Остальные территории дают по чуть-чуть. Это несопоставимые деньги. У нас вообще не слишком развито направление продажи сериалов зарубеж. Во-первых, особо нечего предлагать. Во-вторых, никто этим серьезно не занимался. Невозможно сидеть на стуле в надежде, что кто-то позвонит и скажет: «Давайте мы купим у вас «Кухню». Для того, чтобы формат «Кухни» купила CBS, потребовалось устроить в Канне большое мероприятие, вывесить там огромный плакат. Это была серьезная подготовительная работа. Сейчас, думаю, хороший момент, чтобы выйти на этот рынок. Американцы и весь мир сейчас жадно ищут новые форматы. Есть некая стагнация идей, мы это видим по международным конференциям. И тут у нас есть шанс.
Американцы активно адаптируют израильские сериалы. Достаточно вспомнить Homeland (“Родина”). Мы же пока на галерке и надо агрессивно продвигаться. У CTC Media есть что предложить и помимо «Кухни». Мы сейчас специально делаем несколько проектов, чтобы заинтересовать фактом съемочного процесса. Например, идут съемки «Лондонград» про русских в Лондоне, мы снимаем про наших соотечественников. Это Лондон как олицетворение русских, которые приезжают туда на день, а, может быть, на всю жизнь. Конечно, пока русским телекомпаниям сложно тягаться по уровню проектов, но мы стараемся. Как была сделана «Оттепель» для меня - высший пилотаж с точки зрения производства, художественной составляющей. Это очень высокая планка.
Вы говорите, что отвечаете на спрос зрителей, которые смотрят в сети американские сериалы. Но насколько велика среди аудитории СТС или ТНТ доля зрителей, которые активно смотрят сериалы в сети?
Она, может быть, и не очень велика. Но это наиболее активная и влиятельная часть нашей аудитории. Тут хорошей аналогией будет история с Comedy Club. Когда-то эта была совершенно локальная, московская история. Было неочевидно, что Россия примет этот гламурный юмор, часто ниже пояса и американский «стендап». Мы сомневались и для CTC это было ошибкой. А Роман Петренко (бывший гендиректор ТНТ, который сделал Comedy Club Production одним из основных производителей контента для этого канала – прим. Variety) потом мне сказал: «Все, что модно в Москве, рано или поздно становится модно и в России». Все равно Россия смотрит на Москву. Москва смотрит на Голливуд. Эта пирамида мирового творчества – она работает и потихоньку проникает все дальше и дальше.
Есть ли представление у СТС Медиа, какая часть вашей аудитории является активными интернет пользователями?
Около 60% наших зрителей живет в двух средах одновременно. При просмотре телеканалов многие из них используют разного рода гаджеты, подключенные к интернету. Привычки людей меняются. Если раньше был один источник информации - телевизор, у которого по вечерам собиралась вся семья, сегодня люди не хотят зависеть от чужого расписания, от программы каналов. Они хотят подстраивать телевидение под свою жизнь, а не сами подстраиваться. Молодое поколение наиболее подвижно, оно растет в других реалиях, у них нет такого трепета перед телевизором. Для них телевидение - это не каналы, это - хиты. Есть аксиома, понятная для телевизионщиков, что аудитория не смотрит телевизор, она смотрит хиты. Откуда она их черпает, да хоть из сковородки, она делает так, как ей удобно. Раньше деваться было некуда и все смотрели хиты по «ящику», теперь смотрят хоть на смартфонах. Можно пытаться завлекать таких людей традиционным эфиром и даже нужно это делать, потому что подавляющую часть денег мы получаем там. Но было бы наивно полагать, что это кардинально изменит ситуацию на длинном промежутке времени. Так что это нам нужно идти туда, где удобно зрителям, нести им свои хиты и монетизировать. И потом, в идеале, гордо заявить, что аудитория СТС – это вот столько-то традиционных пользователей и столько-то альтернативных, допустим, онлайн-пользователей и пользователей SmartTV. Сказать, что это наши площадки, это наша четкая аудитория, мы ее продаем рекламодателям, так-то она монетизируется. Это сильно упорядочит бизнес, с этим не надо бороться. Все равно телек будет всегда сверху, я в это верю. Телевидение вышло за рамки «ящика», но оно телевидением осталось.
Прежде CTC Media выкладывала свои продукты в интернете прежде всего на собственных площадках. Теперь вы активно отдаете сериалы и чужим видеосервисам. Почему ваш подход поменялся?
Потому что стало окончательно понятно, что в одиночку в интернете никто не выживет. Нужны партнеры и максимально широкий охват. Единственный вариант, когда можно было бы реально монетизировать сериалы в рамках одной плошадки - это объединение всех крупнейших игроков. Я говорю прежде всего о контенте СТС, ТНТ и Первого канала, чей контент больше всего востребован в рунете. О таких возможностях, создании такой единой точки входа на рынке давно думают.
Сейчас много говорят о слиянии кино и тв. Выходят сериалы, которые все больше похожи на фильм из нескольких серий, кинорежиссеры и кинопродюсеры начинают снимать телесериалы и так далее. Какую выгоду получают обе стороны?
Это такая общемировая тенденция, которая пришла и к нам. Все ту же «Молодежку» делала Art Pictures, компания Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, которые сделали себе имя в кино. В итоге мы получили проект высокого уровня, настоящий прорыв по качеству сценария и съемок.
С другой стороны, уже второй наш формат может стать фильмом, сейчас мы обсуждаем с партнерами такой вариант. Первым форматом стала «Кухня», которую сделали Yellow, Black & White, одноименный фильм скоро выйдет в кинотеатрах. И это логично - если у тебя есть качественный проект, то показывать его надо на максимальном числе площадок. Есть множество российских примеров, когда происходит наоборот - на базе фильма снимают сериал. У нас так получился сериал «Геймеры». Есть и третий способ, который мы тоже сейчас готовим с компанией Enjoy movies – это киносериалы, когда эпизод выходит раз в квартал, как такие сиквелы. И тогда, конечно, можно делать эпизод с бюджетом в $1 млн. Для нас это интересно и потому что так пополняется библиотека кино на СТС и замещаются голливудские фильмы. Для самих кинопродюсеров ТВ - дополнительный способ заработка и, возможно, даже более прибыльный бизнес, чем собственно кино. Основные деньги сейчас на ТВ, кино практически не приносит прибыли.
Как я понимаю, собственными кинопроектами вы хотите прежде всего заместить в эфире CTC голливудские фильмы. Почему?
Сейчас на голливудский контент приходится 25-30% эфира СТС. Это слот после 22-00 в будни и в выходные. Мы покупаем этот контент в рамках пакетных сделок с голливудскими мейджерами. Такие сделки подписываются сразу на два-три года вперед и включают как блокбастеры, так и менее крупные проекты. Мы хотим снизить зависимость холдинга о такого продукта. Пока стоит задача сократить объем голливудского контента в нашей сетке наполовину. Потому что в целом телесмотрение этих фильмов снижается. Кроме того, мейджоры с каждым годом проводят все более жесткую политику на переговорах и отягощают пакеты фильмами категории «Б» или старой библиотекой.
В целом по CTC Media резкого сокращения объема закупок у мейджоров не произойдет, мы станем использовать больше голливудского контента на других наших каналах - «Перец», «Домашний», тот же CTC Love. И в любом случае это будет постепенный процесс. Потому что CTC нужно время, чтобы создать достаточно собственного контента, который заменит половину голливудского.