Мультиплексы полностью достались федеральным телеканалам, а региональные оставили за бортом
Переход на цифровое вещание начался в 2009 году, но о его проблемах для регионального телевидения задумались лишь в 2016 году. Тогда в правительстве решили, что региональные каналы займут «21-ю кнопку» на пульте. Это значит, что один канал от каждого региона на основе ряда критериев (например, связи с правительством) получает возможность бесплатно занять место после основных мультиплексов. Однако посмотреть этот канал всё равно могут лишь обладатели кабельного вещания, на «цифре» его нет.
В апреле 2019 года аналогичный проект относительно «22-й кнопки», которую должны занять муниципальные каналы, одобрили в первом чтении в Госдуме. Для регионального телеканала «21-я и 22-я кнопки» — это самый ближайший заход в цифровое вещание. С ноября 2019 года на канале ОТР (входит в основную 20-ку) запустят врезки с этих телеканалов в цифровом сигнале в объёме до пяти часов в день. Но гендиректор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких полагает, что даже если часть контента регионалов будут показывать на ОТР, они не смогут с этого заработать достаточно для выживания.
Представители региональных телеканалов относятся к «21-й и 22-й» кнопкам скептически. Для них это шанс бесплатно получить пропуск в кабель, однако получить эту возможность может лишь один канал на весь регион, а убытки понесут остальные.
«21-я кнопка» отдана губернаторским телеканалам, по этому же принципу уйдет и «22-я кнопка» к контролируемым муниципальным каналам. И с каждой такой кнопкой ситуация будет только ухудшаться. Кабельных операторов заставляют бесплатно добавлять телеканалы, а все эти расходы понесут другие каналы, которым так же необходимо войти в кабель.
Вадим Востров (цитата по «Телеспутнику»)
директор телеканала ТВК
Генеральный директор телеканал «Прима» (Красноярский край) Сергей Рубцов также не верит в «кнопки».
«Они не играют большой роли — всё равно в цифровом эфире эти каналы отсутствуют, а это неравенство условий для местных и федералов»,
— говорит глава медиагруппы.
На протяжении многих лет подготовки к переходу на цифровое вещание телекомпании и власти обсуждали идею третьего (регионального) мультиплекса. Никаких видимых результатов этих дискуссий нет. Более того, в середине августа замглавы Минкомсвязи Алексей Волин назвал идею третьего мультиплекса «неосуществимой» из-за недостатка свободных частот, нехватки денег у местных каналов и их неспособности производить контент для круглосуточного вещания.
Как полагает Волин, сложившаяся ситуация, где федеральные каналы получили обязательный доступ на ТВ, а региональные каналы оставили за бортом, это «живая рыночная конкуренция».
«Если раньше большинству населения было доступно от трёх до шести каналов бесплатно, то теперь — двадцать в высоком качестве. В результате региональные телеканалы оказались не нужны федеральным партнёрам, за счёт контента которых собирали аудиторию раньше», — пояснил он.
Ряд руководителей региональных телекомпаний, в том числе опрошенные TJ, считают, что причина начинающегося кризиса отчасти связана с лоббированием федеральных каналов.
Попав в мультиплексы, федеральные каналы получили возможность не делиться с региональными конкурентами рекламным рынком. Местным телекомпаниям нужно искать новые источники заработка, чтобы остаться на плаву.
Регионалы готовятся к усилению кризиса, а специалисты прогнозируют падение качества контента и уход аудитории в интернет
Начальник дирекции информации медиахолдинга «Агентство информационных коммуникаций» (Новгородская область) Евгений Янин описывает нынешние настроения среди регионалов как «вопросительные и ожидающие».
«Кто-то готов переходить в интернет, кто-то готов оставаться только в кабеле, кто-то выбирает закрыться сразу»
, — говорит он.
Последний вариант действительно рассматривается средними и небольшими вещателями — с начала 2019 года закрылось десять региональных и муниципальных каналов. Одна из возможных причин: прогнозируемое падение дохода от рекламы из-за потери зрителей, массово ушедших в «цифру» .
Часть опрошенных TJ представителей телекомпаний не стала отвечать на вопрос о том, как изменился процент их аудитории после перехода на «цифру». Конкретную статистику они ожидают осенью. Главный редактор омской телерадиокомпании «Антенна 7» Елена Мельниченко сообщила, что из-за перехода аудитория канала действительно сокращается, а рекламная модель для региональщиков «умерла».
Переход на «цифру» чётко дал понять, кто теперь будет кушать рекламный пирог. Идёт 100% монополизация рынка [со стороны федеральных каналов] Многолетние партнёрские отношения с федеральными каналами превращаются в труху.
Оксана Зейферт
глава медиахолдинга «Карибу»
Главред USA Really (издание при РИА ФАН) и председатель комиссии ОП РФ Александр Малькевич считает ситуацию с региональным рынком «преступной» — он сам в прошлом руководил несколькими региональными каналами в Новгородской и Омской областях, а также на Кавказе. По его словам, из-за перехода на «цифру» региональный канал в среднестатистическом регионе теряет до половины аудитории. В основном отпадают небольшие города, райцентры и сельское население.
«Там и так закрываются почтовые отделения, Сбербанки и куча всяких вещей. А теперь у них ещё и своего телевидения не будет»,
— говорит он.
На фоне массового ухода на «цифру» региональные каналы ищут новые источники финансирования и способы монетизации контента, но ничего из этого не решает всех проблем. Часть каналов осталась транслироваться в аналоговом вещании, которое пока полностью не отключили. Однако на этом формате вещания осталась лишь небольшая часть аудитории. Во многом из-за федеральной кампании по переходу на «цифру» и технического неудобства: чтобы поменять формат вещания, человеку каждый раз нужно настраивать телевизор.
Большинство региональных телекомпаний наращивает дополнительную аудиторию в интернете, конкретно в соцсетях, на YouTube или своём сайте. Но интернет всё равно не может обеспечить такой же доход, что и ТВ: рекламные интернет-потоки сосредоточены у нескольких федеральных и мировых игроков, а в регионах почти нет рекламных интернет-бюджетов.
На фоне сокращения дохода от рекламы важным источником финансирования для регионалов становятся муниципальные контракты и региональные субсидии. Эти средства помогут покрывать убытки, однако такое партнёрство отразится на качестве контента и, возможно, приведёт к цензуре, считают регионалы.
Субсидии будут давать шанс сохранять рентабельную модель, но это уже совсем другая модель информационной палитры в регионе, чем ранее, когда независимые частные телеканалы формировали независимую, альтернативную информационную повестку.
Сергей Рубцов
генеральный директор телеканал «Прима»
Госконтракты — это хорошая финансовая поддержка. Но чтобы выжили «нужные» телекомпании, нужно убрать из поля торгов конкурентов. У нас в [Магаданской области] сложилась порочная практика, аукционы выигрывают подконтрольные СМИ. Под них затачивают условия. И насчёт контента вы правы. Подконтрольные СМИ — это 100% пропаганда власти, показывают, как всё перспективно и жизнь хороша.
Оксана Зейферт
глава медиахолдинга «Карибу»
Есть только один вариант развития для региональных телеканалов — представлять альтернативную точку зрения. Но она у нас сейчас карается. Чтобы закрыть региональную станцию, Роскомнадзору нужно меньше месяца.Валерий Шагиев (цитата по «Коммерсанту»)
директор «31 канала»
Не все регионалы считают ситуацию с переходом на «цифру» «кризисной». В пресс-службе казанского телеканала «Эфир» рассказали TJ, что не ощутили существенную потерю аудитории и доходов из-за перехода, так как в Казани до 80% аудитории ТВ пользуются кабельными сетями. При этом в компании согласны, что государственные субсидии не всегда способны обеспечить качественный контент.
Многие региональные телекомпании полагают, что наилучший способ разрешить нынешнюю проблему — это создание третьего мультиплекса, в нерентабельности которого уверены в Минкомсвязи. Александр Малькевич также поддерживает идею третьего мультиплекса с пилотными регионами: «Губернатор, мэр областного центра и сами вещатели берут и говорят: „Мы готовы попробовать. Мы готовы потерпеть крах, но мы имеем право на попытку“. Только попробовав можно понять, хватает средств у региона или нет».
В июле 2019 года представители медиахолдингов предложили создать городской мультиплекс, финансируемый исключительно участниками без бюджетных средств. По итогу Владимир Путин поручил до 1 октября «принять меры», направленные на обеспечение вещания региональных телеканалов в цифровой сфере. Пока непонятно, что под этим подразумевается.
Нужно понимать, что даже если вопрос создания региональных цифровых решится через год, время упущено. Многие региональные телекомпании не доживут до этого.
Сергей Рубцов
гендиректор телеканала «Прима»
Как полагает Малькевич, нынешний кризис региональных каналов бьёт не только по частному бизнесу, но и по жителям дальних регионов. По его мнению, переход на «цифру» лишил людей возможности узнавать информацию о родном регионе по телевизору. Особенно во время местных чрезвычайных происшествий или экстренных событий, освещением которых федеральные каналы занимаются гораздо меньше.
Я не могу понять: живет в райцентре бабушка с дедушкой или семья. Почему приняли решение, что для них важнее смотреть «Муз-ТВ» или «Пятницу» вместо своего областного канала, который рассказывает новости региона? Это чушь, бред и преступление. Яркий пример — город Тулун в Иркутской области.
Мне кажется, что жителям этого города нужен областной канал.
У них там наводнения, чрезвычайное происшествие, они включают телевизор, а там им рассказывают, что в Сан-Диего с «золотой» карточкой вы можете так-то отдохнуть. Они переключают, а там мистика, инопланетяне и прочее. Они снова переключают, а там песни и пляски. [...]
Из-за того, что уходят местные и региональные телеканалы, исчезает региональная повестка. Получается страшное антигосударственное дело, потому что людей буквально выталкивают в интернет, в пространство фейковых новостей. Потому что человеку интересны новости о жизни его региона, города и района. Так где он должен их получать?
Александр Малькевич
журналист и председатель Комиссии Общественной палаты РФ