Долгопольский на GS Summit-2014.
- В 2012 году GS Group запустила первый зарубежный вещательный проект в Камбодже. Каких показателей удалось добиться за два прошедших года?
One TV (совместный проект GS Group и камбоджийской Royal Group of Companies) после двух лет работы стал вторым оператором на территории Камбоджи по количеству абонентов, а прием сигнала обеспечен на 80% территории страны.
При этом мы видим, что рынок платного ТВ в Камбодже еще далек от насыщения и темпы подключения новых абонентов One TV нарастают. Во многом активность подключения обусловлена вводом новых продуктов и услуг. Приросту способствует, в частности, запуск телеканалов собственного производства, в том числе и запуск в текущем году SD-канала повышенного качества, который стал первым подобным недорогим предложением в Камбодже.
Показатель ARPU мы не раскрываем, но могу сказать, что стоимость минимального пакета каналов One TV составляет $4, а максимального – $10 в месяц. Соответственно, ориентироваться имеет смысл на значение в этой ценовой вилке. Общую выручку от реализации проекта в Камбодже за эти два года мы также не оглашаем, но отмечу для понимания: по выручке One TV уже стал вторым по величине оператором платного ТВ в Камбодже, и скоро мы догоним лидера. Мы близки к достижению тех показателей, на которые рассчитывали, начиная инвестировать в этот проект.
- Каковы планы по запуску аналогичных вещательных проектов в других зарубежных странах у GS Group в 2015 году?
- В первой половине 2015 года мы запустим совместный проект по оказанию услуг спутникового телевидения в Бангладеш. Здесь локальным партнером выступает промышленная группа компаний Beximco. Подписчикам будет доступно в общей сложности 105 телеканалов, и мы рассчитываем, что в течение пяти лет абонентская база составит 1,5 млн домохозяйств, но реальные цифры могут быть значительно больше. Общие инвестиции в проект на ближайшие три года составят более 500 млн рублей, поскольку мы намерены вложить значительные силы и средства в контент, маркетинг и оборудование.
Мы готовы запуститься в кратчайшие сроки, однако нам необходимо разрешение от местного регулятора. Наш проект является первым DTH-проектом в Бангладеш, и регулятор сейчас создает законодательную базу. Запуску будет предшествовать техническое тестирование, которое по планам начнется уже в конце января 2015 года.
У всех операторов при выходе на рынок первичной стратегией является охват премиум-сегмента пользователей. Наши планы немного иные: в Бангладеш мы будем стремиться предложить услуги сразу для всех сегментов, чтобы обеспечить интенсивный прирост абонентской базы уже на первом этапе.
Еще один проект - это выход на рынок платного ТВ Пакистана. Хотя представительство GS Group там существует уже четыре года, проект запустится только в следующем году. Связано это с процессом лицензирования DTH-операторов в этой стране. На каком-то этапе правительство страны заморозило выдачу лицензий, и необходимый нам тендер будет объявлен только в 2015 году.
В Пакистане наш проект станет первым проектом цифрового спутникового ТВ в масштабах всей страны. Подписчикам будет доступно в общей сложности 125 телеканалов и мы планируем достичь показателя в 1,1 млн абонентов за пять лет, но это пессимистичный прогноз, поскольку по размерам населения и покупательской способности показатели Пакистана лучше, чем, например, Бангладеш. Локальная компания-партнер для проекта уже определена, но ее название мы пока не раскрываем. Объем инвестиций в проект в Пакистане будет большим, нежели в проект в Бангладеш.
Кстати, не исключено, что в 2015 году нам удастся реализовать еще один вещательный проект. Название страны мы не раскрываем, но могу сказать, что локальный партнер для проекта уже определен и договоренности с ним достигнуты.
- В каких еще странах и регионах компания намерена развивать свои вещательные проекты в более отдаленной перспективе?
- В следующем году, с запуском проектов в Бангладеш, Пакистане и возможным началом работы еще в одной из стран, GS Group планирует завершить инвестиционную программу, принятую ранее до 2015 года.
В ближайшее время руководством компании будет принята стратегия развития зарубежных проектов до 2020 года. И во временной период с 2015 по 2020 годы мы рассматриваем возможность запуска проектов в различных регионах: Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке. Например, среди наших планов начало работы в Индонезии, Мьянме, Камеруне, Кот-д'Ивуаре, Бразилии и ряде других стран. В каждом случае предполагаемые сроки запуска индивидуальны. Кроме того, в рамках стратегии развития до 2020 года мы не исключаем возможности выхода на рынки некоторых стран СНГ, хотя это и непростой регион и работать здесь бывает зачастую сложнее, нежели с дальним зарубежьем.
Замечу, что перед нами не стоит задача выйти на рынки как можно большего количества стран, мы стремимся в первую очередь сделать каждый проект качественно, чтобы он стал успешным и рентабельным.
- Каков объем планируемых инвестиций в развитие зарубежных вещательных проектов GS Group в целом и каких показателей вы намерены добиться?
- Ранее мы заявляли, что общий объем инвестиций, которые наша компания намерена вложить в развитие зарубежных вещательных проектов, составляет $300 млн до 2017 года. Эта цифра будет пересмотрена при принятии новой стратегии развития. Скорее всего, пересмотр будет в сторону увеличения, потому что планов у компании много, но замечу, что увеличатся и сроки, поскольку новая стратегия рассчитана до 2020 года.
Относительно общих показателей, которых мы хотим достигнуть, развивая зарубежные вещательные проекты, могу сказать, что мы рассчитываем за пять лет выйти на рынки стран, где наша совокупная потенциальная абонентская база составит около 10 млн домохозяйств. После реализации в 2015 году проектов в Бангладеш, Пакистане и возможного выхода на рынок других стран мы к достижению этого показателя значительно приблизимся.