Правом на маркетинг и коммерческую эксплуатацию ракет-носителей "Протон-М" обладает совместное российско-американское предприятие International Launch Services (ILS). Контрольный пакет в ILS принадлежит ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева" (ГКНПЦ). Inmarsat заключил c ILS договор на запуск всех трех своих спутников пятого поколения (F1, F2 и F3).
"После успешного запуска третьего спутника пятого поколения Inmarsat будет стремиться начать оказывать коммерческие услуги Global Xpress по всему миру в конце 2015 г.", - говорится в сообщении на сайте компании. Как рассказывала представитель Ассоциации европейских операторов спутниковой связи (European Satellite Operator's Association, ESOA), руководитель по связям с правительственными структурами глобальной программы Inmarsat Юлия Куликова, Global Xpress - это первая в мире глобальная сеть спутникового широкополосного доступа в Интернет в Ка-диапазоне.
Inmarsat-5F3, как и первые два спутника ШПД-сети Global Xpress, изготовлен по контракту, заключенному Inmarsat с подразделением космических программ компании Boeing (Boeing Satellite Systems) в августе 2010 г. Причем в 2013 г. компания заказала у Boeing четвертый спутник - Inmarsat-5F4, его создание будет завершено в середине 2016 г. Этот спутник будет запасным, а также поможет в будущем расширить возможности системы GX.
Inmarsat-5F3 предназначен для оказания услуг связи на территории Тихоокеанского региона. Спутник оборудован полезной нагрузкой Ка-диапазона, он будет формировать 89 фиксированных точечных лучей, что обеспечит пользователям с компактными терминалами высокоскоростную (до 50 Мбит/c) передачу данных, радиотелефонию, доступ в Интернет на суше, море и в воздухе. Спутник будет работать в точке стояния 180° в.д. Cрок активного существования на орбите - 15 лет. Масса спутника составляет более 6 тонн.
Как рассказал директор по корпоративным коммуникациям компании Inmarsat Джонатан Синнатт, компания планирует ввести Inmarsat-5F3 в коммерческую эксплуатацию до конца 2015 г.
Ранее, 1 февраля 2015 г., успешно прошел запуск российской ракеты-носителя "Протон-М" со спутником Inmarsat-5F2. Inmarsat-5F2 предназначен для оказания услуг связи на территории Северной и Южной Америки и Атлантического океана.
Первый из спутников серии I-5, Inmarsat-5F1, был успешно запущен с помощью ракеты-носителя "Протон-М" в декабре 2013 г. В его зону охвата попадают Европа, включая Россию, Ближний Восток, Африка и Азия. Вице-президент по коммерции Inmarsat Global Xpress Микеле Франчи образно называет его спутником Индийского океана. Несмотря на то что Inmarsat 5F-1 был выведен на орбиту еще в конце 2013 г., он вошел в коммерческую эксплуатацию с 1 июля 2014 г. На начало февраля 2015 г. спутник не предоставлял услуги связи в РФ. Тем не менее GX при помощи Inmarsat-5F1 оказывает услуги ШПД в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в Азии как коммерческим, так и государственным заказчикам.
Общая стоимость инвестиционной программы Global Xpress, включающей три спутника и четвертый запасной, составляет $1,6 млрд, уточнил Джонатан Синнатт. Глобальная сеть спутникового широкополосного доступа в Интернет включает в себя также шесть наземных станций Inmarsat, которые расположены в Италии, Греции, Канаде, США и Новой Зеландии. "Этот проект претворит в жизнь концепцию "вездесущего Интернета". Впервые один оператор сможет предоставлять спутниковый широкополосный доступ в Интернет на суше, на море и в воздухе", - приводятся слова Микеле Франчи на сайте Inmarsat.
Как ранее сообщалось, в России Inmarsat заключил соглашение с оператором "СТЭК.КОМ", который будет предлагать сервисы GX местным конечным пользователям. Параллельно Inmarsat создал в России дочернюю компанию ISAT Global Xpress. Она будет координировать развитие VSAT-рынка в России.
По словам руководителя группы исследования рынка "СТЭК.КОМ" Ивана Ершова, компания действительно заключила соглашение с Inmarsat. "Однако услуги связи GX в настоящее время в России не оказываются. Идет завершение технических и процедурных вопросов", - отметил он.
Как в феврале сообщала Юлия Куликова, Inmarsat уже завершил процесс координации с российскими сетями в соответствии с процедурами Международного союза электросвязи (МСЭ) и требованиями российской нормативной базы. "Мы уверены, что необходимые разрешения, которые мы получим от Государственной комиссии по радиочастотам, позволят конечным российским пользователям получать услуги ШПД Global Xpress уже в ближайшем будущем. Основные российские авиакомпании проявляют большой интерес к услугам компании Inmarsat, - говорила она. - Мы надеемся, что сможем предложить им свои услуги как можно скорее".