Другие спикеры также в общих чертах поддержали эту позицию. Андрей Семериков, заместитель председателя совета директоров "ЭР-телеком холдинга", заявил: "И наше мнение, что это никак не скажется ни на рыночном ландшафте, ни на ассортименте продуктов, ни на качестве предоставляемых услуг. Просто государство доделывает то, что отрасль сделала уже несколько лет назад".
Алексей Янчишин, заместитель гендиректора по стратегии и инвестициям НМГ, высказал мнение, что для операторов, которые инвестируют в контент и в результате имеют контентное предложение, существенно отличающееся от каналов первого и второго мультиплексов, ничего не изменится. При этом конкуренция возрастет для тех, чье основное контентное предложение построено на контенте мультиплексов.
При обсуждении источников увеличения выручки отрасли большинство участников сессии сошлись во мнении, что экстенсивный рост за счет количественного расширения абонентской базы исчерпал или почти исчерпал себя, поэтому следует искать интенсивные, качественные, пути роста.
Роберт Гндолян, генеральный директор АО "Цифровое телевидение", рассказал: "Да, уже все [о пределах роста за счет увеличения абонентской базы]. Надо предлагать контент, потому что именно интерес людей к контенту и создает услугу. В нашем случае это запуск новых каналов, это всегда сосредоточенно искать ниши, привлекать казуальную аудиторию. Соответственно, делать какой-то контент, который будет популярен среди хардкор-аудитории, популярен среди казуалов". Гидолян рассказал об успешном опыте "Цифрового телевидения" с запуском телеканала "Фан", тематикой которого являются фантастика и аниме.
При этом он отметил, что ТВ-провайдерам следует сосредоточиться не на количестве телеканалов в предложении, а на качестве ТВ-контента.
Вячеслав Николаев озвучил мнение, что путь к увеличению среднего чека абонентов - комплексные услуги для абонентов, которые хотят потреблять контент и на больших экранах, и на малых экранах, и на ПК. Также Николаев отметил, что будет и прирост за счет нового контента.
Андрей Семериков высказал предположение, что со временем количество абонентов платного ТВ в стране превысит количество домохозяйств, как в случае с мобильной связью, где, по словам Семерикова, число абонентов почти на 100 млн превышает число жителей России. Именно поэтому, считает Семериков, отрасль в ближайшие 5 лет продолжит расти. А в основе роста, по его словам, лежат новые платформенные решения.
Кроме того, Семериков заявил, что "это все признаки нового этапа в развитии вот этой комбинированной, уже замешенной накрепко отрасли, в которой делить интернет и телевидение абсолютно бесполезно".
Алексей Янчишин отметил: "Прозвучал тезис, что линейное телевидение умирает, но это не так. На самом деле растет медиапотребление и параллельно растет линейное телевидение, просто человек начинает потреблять больше видеоконтента в день". Также он добавил, что монетизация единицы контента становится более эффективной, так как есть различные окна, через которые это может быть сделано: эфирное ТВ, платное ТВ, интернет, кинопрокат.
Лу Либо, технический директор Huawei Eurasia, обратил внимание на тот факт, что рынок российского ТВ может получить дополнительную выручку за счет охвата части населения, которая в настоящее время остается вообще без связи. По утверждению Лу Либо, это 10% жителей страны. Кроме того, источником дохода может стать интерес к российскому контенту за рубежом. При этом Лу Либо также отметил, что премьерный контент очень важен для продвижения на рынке.
По вопросу перспективы формата 4K в России мнения представителей отрасли существенно разделились.
Вячеслав Николаев охарактеризовал этот формат как технологию будущего: "4К впереди точно, но еще не здесь. Потому что это очень сильно зависит, во-первых, от качества интернета - 4К требует принципиально больших скоростей. Понятно, что в Москве, где лежит GPON, оптика в квартиру - это одна история, это будет довольно быстро. А телевизоров 4К пока мало. Люди действительно готовы. Мы видим, что люди покупают более дорогие телевизоры, чтобы смотреть HD, и аналитика показывает, что они достаточно быстро на него подсаживаются. В 4К пока такой штуки нет".
Джордж Хелд, вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса "Вымпелкома", отметил интерес к формату 4K и уже существующее развитие в этой области, но при этом подчеркнул основную проблему на пути распространения этой технологии: "проблема с доставкой контента 4К до конечного пользователя. И надо понимать, что в России это делать достаточно сложно из-за размера страны. Я работал в Дубае – не было никакой проблемы доставить любой контент в любое место, потому что в любое место можно доехать на метро. Когда нам нужно предоставить 4К на Ямал, задача решается совершенно по-другому. Поэтому создание правильной инфраструктуры, правильного доступа в интернет, безусловно, и будет тем составным фактором, который позволит правильно предоставлять 4К по всей территории страны, чтобы не дискриминировать людей на Чукотке, Ямале и в других удаленных областях".
Андрей Семериков, напротив, заявил об отсутствии интереса рядовых абонентов к 4K. "Если 4К – это лучше, чем в реальной жизни, картинка, ну кому она нужна? Платить за это точно не будут. Если мы говорим про бизнес, то 4К – это не бизнес в ближайшие несколько лет. Даже HD до сих пор не окупился, по крайней мере у нас точно. У нас 15 млн домохозяйств сидит на оптике. И мы можем и 4К, и HD, и интернет на любой скорости... Но не платит за это абонент, не нужно ему", - рассказал Семериков.
Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России, выдвинул мнение, что перспективы развития телевидения не связаны ни с технологиями, 4К ни с HD, ни со способами трансляции. "Возникает новая сущность - цифровой профиль абонента. И то, каким образом формируются в зависимости от содержания этого цифрового профиля сервисы и контент, будет определять экономический успех оператора", - заявил он и добавил, что платформы будут развиваться по принципу интерактивности абонентов.
Говоря об онлайн-кинотеатрах, участники сессии отметили рост отрасли за счет появления платящих абонентов. В частности, успешный пример ivi. "Мне кажется, в основе нашего развития лежит выбор самого пользователя. Требования к качеству предоставляемой услуги, к качеству контента, к разнообразию контента, а самое главное - к персонализации этого контента и к легкости выбора того, что он хочет смотреть. Эта рекомендация в нужный момент, сокращение огромного количества времени, которое пользователь тратит на выбор контента, - это в значительной степени определяет наше развитие", - рассказал Олег Туманов, основатель, главный управляющий директор Ivi.ru.
Участники обсуждения отмечали. что ключевым моментом в развитии онлайн-кинотеатров является борьба с пиратством, а также контентный ассортимент.
Андрей Семериков, также на примере ivi, отметил важность удобства алгоритма потребления и оплаты контента. "Заслуга Ivi как платформы, которая не просто ушла в отрыв, а первой начала работать над качеством процессов и сценариев потребления и оплаты, именно в этом. И вслед за ней уже мы, все операторы, начали создавать свои платформы", - сказал он.
Кроме того, Семериков добавил, что в настоящее время уже идет обсуждение перспективы создания Всероссийской медийной платформы наподобие РТРС (Российская телевизионная и радиовещательная сеть), с которой весь интерактивный контент доставлялся бы абонентам. Это, по словам Семерикова, стало бы новой стадией развития медийного рынка, которая изменила бы качество процессов и сценариев потребления контента.
Участники дискуссии отметили привлекательность растущего рынка ОТТ, но при этом отметили и возможные проблемы отрасли, такие как все еще существующее пиратство, ограниченность потенциала платящих подписчиков. Олег Туманов как проблемы, сдерживающие развитие российского рынка ОТТ, отметил закрытость от инвестиций, в том числе иностранных, а также то, что рынок не толерантен к долгим моделям, которые какое-то время генерируют отрицательный доход.
Роберт Гндолян, рассуждая о будущем телевизионной отрасли в целом, заявил: "Я думаю, что через пять лет будет единый рынок видеоконтента, что он будет объединен. Мы действительно работаем над системой измерения, чтобы измерять ТВ, платное телевидение, онлайн-среду, кино, чтобы это был единый продукт видеоконтента. Это будет некая экосистема, в которой мы будем монетизировать нашего зрителя через все среды".