Триколор ТВ. Новая эволюция
Если к атому водорода добавить еще один протон, получится уже не водород, а гелий. Закон перехода количества в качество, сформулированный в свое время классиками диалектического материализма, на самом деле одинаков как для природы, так и для коммерческой деятельности. Вот только, в отличие от таблицы Менделеева, в коммерции качественный скачок не произойдет сам собой. Здесь все зависит исключительно от владельца продукта.
В полной мере диалектический принцип "от простого — к сложному" относится и к продукту под названием "Триколор ТВ", пользователями которого за 8,5 лет стали почти 14,5 млн российских абонентов. Когда в 2005 году мы только начинали, нашей главной задачей было просто дать людям возможность смотреть недорогое цифровое телевидение. Со временем популярность "Триколор ТВ" и рост рынка в целом привели нас к пониманию того, что дальнейший прогресс возможен только за счет масштабного продвижения HD-услуг. Именно поэтому в июле 2012 года мы запустили в коммерческую эксплуатацию Первый HD-мультиплекс, пользователями которого за 2 года стали более 3,4 млн абонентов.
Сегодня наша главная задача, с одной стороны, довести HD-революцию до полной победы, а с другой — создать инфраструктурные и сервисные предпосылки для нового этапа эволюции. Биологи называют такие предпосылки преадаптацией: образно говоря, птица сможет полететь только когда у нее вырастут крылья. В переводе на коммерческий язык это означает, что оператор должен сделать ряд важных шагов, внедрить услуги и сервисы, которые в дальнейшем сработают в макроэволюционной игре.
Приведу на нашем опыте примеры таких преадаптивных действий (возможно, они помогут вам в вашем собственном бизнесе):
1. Актуализация абонентской базы
Когда вы работаете в высокотехнологичной сфере (компьютеры, мобильные телефоны или спутниковое телевидение), вы неизбежно сталкиваетесь с законом Мура. Каждые два года на рынке появляются более мощные процессоры и, соответственно, оборудование, созданное на основе этих процессоров, новое программное обеспечение, новые кодеки и т. д. Поэтому у всех опытных игроков на рынке с годами накапливаются "мертвые души". Кто-то их списывает, кто-то переводит в категорию "потенциальные клиенты", а кто-то предлагает решения, которые позволяют людям снова получать услугу. Мы поступаем очень просто: наши абоненты в течение всего 2014 года могут стать участниками масштабной программы обмена оборудования. Те, кто покупал спутниковый приемник несколько лет назад (в основном приемники стандарта MPEG-2), имеют возможность поменять его на новый приемник с поддержкой HD и с предоплаченным на год пакетом "Максимум HD". И за не очень большие деньги — менее 50% от номинальной стоимости приемника. Что это дает абоненту? Если ранее такой абонент мог смотреть 50 телеканалов пакета "Оптимум", транслируемых в MPEG-2, теперь он сможет увидеть более 100 SD-каналов и 25 HD. Фактически мы убиваем такой акцией двух зайцев: актуализируем базу и переводим страну на передовой формат телесмотрения.
2. Совершенствование инфраструктуры и развитие регионов
Если вы хотите добиться успеха — вы обязательно должны вкладываться в инфраструктуру. Голливуд никогда не стал бы Голливудом, если бы владельцы первых киностудий не развивали параллельно сети кинотеатров. Для кабельного телевидения и ШПД — это, разумеется, прокладка новых магистральных линий, для DTH-телевидения — запуск новых спутников. Для нас ключевое значение имел успешный запуск 16 марта спутника "Экспресс-AT1". Здесь, как и в пункте с обменом оборудования, речь идет о фактическом увеличении пользовательских возможностей в несколько раз — "Экспресс-AT1" даст абонентам "Триколор ТВ-Сибирь" доступ к трехзначному, а не двузначному числу каналов. Для Сибири, Урала, части Дальневосточного федерального округа это, конечно, настоящий прорыв в телевизионном плане. Во многих сибирских поселках до сих пор не то что телевидения — радио нет. Наше предложение, которое с 22 апреля в тестовом режиме уже доступно, дает Сибири и цифровое радио в нашем "Радиопакете", и новые блокбастеры в пакете "Суперкино HD", и музыку, и мультфильмы, и, само собой, наш Первый HD-мультиплекс. Мы постепенно выравниваем наше предложение на всей территории России, так, чтобы везде нас воспринимали как однозначный первый номер со сложившимся стандартом цифрового телевещания.
3. Качественно новые решения для абонентов
По статистике, сегодня в большинстве российских домохозяйств не один, а два телевизора. В самое ближайшее время совместно с нашими технологическими партнерами мы выведем на рынок уникальное для России решение, который позволит нашим абонентам смотреть спутниковое телевидение на двух телевизорах, используя не два разных приемника, а пару "сервер-клиент", с соединением через Ethernet. Выгоды и перспективы, которые такое маркетинговое решение несет для абонентов "Триколор ТВ", очевидны: теперь не нужно покупать вторую приставку, если вы, грубо говоря, хотите посмотреть футбол, а ваша жена — новую серию реалити-шоу "Холостяк". Мультирум — это только один из примеров того, что мы хотим предложить нашим абонентам в этом году.
4. Совершенствование абонентской поддержки
Мы продолжаем активно развивать входящие и исходящие каналы абонентской службы. Наряду с такими традиционными способами общения с абонентами как звонок в контакт-центр или E-mail, мы используем и те способы, которые позволяют нам, не навязываясь, информировать абонента о наших услугах и акциях. Это, во-первых, абонентское телевидение, включающее в себя 4 специализированных телеканала. Во-вторых, наш сайт и личный кабинет абонента на сайте. В-третьих, цифровой журнал "Телекомпас", который мы каждый месяц абсолютно бесплатно рассылаем всем подписчикам. Именно большое количество цифровых каналов информирования позволяет нам минимизировать отток абонентов, по сравнению с некоторыми нашими конкурентами, в свое время сделавшими неудачную ставку на аналоговый кабель.
Резюме:
Если вы хотите быть лидером рынка — вы должны "наращивать мышечную массу", причем делать это вы должны постоянно, подобно тому, как спортсмен ходит каждое утро на тренировку. Вы должны постоянно совершенствовать ваш продукт, вкладываться все больше и больше в те проекты и акции, которые не принесут выгоду в краткосрочной перспективе, но "сыграют" только через два-три года.
Просто увеличивайте это. Увеличивайте технический и инфраструктурный потенциал. Укрепляйте контентную политику. Умножайте возможности абонентов. Закон перехода количества в качество, закон эволюции еще никто не отменял.