С 11 сентября, по четвергам, в вечернем эфире телеканала "Россия К" – премьерные серии авторского цикла Феликса Разумовского "Кто мы?". Восемь выпусков программы "Первая мировая" приурочены к 100-летнему юбилею Первой мировой или Великой, как ее некогда называли в России, войны.
Со дня убийства в Сараево до объявления Первой мировой войны прошел ровно месяц. Тогда не все могли понять, перед лицом какой катастрофы оказался мир, какими жертвами обернется война, которую многие приветствовали. В результате Первой мировой с карты мира исчезли четыре империи – Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. Общие потери сторон – 22 миллиона человек. Не считая 50 миллионов раненых. Но это потери реальные. О других, которые невозможно сосчитать, писал Эрих Мария Ремарк. Он рассказал о целом потерянном поколении, которое вернулось с войны опустошенным и не знало, как жить дальше.
Сегодня, спустя 100 лет, историки не прекращают дискуссии по поводу причин, следствий и итогов Первой мировой войны, продлившейся с 1914-го по 1918-й, и вовлекшей в кровавую мясорубку весь мир. Цели наших союзников и противников историкам, в общем, ясны: Германия с ее растущими аппетитами, Англия, не желавшая нового передела мира.О судьбе Русской императорской армии, героически сражавшейся и фактически погибшей на Восточном фронте Великой войны,современные россияне почти не знают. Война эта оказалась практически стерта из нашей памяти! "В истории России Первая мировая война стала "водоразделом", – считает автор и ведущий цикла "Кто мы?", историк Феликс Разумовский.– Не случайна наша укоренившаяся с советских времен привычка сравнивать все, что только возможно, с "последним довоенным" 1913 годом, тем самым подсознательно четко разделяя свою историю на "до" и "после".В ходе Первой мировой войны строй русской жизни, ход национальной истории переломился. И действительно, события Великой войны четко распадаются на два,совершенно разных этапа. На первом (до 1915 года включительно) – сражалась "старая" русская армия, обладавшая своим особым миропониманием и бывшая важнейшей, системообразующей частью имперской государственности. Эта армия фактически полностью погибла в доселе невиданных по кровопролитию и жестокости сражениях совершено новой по характеру войны. На втором этапе мы видим "мужиков в шинелях": людей хоть и одетых в "прежнею" военную форму, но совершенно иных по своему мировосприятию – крестьян и вчерашних студентов, ставших прапорщиками и солдатами военного времени. Эти люди станут активными участниками развала русской армии и нарастающей русской Смуты".
Фильм 1-й. "На пороге войны" (11 сентября, 20:40). "Жить – значит желать господствовать", – говорил немецкий философ Фридрих Ницше, сочинения которого германское правительство будет вручать каждому немецкому солдату. Идеи Ницше можно рассматривать как своего рода ключ к истории Первой мировой войны. Всеевропейскийалармизм, ожидание войны, развязывало руки европейским политикам. Германский император Вильгельм II, президент Французской Республики Пуанкаре (по кличке "Война"), первый лорд английского Адмиралтейства Уинстон Черчилль действовали в духе ницшеанского сверхчеловека. И только Николай II продолжал лавировать среди раздуваемых политических скандалов и провокаций. Российский император не умел и не хотел "господствовать".
Фильм 2-й. "Мобилизация" (18 сентября, 20:40). С решением об общей мобилизации Николай II тянул до последнего. Однако откладывать решение после 30 июля 1914 года было невозможно. Проведение мобилизации в России, учитывая ееобширные пространства, требовало больше времени, чем в других странах. Пользуясь этим стратегическим преимуществом, Германия, дабы не воевать на два фронта, устремляется на разгром Франции. "Обед у нас будет в Париже, ужин в Санкт-Петербурге", – говорил германский император Вильгельм II. Обедать в Париже кайзер собирается ровно через 40 дней после начала военных действий. Так было расчислено в 2великом плане" начальника германского Генштаба графа Шлиффена…
8 сентября в 22:35 – премьерный документальный проект "Вилли и Ники", в основе которого переписка российского императора Николая II и немецкого кайзера Вильгельма II.
Кайзер Вильгельм II и российский император Николай II несли на себе тяжелый груз власти, ответственности перед своими народами и многовековой династией. Их связывали самые лучшие, самые романтические воспоминания молодости. Именно немецкого кайзера Николай выбрал в качестве крестного отца для своего долгожданного наследника. И все же в те пять дней июля 1914 года, когда мир стоял на грани катастрофы, они не смогли договориться. Первая мировая война не только разрушит империи, перекроит карту мира, но и предопределит трагическую судьбу наших героев. "Идея проекта была взята из книги Александра Солженицына "Красное колесо". Когда я читала этот роман, вдруг открыла для себя, что кайзер Вильгельм II и российский император Николай II были связаны многолетней дружбой, основанной на переписке, – рассказывает автор сценария Ирина Семашко. – В какой-то момент мне самой стало безумно интересно, что именно они писали друг другу, и как на самом деле складывались отношения двух великих людей. Я стала исследовать этот вопрос более пристально и внимательно. Позже я обнаружила, что сохранились письма. Правда, не все, а только те, что хранил у себя Николай II. Российский император вообще трепетно относился к этим письмам и всегда возил их с собой, даже когда царскую семью арестовали и отправили сначала в Тобольск, а затем в Екатеринбург. Когда Николая II расстреляли, то в личных вещах и были обнаружены письма. Их передали в архив, где они пролежали довольно давно. Американцы первыми опубликовали их, значительно позже под редакцией профессора Покровского эти письма были напечатаны у и нас. Те письма, которые писал Вильгельм II, сохранились в черновиках и находятся в Германии. Мы очень долго их искали. И нашли! В этом нам помогла историк Элизабет Хереш, которая по нашей просьбе сделала запрос в Тайный прусский архив, где мы и увидели реальные письма Николая II. В нашем проекте фигурируют несколько писем, которые никогда нигде не публиковались! В целом в основе проекта – личная переписка двух великих людей, которые владели половиной мира, но были вовлечены в события, которые от них не зависели. История завершилась трагически для Николая и драматически для Вильгельма".
В фильме снимались Виктор Сухоруков (Вильгельм II) и Константин Лавроненко (Николай II). Принимают участие немецкие, английские и российские историки: Даниэль Шенпфлюг, АрнульфСкриб, Юрген Лу, Доминик Ливен, Владимир Брюханов, Ирина Кукушкина, Владимир Хрусталев. "В других странах Первой мировой войне, ее причинам, целям и итогам уделяют значительно больше внимания, чем в нашей стране. Поэтому в программе в основном принимают участие европейские историки. Например, мы очень гордимся, что в нашем проекте участвует британский историк Доминик Ливен из рода Ливенов, чьи предки долгое время находились при российском дворе. Доминик Ливен – один из крупнейших специалистов в мире по истории России (в 2013 году Указом Президента России был награжден орденом Дружбы), старший брат Анатоля Ливена, известного британского политолога, журналиста и историка", – рассказывает Ирина Семашко.
Использованы материалы Государственного архива РФ, Тайного прусского архива (Германия), Германского исторического института в Москве, Немецкого исторического музея в Берлине.