На самом деле у нас же старое-новое руководство. Егор ушел один - за ним никто не побежал. Но затем начались какие-то естественные процессы - кто-то ушел с нашего большого судна. Потом, вы же знаете, на нашем канале зарплаты такие, что ни удержать людей, ни «шантажировать» их, чтобы остались, не получается. Как в старой поговорке, рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Ушли те, у кого были лучшие предложения. Тем не менее этим летом нам удалось запустить пять проектов за рекордную сумму - я хожу и смеюсь до сих пор, как вспомню - 2 200 гривен. Эти деньги мы попросили у руководства канала, чтобы купить какие-то «шпингалеты». Все остальное делалось, что называется, на подножном корме: покосили какие-то наши «газоны», что-то нашли на складе...
- О каких проектах идет речь?
- Ток-шоу «Взрослые игры», «Рояль в кустах», «Не вір худому кухарю», новое «Здоровье» - «Как вы себя чувствуете?», «Стар-шоу». Канал, понятно, участвовал своим ресурсом и техникой. Конечно, все это заставляет желать лучшего - побольше бы света, там еще чего-то. Но средств нет. Думаю, кто бы сюда ни пришел работать, если за ним не потечет ручеек с деньгами, ничего не будет. Конкуренция - вещь жесткая. Для того, чтобы делать хотя бы на уровне - я уже не говорю лучше, - нужно столько же тратить. Из ничего и выйдет ничего.
- А как вам лично тут работается?
- Я на этой должности проработал два года. И, как говорится, всё, что можно было выжать из выжатого лимона, попытался. Еще раз повторюсь, здесь действительно ничего не зависит от руководителя, а только от отношения государства к каналу. Такое чувство, что мы завод, который выпускает шурупы или болты, а не творческая организация. Нами руководят все. Так устроено. Правда, я должен сказать, что никогда серьезного идеологического давления на канал не было. Могу поклясться. А по поводу денег?.. А разве мы единственная отрасль, на которую у государства не хватает денег?
Год назад мы запустили школу «Юного суперагента». Даже премию «Телетриумф» получили за эту детскую программу. Когда снимали пилот «Школы» - это была частная инициатива. Я показал его Егору (в тот момент я еще не служил на канале), он сказал: «Отлично! Нам нужна детская программа». И мы сразу определили некие финансовые рамки. Договорились так: канал финансирует начало проекта, тот набирает обороты, и я гарантирую, что найду спонсора. Если не получится, мы закроем проект. Через месяц у нас уже был спонсор, который ровно год помогал содержать программу. Канал даже зарабатывал на этом проекте. А потом у спонсора поменялись планы, программу пришлось закрыть.
Я считаю, это единственно правильный подход. Но! Мы же заложники. Этот канал так сконструирован, здесь, например, есть такое явление как госзаказ. Что это такое? Фактически это работает так: мы что-то придумываем, запускаем «наверх», там одобряют и дают деньги. Вот такая советская система. Так вот, из практики могу сказать, что для выполнения этого госзаказа нужно человек 500, но не 1 600, которые здесь работают! Поэтому госденьги уходят, как вода в сухую землю. Деньги вроде и не маленькие, но их ни на что не хватает. Чтобы, например, сделать какие-то серьезные обновления... Ведь у нас потенциально самый богатый канал в том смысле, что больше только имеется студий: у нас девять студий! Но их же надо привести в порядок и оборудовать! Нужен свет, новые аппаратные. Слава богу, хотя эфирные к Евро сделали.
- А поделиться площадями? Сдавать в аренду?
- У нас же тут долгое время квартировали «Плюсы». Теперь они уехали. Знаю, что сюда приходили представители других каналов. До чего они договорились, не знаю. Ну и что? Вспомни судьбу всех этих НИИ. Они начали сдавать свои площади, в результате НИИ помещался в трех комнатах на 28-м этаже, а потом вообще тихо закрывался. Возьмем, к примеру, телеканал «Интер». Он базируется на территории бывшего Института промышленного дизайна. Это был институт! Для него когда-то построили отдельное здание. Сперва заняли первый этаж, потом началась экспансия. Институт тихо сдыхал и сдох, в конце концов. Так что это не выход. А у нас же еще и здание, которое само по себе нуждается в серьезной реконструкции. Тут есть недострой. Но ничего не изменится, пока будет такое отношение к каналу.
Можно было бы пойти по пути других стран, где у национального канала 51% акций, остальное частные деньги. И таким образом государство сохраняет контроль над каналом, и есть средства для производства. А идея общественного телевидения для меня лично - химера. Вон россияне уже бьют тревогу, потому что надежда на абонентскую плату, которую якобы будут платить зрители, оказалась эфемерной.
А потом есть еще один фактор, который стучится к нам в двери, и, я думаю, умные люди, занимающиеся телевидением, серьезно к этому готовятся. В 2015 году заканчивается аналоговое вещание. И оно уже никому не нужно будет. Это первое. А второе, как говорила когда-то одна моя 25-летняя знакомая: «Вы не понимаете, 18-летние на пятки наступают!» - вот так на пятки телевидению наступает интернет. Мой ребенок не смотрит телевизор - он ей уже не нужен. У всех моих знакомых дома плазмы и телевизоры давно подключены к интернету. Поэтому очень многие уже работают над интернет-каналами. Причем не над технической стороной вопроса. А именно над специальным контентом - поскольку интернет-контент все-таки должен отличаться.
- И как в этом процессе может поучаствовать Первый национальный?
- Я полагаю, что бы ни происходило, надо не забывать, что он, во-первых, Первый, а во-вторых, национальный. Поэтому, и надо отдать должное каналу, пусть сейчас такой подход не в чести и не в моде, по крайней мере, количество общественно значимых социальных программ тут больше, чем на любом другом канале. Другой вопрос, что если это делать ярко и пышно, наверное, и эффект был бы больше. Поэтому каналу нельзя забывать об этой функции. Ни у одного руководства канала не поднималась рука пускать сюда какую-то бульварщину. Потому что национальный канал должен быть, по крайней мере, хранителем традиций. И не следует думать, что если их не поддерживать, то они сами смогут выжить. Так не бывает. Недаром французы выдворили из своих городов американские фильмы и создали целую сеть маленьких кинотеатров умышленно для французского кино. О чем я? Традиции все-таки нужно поддерживать на государственном уровне и вкладывать в это деньги.
- Кстати, о кино. Когда-то Бенкендорфу для трансляции на канале даром дали художественные фильмы. Сейчас никто не хочет так же помочь каналу?
- То был такой полукомический случай. В присутствии руководства страны на вопрос, почему на канале нет украинского кино, Егор ответил, что киностудия имени Довженко ничего не дает. Тут же высокое начальство, встретившись взглядом с руководством Министерства культуры, сказало: «Ну как же! Дайте!» И вот так, с барского плеча, нам отвесили сто фильмов киностудии Довженко, которые мы показали за 3-4 месяца. И на этом всё. Но это же не спасает! Да, в общем, посмотри, как работают наши коллеги на других каналах - все экономят на хорошем кино. По будним дням обходятся сериалами, а полнометражное кино берегут на выходные.
- Хорошего кино вообще стало мало.
- Потому, что оно дорогое. Например, мой фильм «13 месяцев» телевизионный канал купил где-то за 70 тысяч долларов. В Москве ОРТ платило дороже всех - там можно было продать премьерный фильм почти за миллион. И уже половину бюджета картины ты практически оправдываешь. Сейчас действительно уже нет таких закупочных цен. Поэтому все экономят. Тут приезжали питерцы и со слезами на глазах рассказывали, как предлагали одному из наших каналов хороший фильм с украинской тематикой (поэтому он не мог пойти в России). Но на то, что смог им предложить канал, можно снять только мыло, а не качественное кино.
- Зато сейчас вернулась мода на турецкие сериалы...
- 90% сериалов, конечно, ущербны. Потому что это консервы самого низкого качества. Но все стали покупать турецкие, потому что турки в техническом смысле очень шагнули вперед. Они стали делать сериалы не хуже голливудских, я имею в виду качество съемки, картинку. А бесконечные мелодрамы для домохозяек - это идеальный вариант. Сидит бабушка, которая никогда не бывала в Турции, - так хотя посмотрит, какая там жизнь. А как мы в детстве ходили на иностранные фильмы, чтобы только посмотреть на заграничную жизнь?
- Вы будете покупать турецкие сериалы?
- Если дадут деньги. У нас же все финансирование целевое. Вот сейчас, дай бог, провести детское «Евровидение», на которое Кабмин реально выделил деньги.
- А что это была за история, что на «Интере» вроде как собирались в этом году показывать «Евровидение»?
- Ну на самом же деле лицензия у нас. Наверное, были какие-то попытки расширить вещание. Не знаю. Практика показала, что борьба за трансляции чего бы то ни было - очень хлопотное дело. Во-первых, это недешево стоит и всегда связано с какими-то разрешительными моментами. А результат никто предсказать не может. 80% спортивных трансляций дают очень плохой результат. И в итоге доходит до комического: например, у нас договор на трансляцию всех матчей донецкого «Шахтера». А матчи киевского «Динамо» транслирует «2+2». Это все срабатывают экономические рычаги. Никакой политики в этом нет. Обыкновенная экономическая целесообразность.
- «Телекритике» вы рассказывали о некоторых проектах, которые будут запускаться в новом сезоне при условии, если канал найдет на их производство деньги. Как сейчас обстоят дела? Например, «Пісочниця для молодят»?
- Делается пока на стадии пилота. Но мы работаем над ним. Идут кастинги для проекта «Парад Алле». И, признаюсь, его успех зависит только от того, найдем ли мы участников для шоу. К сожалению, здесь проблема, с которой я сталкивался, когда делал свою программу «Я памятник себе». У меня было два списка имен, русских и украинских звезд. В первом было полторы тысячи имен, а во втором - пятнадцать. Увы, такова реальность. И как бы нас ни обвиняли, почему вы не привлекаете украинских артистов... Привлекаем, просто у нас их не так уж много.
- Как насчет программы Андрея Пальчевского «Про життя»? Она появится в новом телесезоне?
- Опять же, все зависит от того, будут ли деньги, и какие планы у самого Пальчевского. Ведь это шоу, как и программу Шустера, канал не делал. Они слишком дорогие для нас.