока крайне мало абонентов имеет современные телевизоры, позволяющие смотреть интернет-вещателей (Smart TV) и немногие готовы постоянно смотреть кабельные или эфирные телеканалы через компьютер (ОТТ).
«Сейчас никто не раскрывает своих планов, но точно скажу, что все крупные операторы кабельного телевидения задумались о вложениях именно в такие технологии, — говорит Юрий Припачкин. — Будущее в том числе за ними, люди все больше обзаводятся современной техникой или уходят в интернет, а значит, операторам надо уже сейчас внедрять новые технологии, покупать оборудование для того же ОТТ или Smart TV, чтобы идти вслед за абонентом, которого в противном случае мы уже скоро можем потерять».