Согласно проекту закона, исключение будет сделано только для языков стран, входивших в состав Советского Союза. Депутат отмечает, что принятие этой меры позитивно скажется на популяризации отечественного музыкального продукта и ограничит влияние западной культуры.
Предполагается, что санкции за нарушения введенных квот составят до 30 тыс. рублей для должностных лиц и до 100 тыс. рублей — для юридических лиц.
Автор законопроекта Алексей Диденко пояснил «Известиям», что вводимые ограничения являются не цензурой, а защитой русского языка. По мнению парламентария, совершенно нелогично, когда более 80% песен в телеэфирах исполняются на иностранных языках.
— Сейчас на главном государственном канале идет музыкальный проект «Голос», имеющий очень высокие рейтинги. И вот на этом проекте вы чаще всего услышите песни не на русском, но на иностранных языках. Более того, один из судей даже заявил, что принципиально ставит более низкие оценки тем, кто поет на русском. А учитывая то, что «Первый канал» является самым крупным в России, который покрывает территорию вплоть до самых отдаленных деревень, то очень удручает ситуация, когда массовый зритель получает западный продукт, — заявил депутат.
Алексей Диденко отметил, что в информационной и культурной войне, которая ведется против России, лидируют США и ЕС посредством навязывания молодежи западных стандартов и музыки. По его мнению, проблема лежит не только в плоскости защиты языка, но и в сохранении российского суверенитета.
— В первую очередь импортозамещение должно начинаться с идеологии. Когда по центральному каналу мы слышим исполнение на иностранном языке, то становится даже непонятно — мы страна с тысячелетней культурой или сырьевой придаток Запада? Ведь наша музыкальная культура богата самыми разными жанрами — у нас есть уникальные романсы, опера, русские народные песни. Но есть очень неприятная, но справедливая поговорка, что в побежденных городах играет музыка победителя. И складывается впечатление, что мы отчаянно проигрываем в информационной и культурной войне, — уверен Алексей Диденко.
Парламентарий убежден, что насаждение западной культуры губительно сказывается на воспитании молодежи и предлагаемые квоты должны будут поддержать отечественные коллективы и исполнителей. Кроме того, парламентарий отметил, что для языков стран, входивших в СССР, ограничений не будет, поскольку мы связаны общей культурой и историей.
— Есть хорошие песни и на грузинском, и на украинском языках, которые являются частью нашей культуры. Поэтому запрет или ограничения их не коснутся. Даже несмотря на их отношение к России. Пускай они скачут и борются с нашей общей историей, но это всё временно. Мы это прекрасно понимаем и разграничивать ничего не собираемся. В то же время мы должны четко понимать, что существует пятая колонна, которая насаждает культ Запада, и эти плоды как раз мы видим на экранах наших телевизоров, — подчеркнул депутат.
Представители думского комитета по культуре скептически отреагировали на предлагаемый законопроект. По мнению депутата Госдумы Марии Максаковой, необходимо создать условия для создания качественного российского продукта, прежде чем вводить какие-либо квоты.
— Я не говорю, что у нас не должно быть хороших фильмов или песен, но для этого нужно собраться и сделать этот качественный контент. Если Минкультуры оплачивает 50 фильмов, а из них 20 не может выйти в прокат из-за низкого качества, то о каком квотировании может идти речь. Хотя все они патриотические, все о любви к родине. Только если петь или снимать фильмы о любви к родине, то нужно делать это качественно. Другое дело, что это невозможно сделать в один день, но нужно целенаправленно и методично идти в этом направлении, и тогда никаких квот не понадобится, — уверена Максакова.
Российские исполнители в свою очередь поддержали инициативу депутата. Музыкант и создатель группы «Ва-Банкъ» Александр Скляр считает, что это нормальная практика для всех стран мира, которые хотят сохранить собственную культуру.
— Это давно надо было сделать. Во всех странах заботятся о своей культуре, и такие ограничения повсеместны. В процентном соотношении я не могу сказать, правильна ли эта цифра, может быть, ее следовало бы и увеличить, но то, что нужно ограничивать исполнение музыки на иностранных языках, тем самым открывая дорогу для нашего отечественного исполнителя, нет ни малейших сомнений. Такие ограничение нужно сделать и во всех других видах массового искусства, будь то кино или театр. Это абсолютно правильно и является защитой своих национальных культурных достижений, — уверен музыкант.
— Для того чтобы мы по итогу получили то, о чем говорит депутат, необходимо задуматься, чем мы будем заполнять эфир, — считает певица Виктория Цыганова. — Ограничения обязательно должны быть, поскольку все эти музыкальные проекты на западный манер разрушающе воздействуют на сознание человека. Поэтому если они хотят устраивать такого рода программы, то они должны быть на платных каналах. А вот государство должно поддерживать выпускников Гнесинки, ГИТИСа. Сейчас же мы потребляем полностью западный продукт. Яркий пример, когда на день города Москвы все участники проекта «Голос» пели на английском языке. Это капитуляция, по-другому назвать просто нельзя.
Виктория Цыганова рассказала «Известиям», что победитель популярного телевизионного проекта «Голос» Сергей Волчков с трудом смог уйти от медиапокровителей, которые откровенно выполняли западный заказ.
— Сергею Волчкову пришлось со всеми расплачиваться, чтобы выйти из лап американских проектов. А ему нужно кормить семью, он патриотически настроенный человек и хочет петь в своей стране и на своем родном языке, но у него нет возможности. Поэтому я прекрасно понимаю желание депутатов изменить ситуацию, но здесь необходим комплексный подход. Мы не развиваемся, а катастрофически отстаем. А если нет культуры у народа, то нет и будущего, — уверена певица.