Так какие тренды лежат в основе этой трансформации? В первую очередь это переход всех основных коммуникаций в цифровое пространство. Мы общаемся в Интернете, мы развлекаемся, смотрим сериалы, заказываем через приложение еду на дом, играем в игры на смартфоне или на телевизоре, пока идет реклама, с помощью приложения изучаем новые языки и смотрим кулинарные мастер-классы, мы оплачиваем коммунальные услуги, заказываем одежду и бытовую технику через Интернет. Большая часть наших контактов с миром происходит в цифровой среде, и это нужно учитывать, чтобы создавать актуальный и востребованный продукт.
Кроме того, изменился и темп жизни. Зачастую у нас не остается ни времени, ни желания самостоятельно искать и выбирать из огромного множества интересный контент и сервисы. Гораздо удобнее выбрать единого поставщика, который удовлетворит все потребности в цифровых развлечениях и услугах. И тут лидером становится оператор, предлагающий комплексный цифровой продукт, который удовлетворит основные потребности современного человека, живущего в цифровом мире.
Изменились и зрительские предпочтения по контенту, да и сам способ его потребления. Абонент платного ТВ смотрит все больше нишевых телеканалов, при этом выбирает те программы, которые отвечают именно его интересам и увлечениям. Массовый, рассчитанный на максимально широкую аудиторию контент постепенно отходит на второй план, уступая место тематическому. На рынке существуют сотни телеканалов, при этом каждый стремится выделиться, включить в эфир необычный, яркий, интересный контент. Зритель даже при всем желании просто физически не может посмотреть все, что ему предлагает программа доступных телеканалов. Разобраться в этом море контента и выбрать самое интересное помогают рекомендательные сервисы. У "Триколора ТВ", например, такой сервис называется "Лучшее на ТВ". Он отбирает и записывает наиболее востребованные программы телеканалов и распределяет их по удобным жанровым категориям. Даже если абонент не успел к эфиру, он может посмотреть программу позже.
Тут мы приходим к следующей тенденции: абонент хочет смотреть интересный для себя контент в любое удобное время, на любом устройстве. Например, хозяйке хочется иметь возможность продолжить просмотр ТВ на планшете, если, например, нужно идти готовить ужин, а программа еще идет. Или просто иметь возможность смотреть на нескольких экранах разные телеканалы. А если за завтраком начался интересный фильм или любимое шоу, то кто из нас не захочет продолжить просмотр и по дороге на работу?
Однако важно учитывать тот факт, что далеко не всегда у зрителя есть доступ к Сети, кроме того нужно учитывать неравномерное проникновение Интернета в регионах России. Поэтому помимо гибридных, мы разрабатываем сервисы, основанные на спутниковой технологии. И это предмет нашей особой гордости. Мы используем преимущества спутниковой технологии, предлагая абонентам полноценный набор нелинейных сервисов без необходимости подключения к Интернету. Так, например, первый нелинейный сервис мы запустили еще в 2013 году. Это сервис "Кинозалы". Он создан на базе спутниковой технологии и позволяет смотреть новинки и хиты кинематографа даже там, где твои ближайшие соседи - вечные льды и белые медведи и где даже речи не идет о проводном ШПД. Это уникальный для российского рынка сервис, и не только потому, что у него нет технологических аналогов, но и по охвату аудитории. Сейчас он доступен уже более 7 млн российских семей, а это значительная цифра для легального рынка VоD.
Разумеется, как лидеры отрасли мы не только отслеживаем изменения в модели поведения зрителей, в системе их ценностей и предпочтений - мы формируем тренды. Понимая вектор развития, мы создаем новые продукты и внедряем новые бизнес-модели. Совершенно очевидно, что нелинейные сервисы отвоевывают место на рынке платных цифровых услуг. И новые реалии требуют новых продуктовых и бизнес-форматов. Платное телевидение идет дальше линейного и нелинейного телесмотрения. Наша задача - удовлетворить все ключевые цифровые потребности абонентов, организовать единую комфортную и эффективно решающую их задачи цифровую среду. И мы находимся на пути к этому. Пока еще никто не выработал единого нового формата, и каждый игрок рынка проявляет креатив как в его названии, так и в наборе цифровых услуг.
Однако уже ни у кого не осталось сомнений: будущее за качественным и разнообразным цифровым контентом и услугами, упакованными в единый удобный интерфейс, доступ к которому возможен в любое время, в любом месте. Вот наш ориентир на ближайшие несколько лет.