Насколько остро стоит вопрос незаконных подключений на российском рынке спутникового ТВ?
Проблема незаконных подключений к услугам вещателей, операторов связи существует не один год. К счастью, в последнее время беспорядка и правонарушений в этой области становится меньше. Трудно поверить, но еще пять лет назад отечественное следствие и суды с большой осторожностью брались за разбирательство правонарушений в технологической сфере. Недоверие к событиям, последствия которых невозможно увидеть своими глазами или потрогать руками, как это бывает, например, в случае с причинением физического вреда, было весьма свойственно российской юстиции. Но жизнь не стоит на месте, и постепенно, с совершенствованием законодательства и проникновением ИТ в нашу жизнь и быт, ситуация меняется к лучшему. Работники прокуратуры, судьи и следователи — тоже по сути абоненты услуг связи и потребители продукции СМИ, многие явления для них знакомы в том числе на пользовательском уровне.
Впрочем, и общество в целом стало лучше разбираться, где черное, а где белое. Среднестатистический человек не склонен совершать правонарушения и избегает криминала, поскольку отчетливо понимает, что такие действия порицаются обществом и преследуются законом. Это влечет улучшение ситуации на рынке спутникового ТВ, в том числе и в сфере деятельности НАО «Национальная спутниковая компания».
В чем заключаются основные нарушения?
Ситуации встречаются очень разные. Самый банальный вариант — использование абонентом услуг телевещания в публичных заведениях, таких, например, как кафе, рестораны, гостиницы и другие, в нарушение условий, предусмотренных договором с вещателем. Нашей компании известны случаи, когда владельцы перечисленных видов бизнеса заключают договоры от своего имени, т.е. от имени физических лиц. Затем, в нарушение условий заключенного договора о запрете публичного использования приобретенных услуг «Триколор ТВ», они устанавливают оборудование по месту ведения своего бизнеса и организуют несанкционированный публичный просмотр. Владелец кафе разворачивает мониторы в торговый зал, заведующий гостиницы ставит экран в холле отеля или в номерах, и так далее. Телевещание в публичном месте заметно повышает конкурентные преимущества бизнеса и увеличивает выручку. Но такое действие является прямым нарушением интеллектуальных прав, в том числе прав вещателя, основанием для привлечения правонарушителя к административной и гражданской ответственности.
Если недобросовестный гражданин решится перепрошить или, иначе говоря, нелегальным образом модифицировать программное обеспечение смарт-карты «Триколор ТВ», реализовать модифицированную смарт-карту «Триколор ТВ» или даже самому стать нелегальным локальным оператором связи, позволяя другим лицам смотреть контент и получать доступ к услугам пиратскими методами, такие действия квалифицируются уже с точки зрения уголовного законодательства. Последствия для правонарушителя в таком случае будут гораздо серьезнее.
В ряду нарушений имеют место случаи несанкционированного использования товарного знака «Триколор ТВ» в доменном имени частных сайтов или в виде изображений на страницах сайтов. Оба случая неправомерны, и у нас уже есть выработанная схема и успешная практика сбора доказательств для последующей передачи в правоохранительные органы.
У «Триколор ТВ» многочисленная дилерская сеть по всей стране. Могут ли дилеры на своем уровне выявлять и не допускать возможные нарушения?
Безусловно, дилеры должны быть вовлечены в этот процесс. Они имеют навык обслуживания абонентов, понимают технологические принципы получения услуг спутникового телевещания, могут разъяснить, в том числе потребителю, далекому от понимания технологий вещания, как правильно подключиться к той или иной услуге и каких ошибок нужно избегать. Именно дилеры общаются с конечными абонентами, подключают услуги, консультируют, помогают подобрать подходящее оборудование. Они могут и должны доводить до пользователей информацию о незаконности тех или иных действий и негативных последствиях, которые в результате наступят. Довольный сервисом абонент — это их личный актив и плодородная нива!
Каковы последствия незаконных подключений спутникового ТВ для абонентов?
Последствия определяются характером правонарушения. Если мы имеем дело с абонентом, который заключил договор на получение услуг телевизионного вещания на физическое лицо, а установил оборудование в публичном месте, это расценивается законом как нарушение, за которое частью 1 статьи 7.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Опираясь на опыт личных наблюдений, замечу, что сам факт возбуждения административного дела производит на предпринимателей или руководителей компаний неизгладимое угнетающее впечатление. Вынужденное переключение с ежедневных хлопот по ведению бизнеса на участие в судебных заседаниях тащит за собой целую череду неприятных открытий для предпринимателя: изъятие его приемного оборудования, зачастую вкупе с дорогостоящими мониторами, необходимость многократно посещать заседания суда, раскрывать условия аренды помещений, документацию по обслуживанию клиентов, платить адвокатам, представляющим его интересы в суде, и, наконец, необходимость платить административные штрафы. Неоднократно лично доводилось наблюдать, как доселе уверенные в себе руководители бизнеса и индивидуальные предприниматели с началом производства в отношении них судебного дела погружаются сначала в недоумение и растерянность, а затем в печаль и разочарование.
В случае привлечения к уголовной ответственности контраст в настроении до и после выявления преступления еще разительнее. И это объяснимо, поскольку уголовное наказание и судимость оставляет в биографии человека трудновыводимое темное пятно.
Если же мы имеем дело со случаями незаконного вещания телеканалов в Интернете или в локальной сети, которую нелегально создал оператор, неправомерного использования нашего товарного знака или, опять-таки, правонарушением, повлекшим ответственность по части 1 статьи 7.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях, имущественная ответственность правонарушителя может составить до 5 млн рублей. А в некоторых случаях, в зависимости от конкретных обстоятельств незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, возможно привлечение к ответственности и на основании УК РФ.
Какие действия предпринимает «Триколор ТВ», чтобы исправить ситуацию и уменьшить количество нарушений?
Мы пользуемся всем предоставленным законодательством и судебной практикой инструментарием, применяя под каждый конкретный случай свой правовой подход.
Внимательно отслеживаем сообщения СМИ, общественную активность в Интернете, просматриваем ресурсы, на которых обсуждаются услуги «Триколор ТВ». Объясняем со своей стороны, как выстроить все процессы законно и удобно для потребителя. Если видим отчетливые признаки правонарушений, проверяем и фиксируем документально выявленные факты, связываемся с людьми, которые их допустили. В качестве первого шага мы пытаемся урегулировать вопрос о прекращении незаконного использования принадлежащих нашей компании интеллектуальных прав в досудебном порядке, стремимся вывести из теневой зоны, оформить отношения в соответствии с законодательством. К счастью, в подавляющем большинстве случаев это удается сделать. Как правило, люди правильно оценивают свои риски и реальные интересы.
Если же правонарушитель не идет навстречу, мы вынуждены обращаться за защитой в правоохранительные органы, которые дальше квалифицируют правонарушение в соответствии с административным, уголовным или гражданским законодательством и начинают свою работу. Кстати, в нашей практике время от времени возникают случаи, когда правонарушители, проигнорировавшие общение с нами в досудебном порядке, в итоге после возбуждения судебного дела обращаются с предложениями заключить мировые соглашения.
Тут нужно ясно определиться. Мы — не Святая инквизиция. Мы заинтересованы в том, чтобы увеличивать абонентскую базу и предоставлять качественный контент, нам незачем уничтожать штрафами или уголовным преследованием чужой бизнес. Но мы вправе требовать, чтобы использование прав, которые принадлежат нашей компании, и получение услуг «Триклор ТВ» осуществлялись законным способом.
Если обратиться к статистике компании, то, по ее данным, за 2017 год выявлено 78 административных нарушений, возбуждено 21 административное дело, по 47 случаям удалось договориться о прекращении правонарушений в досудебном порядке.
А самостоятельно правоохранительные органы выявляют незаконные подключения?
Хотя такие случаи не слишком заметны в общей статистике МВД, поскольку работникам этого ведомства приходится заниматься самыми разными по природе правонарушениями и преступлениями, но они действительно имеют место. На этом этапе роль представителей компании заключается в разъяснении правоохранительным органам, являются ли те или иные действия физического или юридического лица нарушением принадлежащих НАО «Национальная спутниковая компания» интеллектуальных прав. Дальше правоохранительные органы самостоятельно принимают решение, возбуждать административное или уголовное дело.
Мы как правообладатели имеем прямой интерес в защите прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности. По этой причине мы также сами отслеживаем случаи нарушений и, как я говорил, обращаемся в правоохранительные органы.
В начале интервью вы сказали, что за последнее время ситуация с рассмотрением таких дел в судах улучшилась. Расскажите об этом подробнее.
Изменений очень и очень много. Например, имеется возможность применения предварительных обеспечительных мер, позволяющих блокировать доступ к ресурсам сети Интернет, на которых незаконным образом используются объекты, охраняемые авторским и (или) смежными правами, или возможность установления «вечной» блокировки таких ресурсов. Сюда же я бы отнес накопленную практику судов общей юрисдикции и Суда по интеллектуальным правам — специализированного органа, рассматривающего споры в сфере интеллектуальных прав.
Нельзя обойти вниманием и появление в июле 2017 года разъяснения Верховного Суда РФ о том, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением мирового судьи о привлечении к административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, имеют обязательное значение для суда, в котором рассматривается дело о взыскании компенсации за незаконное использование авторских прав с участием тех же лиц. Проще говоря, если лицо уже привлекли к ответственности по части 1 статьи 7.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение авторских и смежных прав и это решение суда вступило в силу, то установленные судом по данному делу обстоятельства не требуют доказывания в последующем судебном деле об истребовании с этого правонарушителя денежной компенсации.
Раньше суды, в которые мы обращались, иногда игнорировали вынесенные мировыми судами постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 7.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это затрудняло взыскание денежной компенсации. Сейчас у судов есть четкий ориентир, и мы не сомневаемся, что процесс возмещения денежных компенсаций по случаям неправомерного использования принадлежащих нашей компании исключительных прав упростится. Это серьезное подспорье в нашей работе и одновременно плохая новость для правонарушителей.
Еще одно позитивное изменение связано с оценкой доказательств нарушения в сфере авторских и смежных прав. Лет семь назад суды даже представляемые в дело распечатки переписки из электронной почты порой стремились не замечать, не доверяя таким доказательствам. Сейчас скриншоты страниц интернет-сайтов, распечатки информации сервисов Whois, документы, подписанные ЭЦП, и описи веб-сайтов не вызывают у судов недоверия и успешно применяются. Примерно с 2013 года законодательство в сфере регулирования деятельности по оказанию услуг связи, СМИ, информации и информационных технологий, использования результатов интеллектуальной деятельности начало неуклонно изменяться. Оно во многом восприняло реально существующую IT-терминологию, с большей полнотой отразило формы использования охраняемых объектов, индивидуализируется степень ответственности правонарушителей. Все это позитивно влияет на нашу практику, позволяет эффективнее защищать свои права.
На ваш взгляд, следует ли что-то усовершенствовать в российском законодательстве?
Без сомнения, остается множество направлений, по которым еще нужно работать и законодателю, и российским судам, и юридической науке в целом. В связи с бурным развитием средств получения, доставки и воспроизведения контента, кастомизации реализуемого продукта правовое регулирование и правоприменительная практика несколько запаздывают. Тут ничего не поделаешь. Впрочем, даже уже имеющиеся правовые возможности можно использовать эффективнее.
Например, в делах, предполагающих привлечение к ответственности по статье 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, важно доказать именно факт извлечения дохода из незаконной трансляции контента в публичном месте. И без сторонних подсказок представляется очевидным, что кафе или бар с ТВ-трансляцией привлекут гораздо больше посетителей, а выручка в заведениях с ТВ-экраном окажется выше. Однако суд принимает решение только на основании нормы права. Поэтому если в тексте закона привлечение к ответственности обуславливается тем, что нарушение авторских и смежных прав имело место в целях извлечения дохода, то суд обязательно захочет уяснить, в чем в конкретном кафе, допустим, «Ромашка», выражалось извлечение дохода из трансляции пакета каналов «Триколор ТВ». Мы к этому готовы и, разумеется, представим суду все необходимые пояснения и обоснования, но хотелось бы, чтобы в подобных случаях закон был детализирован и предусматривал как можно больше практических ситуаций.