«Мы всегда позитивно относились к свободе слова, но замыслы ЕС по созданию своего рода контрпропагандистского канала вряд ли соответствуют самому понятию свободы слова», – подчеркнул высокопоставленный дипломат.
Как ранее сообщало агентство France-Presse, Евросоюз в ответ на совместное обращение Великобритании, Дании, Литвы и Эстонии может рассмотреть вопрос об учреждении собственного русскоязычного канала уже на намеченной в Риге на 19 января саммите глав МИД ЕС.
Представители выше названной четверки в совместном письме Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерике Могерини выразили озабоченность «быстро распространяющейся дезинформацией», направляемой из Москвы, и необходимостью принятия эффективных мер по противодействию «пропагандистской кампании» России, проводимой в контексте украинского кризиса.
«Российская пропаганда препятствует единству ЕС и Запада», – констатируется в послании. По мнению авторов письма, «свободные масс-медиа в России запуганы и находятся под давлением власти, а иностранные СМИ в стране подвергаются преследованиям и вынуждены закрываться».
На методах, к которым с момента начала украинского конфликта прибегает российская «пропагандистская машина», не раз заострял внимание и Государственный департамент США, сформулировавший «десять мифов», распространяемых в России об Украине. Своего рода эпиграфом к этому документу можно считать заявление президента США Барака Обамы: «Никакое количество пропаганды не сделает правильным то, что весь мир считает неправильным».
Известный российский журналист, заведующий кафедрой журналистики Института Массмедиа РГГУ профессор Николай Сванидзе не усмотрел ничего предосудительного в планах ЕС по созданию телеканала.
«Очевидно, они хотят заниматься информированием и альтернативной пропагандой российских граждан в стилистике того, что было еще при советской власти, когда существовали такие западные СМИ, как “Голос Америки”, “Свобода”, “Свободная Европа”, которые пользовались успехом среди интеллигенции, – заметил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Теперь в недрах ЕС, видимо, возникло желание вновь создать что-то в том же роде, на что они имеют полное право. Почему нет?».
Ему это кажется совершенно нормальным ходом.
«Потому что (в России) существует такой довольно мощный и эффективный пропагандистский инструмент, поставленный на полную хорошую ногу и талантливо приготовляемый, как Russia Today, – пояснил Сванидзе. – В ЕС хотят сделать такой же для русскоязычных людей. Это имеет полное право на существование».
С его точки зрения, намерение ЕС не в последнюю очередь вызвано тем, что россияне и русскоязычное население за рубежом потр****ют безальтернативную информацию из государственных телевизионных каналов РФ.
«По-видимому, в ЕС решили, что во многом это связано с госполитикой РФ, – предположил он. – Вообще, президент Владимир Путин склонен прислушиваться к данным социологии, он политик популистского типа, и для него крайне важны настроения его избирателей. Так что здравое зерно здесь есть».
При этом никаких противоречий со свободой слова тележурналист в идее создания канала не увидел.
«Причем здесь свобода слова, честно говоря, не понимаю, – добавил Сванидзе. – Никто же не собирается, да и не в состоянии, ограничить россиян или русскоязычных людей за рубежом в пользовании теми или иными источниками информации. Просто предлагается еще один источник СМИ, вот и все. На мой взгляд, это никак не противоречит принципам свободы слова».
Правозащитник, журналист Валерий Борщев в комментарии Русской службе «Голосу Америки» назвал мидовское заявление «странным»: «Естественно, создание русского телеканала Евросоюзом никоим образом не противоречит свободе слова. Как известно, Россия, пользуясь нормами свободы слова, создала специальное агентство Russia Today и использует в своих целях все возможные телеканалы».
По его словам, заявление МИДа –это возвращение к традициям «холодной войны».
«Это попытка сознательного противодействия свободе слова и свободе информации, и такая позиция достойна всяческого осуждения», – заключил Борщев.
Россия в третий раз подряд заняла 148-ю строчку (из 180-ти возможных) во Всемирном индексе свободы прессы, ежегодно публикуемом международной организацией «Репортеры без границ».