Сложившуюся ситуацию можно описать следующей метафорой. Представьте себе страну, на территории которой нашли большие месторождения нефти. Нефть начали активно осваивать, и доходы от нее стали важнейшими наполнителями для бюджета страны. Но постепенно месторождения вырождаются. И тогда страна начинает все больше своих человеческих и финансовых ресурсов тратить на то, чтобы притормозить уменьшение доходов от нефти, чтобы найти новые, более продвинутые нефтедобывающие технологии.
Здесь уже даже речь не идет о том, чтобы вернуть уровень предыдущей добычи, потому что это невозможно в принципе. Главное при этом – затормозить убывание и отставание от того идеального объема, который был раньше. И такая концентрация ресурсов на замедлении убывания вырождающихся месторождений фактически отвлекает внимание руководства страны от поиска новых источников дохода, от попыток найти принципиально новые, нестандартные решения.
В истории телеканала «Интер» есть и свои великие времена, когда он был абсолютным лидером украинского телеэфира. Были и времена, когда менеджмент телеканала, возглавляемый Старицким и Мазором, пыталось омолодить «Интер», но потерпел поражение и потерял пятую часть аудитории.
И сейчас история и великого прошлого, и неудачной попытки омоложения телеканала, и невероятно сильная активность конкурирующих телеканалов по отвоевыванию молодой аудитории делают «Интер» заложником ситуации. Он пытается оставаться главным телеканалом страны, пытается замедлить отставание от своего идеального прошлого, но все больше оказывается телеканалом для стареющей аудитории. Эх, если бы можно было изобрести эликсир бессмертия для всех украинцев, то и проблемы бы не было.
И менеджерам телеканала, какими бы опытными они не были, приходится действовать в рамках этой ситуации, имея меньше свободы своих действий, чем менеджерам ряда других телеканалов. Ведь аудитория преклонного возраста имеет консервативные вкусы, и с нею нельзя слишком свободно эксперементировать.
Но важен не просто возраст аудитории, но и то, что более молодая аудитория является и более активной в использовании множества технологических новинок, которых так много появилось в последние годы, особенно возможность доступа к видео-контенту по сети интернет. И постепенно растет не только количество интернет-пользователей, но и возраст людей, активно использующих интернет в домашних условиях. При этом домашний интернет, компьютер и другие технологичные штуковины становятся все в большей степени стандартом де-факто. И эта молодая, вооруженная интернетом аудитория, когда будет взрослеть и стареть – вряд ли автоматически превратится в аудиторию телеканала «Интер».
Кстати, сложившаяся ситуация в Украине с появлением сразу нескольких команд по созданию общественного телевидения на основе интернет-ТВ мне также кажется симптоматичной. С одной стороны, лично я не очень верю, что у этих команд получится создать успешные, массово востребованные проекты, так как мне не кажутся работоспособными их концепции. С другой стороны, появление сразу нескольких команд в этом направлении является индикатором роста неудовлетворенности текущим состоянием общественно-политических ТВ-программ. И если такая неудовлетворенность будет расти далее, то кто-нибудь в какой-нибудь момент обязательно придумает и реализует удачную идею проекта, тем более что интернет-технологии облегчат создание подобного проекта.
Нет, не все так плохо, как может показаться. Телеканал «Интер» сейчас достаточно хорошо стоит на ногах, доля и рейтинг у него весьма неплохи. Мне важно было продемонстрировать общие тенденции и патовость, тупиковость ситуации. А также попытаться предупредить в отдаленной перспективе возможный медиа-климакс главного телеканала страны.
Как можно исправить эту непростую ситуацию?
Я считаю, что для достижения этой цели наиболее перспективным направлением для телеканала «Интер» будет запуск и развитие нескольких проектов, имеющих социально-культурное значение для Украины и связанных с активным участием телезрителей.
Т.е. чтобы аудитория не просто пассивно смотрела телевизионные программы, а активность аудитории, чтобы заключалась не только в отсылке голосующих смс-ок и других подобных мелочах. Необходимо более активно вовлечь людей, чтобы они сообща что-то делали, обсуждали и придумывали на социально актуальные темы.
Потенциально аудитория готова к такому участию. А сложившаяся ситуация в стране подогревает народное недовольство и увеличивает нереализованную активность людей. Нужно только найти такие идеи и концепции новых проектов, которые вызовут нужный резонанс в струнах человеческих душ и массово вовлекут их для активного участия.
Это не должно быть нечто разумное, доброе и вечное, но при этом скучное и неинтересное массовой аудитории. Но ведь социально-важные и актуальные темы также можно превратить в игровые, вовлекающие, творческие, популярные проекты. Все дело в новых, нестандартных и удачных идеях.
Кроме того, такие, активизирующие аудиторию, проекты обязательно должны иметь одновременно и телевизионную, и интернет части. И очень, очень важно, чтобы люди видели, что их участие является ценным и востребованным для проекта, а также, что их не обманывают, иначе общественное доверие к таким проектам будет быстро подорвано.
И если эти проекты вдруг появятся на телеканале «Интер», то и аудитория начнет постепенно молодеть. И как знать, возможно, затихнут и понемногу исчезнут инициативы по созданию общественного телевидения на основе интернет-ТВ, потому что на «Интере» это уже будет реализовано и хорошо воспринято массовой аудиторией.